Новости партнеров
Общество

Где черта между туристом и паломником?

16.01.2019 13:52|ПсковКомментариев: 36

Турфирмам запретят организовывать паломнические поездки. Где черта между туристом и паломником? И не расколет ли это гражданское общество? Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти ведущая программы «Дневной дозор» Любовь Кузнецова. Предлагаем вашему вниманию текстовую версию выпуска, вышедшего в эфир радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 15 января.

Законопроект, который запрещает турфирмам организовывать паломнические поездки и передает это право «религиозным организациям», был одобрен в первом чтении Госдумой. Предполагается «закрепить исключительно за религиозными организациями право осуществлять паломническую деятельность на возмездной и безвозмездной основе», так как она не является «коммерческой деятельностью для получения прибыли». В обществе по этому поводу уже возникла дискуссия, в прессе пошли многочисленные публикации.

Для нашего региона вопрос чувствительный: в последние годы религиозный туризм в Псковской области является чуть ли не ведущим направлением. На территории региона действуют много монастырей и храмов, которые располагаются в памятниках истории и культуры. Ситуация очень сложная и полемичная. Взять хотя бы флагман религиозного туризма - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, фактическим настоятелем которого является руководитель Псковской митрополии, владыка Тихон. Для одних монастырь святыня, другие рассматривают его как памятник оборонного зодчества - крепость, третьи связывают с именами великих соотечественников и деятелей истории, например, Иваном Грозным. Поэтому шокировало сообщение, что групповые экскурсии по святыне будут иметь право водить только аттестованные епархией экскурсоводы.

Новость породила полемику в соцсетях: одни пишут про передел туррынка, про неравные условия для паломников и светских групп, про непонятное положение индивидуальных туристов. Их оппоненты напоминают, что некоторые, с позволения сказать, экскурсоводы имеют лишь отдаленное представление о монастыре, путают факты, вводят в заблуждение. По России нередки примеры, когда люди с паломнической экскурсионной поездкой оказывались в опасности - был предоставлен плохой транспорт, были проблемы с проживанием, были обмануты на деньги. Собственно, это и с обычными туристами не редкость, стоит отметить. Надо разделять паломничество и туризм: одни едут помолиться и постоять литургию, другие могут отказаться от этого или совместить поездку с просвещением, ознакомлением с историей обители, прелестями ее архитектуры. Но, отмечают наши респонденты, это вовсе не должно значить, что паломником можно смотреть все в памятниках культового зодчества, а людям светским туда доступ будет, как это представляется сейчас, ограничен. Как это возможно? Православие - это же часть нашей культуры!? Такой подход раскалывает гражданское общество на «своих» и «чужих», делится своим мнением с «Дневным дозором» зампредседателя псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева.

В храме нет ни жида, ни эллина. Этот вопрос так всегда ставился, и не нами, а Евангелие и Библией. Это изначальная установка. А теперь у нас что — эти отдельно, а эти отдельно? Как так может быть? Словами Александра Ивановича Голышева можно сказать, что такое решение раскалывает гражданский мир, потому что делит людей на паломников и простых экскурсантов. Потому что паломникам, как я понимаю, оказываются преференции, выделяется отдельный экскурсовод, а светским экскурсоводам, которые по-другому ведут экскурсии - им установлен запрет. Сейчас задача епархии - это, видимо, организация своей активной службы, которая будет фактически все брать на себя, в том числе и экскурсии по городу, потому что они предусматривают посещение церквей.

Ирина Голубева называет положение вокруг ограничений для групповых экскурсий в Псково-Печерском монастыре и в целом вокруг законопроекта о паломниках и туристах крайне неоднозначным. Понятно, что владыка Тихон стремится навести порядок конкретно в своем монастыре и в целом в епархии как член патриаршего совета по культуре вообще в этой сфере. Но, говорит Ирина Голубева, вопрос, где сопрягается религиозный мир и светская многовековая культура, должен решаться очень ювелирно. И вопрос пополнения казны тут не на первом месте. Впрочем, экономика тоже важна. Не видят ли опасности в плане потери части рынка, а как следствие и части прибыли, псковские туроператоры? Руководитель местной ассоциации Гелена Самохвалова, в отличие от многих своих коллег в других регионах страны, критикующих власти за очередной законопроект «для своих да наших», повода переживать не видит.

Этого законопроекта давно ждали епархиальные службы, но я не вижу в этом никакого опасения, потому что мы говорим о паломниках, которые не являются туристами, которые приносят прибыль турорганизациям. И, в общем-то, туроператоры, занимающиеся внутренним туризмом, так уж плотно организацией паломнических поездок никогда не занимались. Этим занимались специальные паломнические службы при епархиях. Потому что истинные паломники едут несколько с другими целями.

А вот коллеги Гелены Самохваловой не так спокойны. Руководитель турфирмы «Русский город» Лада Пономаревская туристическими поездками по святыням нашего региона - Крыпицы и Елизарово, Святогорский и Мирожский, Снетогорский и прежде всего Псково-Печерский монастыри - занимается с 2001 года. Говорит: ездят в превалирующей массе люди не воцерковленные, светские, посмотреть-послушать, узнать историю обители, поставить свечку. Сфотографироваться, конечно. Многие возвращаются, берут с собой друзей и коллег, семьи. На качество экскурсий специалистов турфирмы нареканий не было. Что касается ограничения в Печерском монастыре - ситуация тревожная, рассказывает Лада Пономаревская, и если не удастся ее решить, придется уйти в другое направление, фирма не разорится, но приятного мало.

Учитывая, что сейчас 15 января, туристы так и продолжают к нам ездить. А мы до сих пор не знаем политику монастыря, как мы будем проводить свои экскурсии, какие у нас будут денежные потери. Но выход всегда находится. Возможно, это будет полный отказ от посещения монастыря, либо какая-то путевая информация (остановиться и посмотреть), а дальнейшее пребывание в монастыре на самостоятельной основе.

Руководитель туркомпании «Эфес», которая в основном и работает с паломническими группами, Андрей Таскаев, встревожен не на шутку. Он совершенно не понимает и почти уверен, что в Госдуме тоже нет осознания, как физически будут делить, разводить потоки паломников и людей светских, едущих по культовым местам, то есть религиозных туристов. А разница весьма и весьма большая. К примеру, паломника не всякой едой можно покормить, есть дни постов, когда определенная пища недопустима. Люди светские лучше на экскурсию сходят, двухчасовую литургию стоять не будут, а паломникам нужны бдения и таинства, им прогулки ни к чему. В этих вопросах часто путаются и турфирмы - тут, по мнению Андрея Таскаева, нужен порядок. Но как это сделать цивилизованно, не закрыв двери перед носом людей, ищущих культуры, просвещения, духовного насыщения?

Есть еще такое понятие «религиозный туризм». Знаю по опыту: когда люди приезжают на какие-то свои мероприятия, но в графике образуется свободное время. И они говорят: «Мы хотим с городом познакомиться, зайти в храм, поставить свечку, помолиться, в Печерский монастырь съездить. То есть вроде бы это просто туризм, но сопряженный с посещением святых мест. Не понимаю, как они будут это прописывать. Это сложно. С тем, чтобы прописать, что паломнические поездки теперь могут вести только паломнические службы, я где-то согласен. Это конечно. Этим должны заниматься профессионалы - те, кто знает все храмы, все монастыри, где, когда какие службы, когда какие посты. Но как они определят, паломническая это поездка, светское паломничество или религиозный туризм? Как они отделят «чистое» паломничество?

Так кому нельзя, а кому можно будет посещать Псково-Печерскую обитель и при каком условии? И для чего нужен новый закон, обсуждаемый сейчас в Госдуме? С этими вопросами мы обратились к руководителю паломнической службы Псковской митрополии Юлии Белобородовой. Однако в момент подготовки программы аудиокомментарий получить не удалось. Вынуждены ограничиться сухой констатацией факта с подтверждением, что действительно с 1 января этого года на территории Свято-Успенского Псково-Печерском монастыря проводить экскурсии имеют право исключительно экскурсоводы монастырской экскурсионной службы. Нововведение связано с тем, что были постоянными случаи, когда экскурсии проводили «непрофессионалы, допускающие не просто исторические "ляпы" и безграмотные высказывания, но и абсолютно абсурдные домыслы, которыми они забивали головы паломникам и туристам». По этой причине, продолжила она, духовным собором монастыря было принято решение, что все экскурсоводы после представления монастырем должны быть аккредитованы одной из государственных организаций высшего образования, как и полагается по закону. Юлия Белобородова также считает ошибочным мнение, будто теперь у монастыря не будет возможности предоставить экскурсоводов для всех туристических и паломнических групп, а псковских и печорских экскурсоводов лишат работы.

Безусловно, нет в нашей стране сферы, где не требовалось бы навести порядок. Касательно нашей темы, тоже бы хотелось, чтобы люди, едущие помолиться, имели такую возможность. Но права полюбоваться древними монастырями, которые для одних — святыни, нельзя лишать тех, для которых они — объекты истории и культуры или просто место, где можно уединенно побродить-подумать, поговорить с мудрыми людьми и не принять опрометчивых решений, например. И если епархия будет проводить своего рода аттестацию, то, как минимум, чтобы за бортом не остались действительно талантливые экскурсоводы. Что касается нововведения в Псково-Печерском монастыре - это еще одна иллюстрация к тому, что митрополит Тихон без дела сидеть не намерен. И кто сказал, что он не прав, давая дорогу и возможность зарабатывать своей, епархиальной казне? Любой из нас, будучи более или менее толковым менеджером, поступил бы так же. Но и нам никто не запрещает задаться вопросом, как это так получается: монастырь - собственность государства, РПЦ от налогов освобождена, а теперь сможет получать своего рода монополию на определенную часть туристического рынка? Еще более интересная история с тем, что на государственные средства в Пскове и Печорах начинает создаваться паломнический кластер. Такой вот менеджмент.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 14 человек
Сюжет: Нововведения для туристов в Псково-Печерском монастыре Ситуацию в Псково-Печерском монастыре обсудили сотрудники Паломнической службы и турфирм Митрополит Тихон: С точки зрения пиара решение об аккредитации экскурсоводов Псково-Печерского монастыря крайне неудачное, но мы за пиаром не гонимся Псково-Печерский монастырь введет процедуру аккредитации для экскурсоводов Где черта между туристом и паломником? Снизить плату за вход на территорию Печерского монастыря призывают туроператоры Глава Ассоциации АСТУР о ситуации в Псково-Печерском монастыре: Это делается для того, чтобы иногородние экскурсоводы не говорили ерунды об обители и регионе РПЦ объяснила ограничения на проведение экскурсий по Псково-Печерскому монастырю Нововведения в Псково-Печерском монастыре касаются только экскурсионных групп Интерактив: По Псково-Печерскому монастырю запретят проводить экскурсии?
Лента новостей