Блоги / Константин Калиниченко

Панельная страна

07.07.2022 17:05|ПсковКомментариев: 1

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«В твоем доме все дерьмо? Не волнуйся, мы здесь все одинаковые. Красочные сборные дома, пепельно-серое небо. Детская площадка между гигантскими блоками. Квартал, который мал. Но горизонт широк...».

Maskulin «Plattenbau O.S.T.»

Отвлечемся сегодня от острых политических тем, укрополемики и козней проклятущего коллективного Запада, оставим это гиблое дело диванным аналитикам. Поговорим о приземленном.

Вот, например, в минувший понедельник приземлились несколько балконов в Плюссе. По всем правилам отделились от основной конструкции и, согласно закону всемирного тяготения, в ночи проследовали в направлении земли. К счастью, никого не убило. Дальше выяснилось много интересного. Оказалось, что дом вполне себе не старый, а если применить классификацию возрастов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), так и вовсе молодой — 1986 года постройки.

Рухнувшие балконы дома в Плюссе

А по мере того, как моя прекрасная коллега, Анастасия Сливинская, общалась на эту тему с экспертами, всплывали все новые подробности. Дом, что характерно, не был признан аварийным, т.е. ничего подобного не должно было с ним произойти. Специалисты высказали свое видение ситуации, но по поводу конкретной причины только лишь развели руками. Судя по всему, причин случившегося может быть примерно миллион, поэтому все эксперты сошлись во мнении, что нужно идти к истокам, а именно — проанализировать то, как строился дом. Честно говоря, я как-то сомневаюсь, что погружение в историю даст результат. Найти людей, которые в 1986 году в поселке городского типа возвели многоэтажный дом и добиться от них признательных показаний, что они нарушили какую-то технологию, вряд ли возможно. Да и какой смысл? С этим домом все более-менее понятно — если один балкон сошел вниз, утянув за собой еще парочку, наверно, есть смысл во всем доме запретить жильцам пользоваться балконами. А по-хорошему, так нужно подумать и о расселении дома. В противном случае нельзя исключать, что этот «нестарый и неаварийный» дом преподнесет еще сюрпризы.

И хоть за последние дни в Псковской области сложилось мнение, что если где-то пожар и техногенная катастрофа, то это, конечно, Плюсса, я бы предложил перейти к обобщениям. Смотрите, какая картина вырисовывается.

По фотографиям видно невооруженным глазом, что балкон обрушился в типичном позднесоветском панельном доме. У нас таких домов различной этажности — половина Пскова. И по области их немало. И по всей нашей, вставшей в очередной раз с колен, стране.

Такие «plattenbau», а по-русски говоря, «панельки», строили, без малого, четверть века. Разные есть версии происхождения. Одна отсылает к Никите Хрущеву, который был сильно озабочен проблемой расселения советских людей из коммуналок в индивидуальное жилье. И когда ему показали французский проект быстровозводимого жилья для рабочего класса, он загорелся идеей строительства подобных домов в СССР. Другая версия апеллирует к т.н. кварталам Plattenbauten, характерным для Восточного Берлина и ряда других крупных городов ГДР.

Так или иначе, но сама идея панельного проектирования закладывала мину замедленного действия под массовое гражданское домостроение. Дело в том, что никаких преимуществ у панельных домов 20 века перед другими типами домов, кроме скорости возведения и дешевизны конструкции нет. Чистой воды экономия и только экономия. Но любой специалист вам скажет, что экономия в 99 случаях из 100 — это потеря качества, надежности, эксплуатационных характеристик и, в конечном счете. долговечности. Таким образом потенциальные проблемы сегодняшнего дня были заложены даже не на этапе строительства, а на стадии концептуального проектирования гражданской застройки в СССР.

Старожилы мне сейчас припомнят, что Хрущев был не дурак. И хоть с кукурузой его прилично занесло, но на строительство домов для советского человека Никита Сергеич смотрел трезвым взглядом. Поэтому срок службы «хрущевок» он определил в 25-30 лет. А дальше потомки должны уже жить при коммунизме и построить что-нибудь новое.

Те 25 уже давно прошли, во многих случаях дважды. Но мы все чего-то ждем. Если бы я умел рисовать, я бы сейчас изобразил группу незадачливых граждан, которые незамутненным взором глядят наверх — на балконы советского панельного дома. И между собой спорят — упадет или не упадет. Не волнуйтесь, ответ очевиден — упадет, притом еще не раз. Потому что то, что было спроектировано из расчета на 25-30, может быть 40 лет, не может эксплуатироваться 50 и более. Свойства железобетона хорошо изучены, поэтому рассчитывать, что эти конструкции переживут египетские пирамиды не стОит. И не нужно быть Спинозой или Норманом Фостером, чтобы прийти к простому и понятному выводу — балкон рухнул банально от старости. Эта «старость» могла наступить чуть раньше или позже, но сути проблемы это никак не меняет.

Источник: pinterest.ru

Это мы еще не затрагиваем вопрос, о котором говорили практически все эксперты — о качестве строительства. Были ли соблюдены технологии при возведении дома? Никого не хотел бы обвинить или обидеть, но у меня есть опасения, что строительные нормы и правила могли быть нарушены. На дворе — 1986 год. О перестройке еще только разговоры ходят. Советский Союз из могучей сверхдержавы превратился в полуразложившегося зловонного кадавра. Страна разрывается между желанием показать всему миру, что у нее по-прежнему крепкие мускулы и непреодолимыми позывами прохудившегося мочевого пузыря. Как в той стране контролировали процесс возведения 3-этажного панельного дома в глубоко провинциальном поселке городского типа в эпоху всеобщего дефицита? Мне трудно поверить, что контроль был сколько-нибудь не формальный. А за 1986 годом был 1987, потом пришли 1990-е, для которых слово «бардак» является полным синонимом. Как там строили в России на заре демократии?

И вот сейчас всему этому позднесоветскому и раннероссийскому гражданскому строительству исполняется плюс-минус 30 лет — ровно столько, сколько Никита Хрущев отводил аналогичным, по сути, домам. Это мы не говорим о том, что при Хрущеве работали, вероятно, более качественно, к тому же еще хорошо помнили товарища Сталина и не хотели рисковать присесть за халатность.

Куда ни пойди в Пскове, везде эти панельные дома грязно-серого цвета. Точно такие же, как тот дом в Плюссе. И балконы у них такие же. Возникает вопрос: чего ждем? Что балконы начнут опадать наземь регулярно, количество инцидентов с каждым годом будет расти экспонециально? Что начнут падать с гражданами России?

Я что-то не слышал, чтобы у нас проводилось какое-то системное массовое обследование балконов на предмет их надежности и безопасности. Да, собственно, я напомню, что рухнувший балкон принадлежал, по официальному заключению, неаварийному дому. А у нас в каждом районе имеется внушительный фонд аварийного жилья, которое годами используется и не расселяется. Так чего мы хотим?

Тут все очевидно. Ответ на главный вопрос — в комментарии главы Островского района Псковской области Дмитрия Быстрова, который не только глава района, но и один из самых известных и уважаемых у нас экспертов в сфере ЖКХ. Он говорит об общем состоянии жилого фонда, о том, что процесс расселения ветхого жилья идет, но слишком медленно — недостаточно на местах денег, чтобы строить в количестве, адекватном потребности.

И что делать? Выход, как мне кажется, только один. Поскольку рано или поздно нам предстоит столкнуться с глобальной проблемой замены устаревшего морально и физически, а потому совершенно небезопасного советского жилого фонда, нам нужна программа, аналогичная по масштабу той, которая была принята при Хрущеве в СССР. Тогда расселяли людей из коммуналок в отдельное жилье. Сегодня нужно расселить людей из устаревшего и опасного жилья в новое — современное и безопасное.

Неплохо бы подумать и о красоте. Внешний облик старых панелек способен, мне кажется, вызвать депрессию, сопоставимую по глубине с героиновой абстиненцией. Еще, кстати, западные режиссеры любят снимать советские панельки, когда хотят показать в какой, извиняюсь, заднице приходится иногда жить обычным людям. В общем все это нужно сносить к чертовой матери, не дожидаясь, пока оно само не начало складываться на головы дорогих россиян.

Каких это потребует денег, я даже думать боюсь, наверно, ни в одном калькуляторе нет столько нулей. Но что поделать. Надо же на что-то тратить те сверхдоходы, которые наша страна, по заявлениям Минфина, получает от продажи энергоресурсов по нынешним взлетевшим ценам. К тому же, мы ведь перестали оглядываться на Запад, который нам теперь не указ. Любим и умеем помогать другим. Настала пора подумать о собственном народе. Заняться Псковом и Плюссой. И тысячами таких вот «Плюсс», расположенных на территории России. Здесь ведь тоже живут наши люди, они, как и другие, также имеют право на то, чтобы у них балконы не падали.

Константин Калиниченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 204 человека
Лента новостей