Турфирмам запретят организовывать паломнические поездки. Где черта между туристом и паломником? И не расколет ли это гражданское общество? Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти ведущая программы «Дневной дозор» Любовь Кузнецова. Предлагаем вашему вниманию текстовую версию выпуска, вышедшего в эфир радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 15 января.
Законопроект, который запрещает турфирмам организовывать паломнические поездки и передает это право «религиозным организациям», был одобрен в первом чтении Госдумой. Предполагается «закрепить исключительно за религиозными организациями право осуществлять паломническую деятельность на возмездной и безвозмездной основе», так как она не является «коммерческой деятельностью для получения прибыли». В обществе по этому поводу уже возникла дискуссия, в прессе пошли многочисленные публикации.
Для нашего региона вопрос чувствительный: в последние годы религиозный туризм в Псковской области является чуть ли не ведущим направлением. На территории региона действуют много монастырей и храмов, которые располагаются в памятниках истории и культуры. Ситуация очень сложная и полемичная. Взять хотя бы флагман религиозного туризма - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, фактическим настоятелем которого является руководитель Псковской митрополии, владыка Тихон. Для одних монастырь святыня, другие рассматривают его как памятник оборонного зодчества - крепость, третьи связывают с именами великих соотечественников и деятелей истории, например, Иваном Грозным. Поэтому шокировало сообщение, что групповые экскурсии по святыне будут иметь право водить только аттестованные епархией экскурсоводы.
Новость породила полемику в соцсетях: одни пишут про передел туррынка, про неравные условия для паломников и светских групп, про непонятное положение индивидуальных туристов. Их оппоненты напоминают, что некоторые, с позволения сказать, экскурсоводы имеют лишь отдаленное представление о монастыре, путают факты, вводят в заблуждение. По России нередки примеры, когда люди с паломнической экскурсионной поездкой оказывались в опасности - был предоставлен плохой транспорт, были проблемы с проживанием, были обмануты на деньги. Собственно, это и с обычными туристами не редкость, стоит отметить. Надо разделять паломничество и туризм: одни едут помолиться и постоять литургию, другие могут отказаться от этого или совместить поездку с просвещением, ознакомлением с историей обители, прелестями ее архитектуры. Но, отмечают наши респонденты, это вовсе не должно значить, что паломником можно смотреть все в памятниках культового зодчества, а людям светским туда доступ будет, как это представляется сейчас, ограничен. Как это возможно? Православие - это же часть нашей культуры!? Такой подход раскалывает гражданское общество на «своих» и «чужих», делится своим мнением с «Дневным дозором» зампредседателя псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева.
Ирина Голубева называет положение вокруг ограничений для групповых экскурсий в Псково-Печерском монастыре и в целом вокруг законопроекта о паломниках и туристах крайне неоднозначным. Понятно, что владыка Тихон стремится навести порядок конкретно в своем монастыре и в целом в епархии как член патриаршего совета по культуре вообще в этой сфере. Но, говорит Ирина Голубева, вопрос, где сопрягается религиозный мир и светская многовековая культура, должен решаться очень ювелирно. И вопрос пополнения казны тут не на первом месте. Впрочем, экономика тоже важна. Не видят ли опасности в плане потери части рынка, а как следствие и части прибыли, псковские туроператоры? Руководитель местной ассоциации Гелена Самохвалова, в отличие от многих своих коллег в других регионах страны, критикующих власти за очередной законопроект «для своих да наших», повода переживать не видит.
А вот коллеги Гелены Самохваловой не так спокойны. Руководитель турфирмы «Русский город» Лада Пономаревская туристическими поездками по святыням нашего региона - Крыпицы и Елизарово, Святогорский и Мирожский, Снетогорский и прежде всего Псково-Печерский монастыри - занимается с 2001 года. Говорит: ездят в превалирующей массе люди не воцерковленные, светские, посмотреть-послушать, узнать историю обители, поставить свечку. Сфотографироваться, конечно. Многие возвращаются, берут с собой друзей и коллег, семьи. На качество экскурсий специалистов турфирмы нареканий не было. Что касается ограничения в Печерском монастыре - ситуация тревожная, рассказывает Лада Пономаревская, и если не удастся ее решить, придется уйти в другое направление, фирма не разорится, но приятного мало.
Руководитель туркомпании «Эфес», которая в основном и работает с паломническими группами, Андрей Таскаев, встревожен не на шутку. Он совершенно не понимает и почти уверен, что в Госдуме тоже нет осознания, как физически будут делить, разводить потоки паломников и людей светских, едущих по культовым местам, то есть религиозных туристов. А разница весьма и весьма большая. К примеру, паломника не всякой едой можно покормить, есть дни постов, когда определенная пища недопустима. Люди светские лучше на экскурсию сходят, двухчасовую литургию стоять не будут, а паломникам нужны бдения и таинства, им прогулки ни к чему. В этих вопросах часто путаются и турфирмы - тут, по мнению Андрея Таскаева, нужен порядок. Но как это сделать цивилизованно, не закрыв двери перед носом людей, ищущих культуры, просвещения, духовного насыщения?
Так кому нельзя, а кому можно будет посещать Псково-Печерскую обитель и при каком условии? И для чего нужен новый закон, обсуждаемый сейчас в Госдуме? С этими вопросами мы обратились к руководителю паломнической службы Псковской митрополии Юлии Белобородовой. Однако в момент подготовки программы аудиокомментарий получить не удалось. Вынуждены ограничиться сухой констатацией факта с подтверждением, что действительно с 1 января этого года на территории Свято-Успенского Псково-Печерском монастыря проводить экскурсии имеют право исключительно экскурсоводы монастырской экскурсионной службы. Нововведение связано с тем, что были постоянными случаи, когда экскурсии проводили «непрофессионалы, допускающие не просто исторические "ляпы" и безграмотные высказывания, но и абсолютно абсурдные домыслы, которыми они забивали головы паломникам и туристам». По этой причине, продолжила она, духовным собором монастыря было принято решение, что все экскурсоводы после представления монастырем должны быть аккредитованы одной из государственных организаций высшего образования, как и полагается по закону. Юлия Белобородова также считает ошибочным мнение, будто теперь у монастыря не будет возможности предоставить экскурсоводов для всех туристических и паломнических групп, а псковских и печорских экскурсоводов лишат работы.
Безусловно, нет в нашей стране сферы, где не требовалось бы навести порядок. Касательно нашей темы, тоже бы хотелось, чтобы люди, едущие помолиться, имели такую возможность. Но права полюбоваться древними монастырями, которые для одних — святыни, нельзя лишать тех, для которых они — объекты истории и культуры или просто место, где можно уединенно побродить-подумать, поговорить с мудрыми людьми и не принять опрометчивых решений, например. И если епархия будет проводить своего рода аттестацию, то, как минимум, чтобы за бортом не остались действительно талантливые экскурсоводы. Что касается нововведения в Псково-Печерском монастыре - это еще одна иллюстрация к тому, что митрополит Тихон без дела сидеть не намерен. И кто сказал, что он не прав, давая дорогу и возможность зарабатывать своей, епархиальной казне? Любой из нас, будучи более или менее толковым менеджером, поступил бы так же. Но и нам никто не запрещает задаться вопросом, как это так получается: монастырь - собственность государства, РПЦ от налогов освобождена, а теперь сможет получать своего рода монополию на определенную часть туристического рынка? Еще более интересная история с тем, что на государственные средства в Пскове и Печорах начинает создаваться паломнический кластер. Такой вот менеджмент.