Новости партнеров
Здоровье / Статьи

Врачи по талонам

14.12.2009 15:41|ПсковКомментариев: 0

Очереди за продуктами по талонам - воспоминание из прошлого. Тем не менее, этот атавизм советских времен по сей день присутствует в одной из важнейших сторон нашей жизни - сфере здравоохранения.  

Очереди в городских поликлиниках - проблема, которая знакома каждому. Зачастую, чтобы попасть к врачу, нужно предварительно прийти за талончиком в 5-6 утра. Однако количество номерков ограничено, и не факт, что вам удастся получить его с первого раза, возможно, придется прийти на следующий день. И так вы можете ходить до бесконечности. К тому же, согласно номерку, вам может выпасть совсем неудобное время - не каждый работодатель будет готов отпускать вас с работы. И даже, если вы придете в назначенный час, вам придется опять просидеть в очереди.

При современном темпе жизни такая система посещения врачей совсем не подходит. Основная часть посетителей городских поликлиник - это люди старшего поколения. Работающие же не могут себе позволить стоять в очередях. А как результат мы имеем запоздалые обращения к специалистам и запущенные заболевания. Ну и, в таком случае, уже ни о какой профилактике говорить не приходиться.

Есть, конечно, среди нас терпеливые и настойчивые, а есть те, кто предпочитает пользоваться услугами платных медицинских центров или обращаться к врачу, так сказать «по блату».

Если речь идет о вашем здоровье или здоровье ваших близких, то деньги не будут уже иметь значения. Вы будете готовы заплатить определенную сумму, чтобы попасть к врачу в удобное для вас время, или получить консультацию высококвалифицированного специалиста, или качественную медицинскую услугу в самые кратчайшие сроки. Кстати, именно это имел в виду Иосиф Сталин, говоря о том, что врачам не обязательно повышать зарплату. «Хорошего врача прокормят пациенты, а плохие нам не нужны», - говорил Иосиф Виссарионович.

И надо отметить, что в последнее время платная медицина приобретает все большую популярность среди населения, но, к сожалению, возможно не столько из-за ее качества, сколько из-за отсутствия у нас времени, которое мы можем потратить на очереди в обычных поликлиниках. 

Трудно ли попасть к врачу, рассказали простые псковичи, пользующиеся услугами городских поликлиник.

Сергей И.:

- К счастью, я редко болею, поэтому не хожу в поликлинику. От знакомых слышал, что проблема попасть на прием к врачу-специалисту существует. Очередь за талончиком приходится занимать с раннего утра. Было бы хорошо, если бы была предварительная запись по телефону. Но, конечно, не на месяц вперед.

Светлана С.:  

- Обычно врачи меня спрашивают: что же Вы так поздно обратились? То есть к специалистам я попадаю, когда уже совсем прижмет. А так врачей не люблю. Хожу разве что к платному стоматологу. Записываюсь по телефону - недели за две до визита. Если простуда, то вызываю врача на дом, а потом иду на прием в установленное время. В другое время приходить бесполезно. Как-то брала номерок к окулисту. Подходишь с утра, лучше в 8, а потом уже приходишь в то время, которое указано в номерке. Пару раз приходила зря - номерков уже не было. Сказали, что специалист - один на всю поликлинику. Система очень неудобная.

Татьяна И.:

- Я знаю со слов моих знакомых и родителей, что у нас в городе есть проблемы с тем, чтобы попасть к узким специалистам - эндокринологу, хорошему хирургу, гастроэнтерологу. Чтобы взять номерок, приходится рано вставать. Если я обращаюсь к врачам, то, как все - по номеркам или же предварительной записи, которая в поликлинике №3 существует у отдельных специалистов. Точнее, по талонам. Кстати, очень удобная система: подошел к столу с тетрадями конкретных специалистов, выбрал себе дату и время, оторвал талончик и все - в очереди стоять не надо.

Анна Н.:

- У меня такой проблемы не возникает. Я, как сотрудник областной администрации, иду к нашему фельдшеру и беру номерок к любому врачу в поликлинику областной больницы.

Вера Р.:

- Я предпочитаю ходить к платным врачам, потому что не надо стоять в очереди за талоном, и не факт, что получишь номерок. К тому же очередь надо занимать рано утром. А потом еще и сидеть долго на прием. А так записалась  по телефону и пришла в свое время.

Олеся В.:

- На прием к нужному специалисту попадаю через знакомых врачей, так как попасть по номеркам означает потерять кучу времени в очереди, а я, как человек занятой не могу позволить себе так распоряжаться своим драгоценным временем.

Марина К.:

- В Пскове проблема очередей за талончиками в поликлиниках не просто острая, а суперзлободневная. Шанс попасть к специалисту с первого раза невелик. Можно встать в 5 утра, прийти в поликлинику и уйти ни с чем. Причем, как я выяснила на собственном опыте, у вас есть все шансы столкнуться с хамством медсестер в регистратуре, даже женской консультации, куда обращаются беременные женщины. Я нахожусь в интересном положении и мне нужно пройти всех врачей. Недавно  имела неосторожность позвонить в регистратуру консультации с невинным вопросом: когда будет принимать окулист. Ответ я получила обескураживающий: «Не мешайте нам работать, все равно каждые две недели к своему врачу ходите, вот и смотрите наши объявления». Именно поэтому, а еще потому что, я человек занятой и не желающий тратить время попросту, я предпочитаю платные медицинские услуги. Преимуществ огромное количество: предварительная запись по телефону, вежливые специалисты, в конце концов, бесплатные бахилы.

Система приема

Как организована система приема пациентов в поликлиниках, и может ли как-то измениться эта ситуация в ближайшем будущем мы поинтересовались у специалистов.

В поликлинике №1 города Пскова сообщили, что номерки к терапевтам и к узким специалистам выдают каждое утро. К тому же сам терапевт может выдать «бронь» на следующее посещение. К кардиологам и невропатологам можно попасть по направлению от терапевтов. Если же человек стоит на учете, то его записывают предварительно.

Совсем недавно ко всем узким специалистам появилась предварительная запись. По телефону или непосредственно на месте можно записаться на месяц вперед. Однако, если ситуация не позволяет вам ждать длительное время, придется побегать.

«Проблема, безусловно, есть, но решаться она должна комплексно. Но обычный переход на предварительную запись проблему очередей в городских поликлиниках не решит. Если мы будем записывать на прием заранее, то легче от этого пациенту, который пойдет к специалисту через два месяца, не будет. Хорошо будет только тем, кто идет непосредственно в ближайшие дни», - считает директор страховой медицинской компании «МАКС-М» в Пскове Алексей Егоров.

Сейчас в городе в среднем недокомплект врачей составляет 50%. При такой нехватке специалистов просто ввести предварительную запись – однозначно не выход из ситуации.

По его словам, оценивать эту систему организации приема пациентов, нельзя однозначно. Дело в том, что одних будет устраивать прием врача через месяц, а другим захочется попасть к врачу «здесь и сейчас».

«Во всех нормативных документах, что касается системы первичной медицинской помощи, написано, что в лечебных учреждениях должна быть организована предварительная запись. При наших плановых проверках лечебных учреждений (один раз в год), мы в актах указываем, организована или нет предварительная запись, в каком объеме. Кстати, частные клиники вообще никто не проверяет», - рассказал А. Егоров.

Надо отметить, что все-таки большая часть жалоб, поступающих ФОМС, касается организации оказания медицинской помощи. Сюда входят и очереди, и возможность получить номерок и т.д.

Директор страховой медицинской компании полагает, что нехватка специалистов является главной причиной проблемы доступности медицинской помощи, а отсюда уже возникает следующая - низкое качество оказываемой услуги.

Главврач медцентра «Питермедпрофи» Федор Рудёнок рассказал, что работа их медицинского центра организована по принципу предварительной записи по телефону. Записываются пациенты согласно определенному графику приема специалистов, которые принимают с 08.30 до 19.00, в том числе и по субботам. Сейчас в центре ведут активную работу над проблемой доступности телефонных звонков, поскольку порой бывает сложно дозвониться из-за большого количества обращающихся. «Мы расширили штат и ввели многоканальный телефон. Также планируем отзваниваться на все входящие звонки, на которые мы не смогли ответить сразу», - рассказал Ф. Рудёнок.

Есть ли выход?

Возможно, из-за нехватки специалистов, возможно, из-за их низкой заработной платы, а следовательно отсутствия стимула выкладываться на работе, но пока ситуация с посещением врачей в городских поликлиниках оставляет желать лучшего. Своим мнением о выходе из этой ситуации поделились собеседники агентства.

Как считает главврач частного медцентра Федор Рудёнок, проблема доступности врачей-специалистов в городе стоит действительно очень остро. «Думаю, что сегодня это является основным минусом всего здравоохранения, и не только в Пскове. Лучшим считаю западный вариант семейного врача, когда у пациента есть возможность получения первичной телефонной консультации. Вплоть до того, что при банальном случае появления головной боли, человек может позвонить, и в 70-80% случаях идти к доктору будет не нужно. Но дать рекомендацию в таком случае, может только специалист, который знает историю болезни пациента. Поэтому будущее вижу в развитии сети семейных врачей, чем сейчас и занялось государство. И в этой работе хочется только пожелать всяческих успехов. А еще, как один из вариантов решения этой проблемы - частное и государственное партнерство – сообщества врачей частной практики. Появление медицинских центров пусть и на платной основе, но это все же определенное снятие существующей напряженности. Может быть, не совсем выгодное для пациентов, но это однозначно способствует увеличению доступности получения медицинской услуги. «Все-таки мы немного разгружаем муниципальные учреждения», - убежден Ф. Рудёнок.

По словам депутата Государственной Думы от Псковской области, в прошлом главврача Псковской областной больницы Виктора Антонова состояние дел в российском здравоохранении, и в Псковской области в частности, сейчас далеко не удовлетворительное. «Винить в этом самих медиков будет не совсем правильно. На сегодняшнюю ситуацию повлиял целый ряд факторов. Конечно, это и проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, и недостаточное финансирование системы, и перекос в заработной плате у врачей разных специальностей. Сейчас готовится ряд новых законопроектов, направленных на решение проблем сферы здравоохранения», - высказал свое профессиональное мнение В. Антонов.

По его словам, проблема очередей в городских поликлиниках связна и с отсутствием необходимого числа специалистов, и конечно, с самой организацией процесса. В. Антонов считает, что выйти из сложившейся ситуации можно только с помощью целого ряда мер. В этой работе особые надежды он возлагает на нового председателя комитета по здравоохранению города Пскова.

Завотделением кардиологии городской больницы №1, депутат Псковского областного Собрания Лилия Никифорова, которая по рекомендации губернатора Андрея Турчака выдвинута на должность нового руководителя городского комитета по здравоохранению, заверила, что, приступив к работе, этот вопрос она будет решать незамедлительно. Все организационные моменты будут оговорены с главврачами, а затем совместно найдены пути решения. В перспективе, по ее мнению, для решения проблемы нужно увеличивать число узких специалистов-кардиологов, окулистов, неврологов, эндокринологов.

«Буду знакомиться с работой каждой поликлиники, существующей в них структурой врачебных кадров и непосредственно наличием специалистов. Конечно, кадровая проблема в один час не решается. Нужно разрабатывать целую программу и стимулирующие факторы, чтобы молодые специалисты шли в систему городского здравоохранения», - пообещала она.

Лилия Никифорова сказала, что постарается изменить ситуацию так, чтобы медицинская помощь псковичам стала более доступной. И самый главный акцент будет сделан на специализированную медицинскую помощь.

В заключение хочется напомнить, что в Псковской области филиалом страховой медицинской компании «МАКС-М» организована работа бесплатного телефона скорой информационной медицинской помощи - 8 800 55555 03. Работают сотрудники консультативно-диспетчерского центра круглосуточно. В любое время суток вы можете получить квалифицированные консультации по вопросам выдачи и продления полисов обязательного медицинского страхования, бесплатных медицинских услугах.

Но также здесь вы можете получить разъяснения о том, что надо делать, если вам была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества, и узнать о правах пациента.  

Софья Лисицына

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 243 человека
Лента новостей