Блоги / Константин Калиниченко

Муральные устои

14.05.2020 19:39|ПсковКомментариев: 10

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

«Людей без вкуса, чувства прекрасного следует держать от массовой

культуры на максимально возможном расстоянии».

 

Славой Жижек

На минувшей неделе страна виртуально отметила 75-летие Великой Победы. По известной причине пришлось обойтись без торжественных массовых мероприятий. Пожалуй, наиболее заметным событием празднования юбилейной даты стало появление очередного по счету мурала (картины огромного размера на внешней стене здания) на стене одного из домов дальнего Завеличья.

Вообще тема войны в нашей стране в принципе воспринимается достаточно болезненно. В отличие от остального мира, говорить о войне в прошедшем времени мы пока не научились. И чтобы не было кривотолков сразу поясню, что ни в коей мере не ставлю под сомнение ценность Великой Победы, не намерен оскорбить чьих-либо чувств, не стремлюсь, как сейчас модно говорить, «переписать историю».

Так вот, значит, появился этот мурал на стене унылой панельной девятиэтажки по Рижскому проспекту, 93. Композиция, если это можно так назвать, посвящена Знамени Победы и его тесной связи с Псковской областью. Сама по себе тема не обсуждается, тем более, что псковичи имели отношение не только к появлению Замени Победы, но и к непосредственному водружению его над Рейхстагом.

Но предлагаю посмотреть на этот мурал как на явление культурологического и градообразующего порядка. И с этого ракурса все выглядит довольно грустно и уныло.

Тут надо немного пояснить, что такое мурал, чем он отличается от граффити и какое место занимает в современной массовой культуре.

Итак, мурал – это современное уличное искусство, которое направлено на придание красоты зданиям. Картина огромного размера, нанесенная на поверхность здания или сооружения. Отличие мурала от граффити не только в размерах. Муралы – это на самом деле произведения искусства. Граффити живут короткий промежуток времени, а вот муралы рисуют на долгие годы вперед, придают им глубокий социально-исторический и культурный смысл.

С этой точки зрения данный конкретный мурал выглядит как перерисованная контурная карта из советской школьной программы. Идея композиции, если верить источникам, принадлежит Российскому военно-историческому обществу. Ну, что сказать: даже из лежащих на поверхности сюжетов, выбрали, очевидно, далеко не лучший. Какой смысл было размахиваться на 9-этажное здание, если примерно 80% полотна занимают бессмысленная пустота и игры со шрифтами? Если уж решили обыгрывать тему победы в войне, разве не логичнее было изобразить, например, хрестоматийный сюжет красного знамени над Рейстагом, тем более, что пскович, герой войны, Михаил Минин имел к этому самое непосредственное отношение? Есть примерно миллион других военных сюжетов, но отныне на западном въезде в Псков нас будет встречать цветная контурная карта.

Мне кажется, что и место для этого мурала выбрано не случайно. Рижский, 93 – это первый многоэтажный дом, который встречает гостей, въезжающих с запада. Туристов из Европы теперь на въезде в город приветствует композиция, четко указывающая, кто на самом деле выиграл войну и что, конечно же, «можем повторить».

Впрочем, это не столь важно, поскольку у нас в целом стойкая антизападная политика в стране, так что наш мурал тут, что называется, к месту. Проблема, думаю, в другом.

Город Псков с архитектурной точки зрения серый и унылый. Наполнен хрущобами, полузаброшенными промышленными зданиями и сооружениями. Современная застройка, за единичными исключениями, является продолжением давно устаревших ущербных проектов провинциальных совковых архитекторов.

Не первый год стоит вопрос, что со всем этим делать? Снести все это послевоенное убожество разом, понятное дело, нельзя – у нас тогда города просто не останется. В цивилизованных странах, где, кстати, тоже полно всякого архитектурного шлака, на помощь в таких случаях часто приходит стрит-арт в его самых разных проявлениях.

Работа агентства Heimat Wien (Вена)

Идея граффити, надо сказать довольно спорная как по своей природе, так и по художественному воплощению, в Пскове как-то не прижилась. Единичные проекты, вроде росписи Крестовского виадука к 1100-летию Пскова или портрета Довлатова под Ольгинском мостом, не получили серьезного осмысления и масштабного развития. Однако пару лет назад чиновники в Пскове внезапно узнали о существовании муралов. Казалось бы, найден выход, ведь при помощи мурала можно преобразить даже самый убогий панельный дом. И ведь принципиально ничего нет сложного: есть успешный мировой опыт преображения стен при помощи муралов, а сюжетов – просто бесконечное число. Вот тут и нашла коса на камень.

Оказалось, что у ответственных за это дело товарищей напрочь отсутствует креатив. Муралы в Пскове начали появляться, как грибы после дождя. С функцией закрашивания грязи и трещин на стенах они справляются неплохо. Но, пожалуй, в этом их единственное достоинство.

Первый мурал появился на Октябрьском проспекте. Он посвящен роману псковского писателя Вениамина Каверина «Два капитана». Пожалуй, это лучший из псковских муралов. Даже несомненная милитаристская тематика в нем не столь ярко светит в глаза.

Но все остальные муральные потуги – это лишь различные оттенки пошлости и безвкусицы.

Из миллиона интересных и небанальных сюжетов авторы сподобились на то, чтобы остановить свой выбор на Пушкине и Александре Невском. Согласитесь, придумать в наши дни что-то более пошлое и банальное, чем Пушкин, почти невозможно. Пушкина у нас «юзают» по любому поводу, а чаще и без такового, а смуглый лик Александра Сергеевича встречается столь же часто, как портреты Ким Ир Сена в Северной Корее. Ну и естественно авторы идеи ничего лучше не придумали, как изобразить такого вот типичного, тиражного Пушкина, без малейшего намека на творчество и изобретательность.

Столь же банально выглядит мурал с Александром Невским. К тому же это – почти точная копия аналогичного мурала, ранее нарисованного в Великом Новгороде. Именно глядя на этого Невского, меня не покидает ощущение, что это какой-то баннер, впопыхах заказанный на АлиЭкспресс для открывающегося барбершопа, с целью показать, что мастера в данном заведении умеют красиво ровнять усы и бороду.

К тому же авторы этих поделок постоянно допускают прямо-таки эпические фейлы. Например, специалисты обратили внимание, что на мурале «Два капитана» изображен военный самолет, на котором, логично предположить, летал Саня – главный герой романа. Но вот беда – в изображении достаточно легко угадывается американский самолет Б-25 «Митчелл». В принципе «Б-25» поставлялись в годы войны в Советский Союз, однако, Саня, как известно, воевал в истребительной авиации, а «Митчелл» – самый что ни на есть бомбардировщик. Авторы, само собой, не парились над решением этой задачи – просто взяли первый попавшийся похожий самолет и намалевали на стену.

Точно также, проектируя мурал, посвященный подвигу 6-й роты, они не стали напрягаться и взяли за основу постер к американскому сериалу «Братья по оружию». Вот это был бы приличный скандал, но, слава богу, неравнодушные специалисты вовремя забили тревогу и не допустили позора.

Главная, на мой взгляд, проблема заключается в том, что, авторы проекта «мурализации» Пскова не в состоянии отойти от банальных и мало кому интересных сюжетов. Вот у нас уже целых 2 мурала, посвященных подвигу 6-й роты, еще 2 посвященных войне, плюс банальные Невский и Пушкин. Неужели нет каких-то других интересных сюжетов? Как памятники Ленину однотипные втыкали по всему Советскому Союзу, так сегодня нам лепят на стены эти тиражные муралы, на которых или война, или Невский и Пушкин.

Вот тут возникает вопрос: а как вообще эти поделки появляются на стенах домов? Кто определяет тематику, сюжет, утверждает эскиз и окончательный проект? Ведь по идее это должны быть специалисты-профессионалы, а не какие-то волонтеры, страдающие врожденным дурновкусием.

Кажется, в Пскове есть целых два архитектора – городской и областной. Но я ни разу не слышал их мнения на этот счет. Было бы очень интересно услышать позицию Евгения Шапкина и Евгения Скачкова. Ну, вдруг они считают эти муралы – настоящими произведениями искусства, шедеврами современного стрит-арта. Однако речь прежде всего о едином архитектурном облике города. Надо же понимать, что это все рисуется на годы вперед. Должна быть толковая программа, понимание на перспективу, что и где будут рисовать. А пока все это напоминает судорожное освоение бюджетов под внезапно открывающиеся юбилейные даты.

Я все время задаюсь вопросом: почему мы живем прошлым? Из года в год ковыряемся в памяти, вызываем фантомные боли. Конечно, ответ очевиден и лежит на поверхности. У современной России нет серьезных успехов. Есть локальные удачи, но это лишь проблески жизни на фоне общего национального разочарования в сегодняшнем дне.

Но если так воспринимать действительность, то ничего в этом смысле не поменяется. Так и потратим жизнь на копания в воспоминаниях и бессмысленные упражнения в квасном патриотизме.

Между тем совершенно ясно, что на самом деле следует делать. Прежде всего ответить на простой вопрос: для кого этот город? Для туристов? Может быть для его жителей все же? Уважаемые ответственные за визуальное развитие города чиновники! Вместо пустопорожних пока что рассуждений про дизайн-коды и прочую заумную ерунду, в которой вы сами, судя по всему, мало что понимаете, проведите опрос жителей, какие муралы они хотели бы видеть на стенах псковских домов? Перестаньте доверять такие дела разным проходимцам и случайным неподготовленным людям. Спросите, в конце концов, молодежь – молодое поколение априори креативно и обладает незамутненным сознанием, не испорченным ложными идеологическими догмами.

Есть еще более простой способ – изучить мировой опыт, посмотреть, какие темы для муралов выбирают в цивилизованных странах. Многие, думаю, обращали внимание на муралы в эстонском Тарту. На стенах зданий там изображены просто известные жители города, оставившие след в разных сферах деятельности: профессор университета Марью Лауристин, экс-мэр Тарту Андрус Ансип, джазовый музыкант Олег Писаренко. Это все совершенно обычные люди, которых к тому же вполне реально встретить на улицах города. Ощущение жизни и реальности происходящего. Люди живут сегодняшним днем, а не фантомными болями безвозвратно ушедших эпох.

И последнее. В самом начале я говорил, что муралы пришли в Псков пару лет назад. Это не вполне так. Есть в Пскове мурал, которому уж не один десяток лет. Он всем известен – это конь, который, собственно, дал название одному из главных топонимов современного Завеличья – так называемому «Дому с конем». И это – прекрасный, просто отличный мурал. Именно поэтому «дом с конем» в Пскове известен каждому. А «дом с муралом» – такое никому и в голову не приходит говорить.

Сегодня в Пскове 6 новых муралов. Самое правильное – остановиться и не повторять уже совершенных ошибок. Не заполнять город пошлыми и банальными сюжетами, исполненными в стиле типографских баннеров. Выяснить, что действительно важно для жителей города. Может быть, они хотели бы видеть мурал, посвященный врачам и медсестрам. Или известным псковичам. А может быть Энди Уорхолу – почему нет?

Вообще, это мог быть отличный эксперимент для нашего города. Но думаю, чиновники наши на такое просто не способны.

Константин Калиниченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Как бороться с проявлениями вандализма в Псковской области?
В опросе приняло участие 98 человек

Коронавирус

Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.