«Съели до ребрышек»

20

Никакого вообще наказания закон не предусматривает для хозяина двух алабаев из Печорского района, которые живьем съели трех коз. Эти же собаки раньше уже нападали на людей. Скорее всего, инцидент с козами не станет последним.


В прошлую пятницу, 9 октября, с поля к воротам хозяйского дома прибежала коза Мышка. Хозяйка так ее назвала из-за серенькой шерстки. Мышка с тремя подругами паслась на привязи рядом с деревней. На шее и на спине перепуганной козочки отчетливо виднелись кровавые следы от укусов.

«Отец пошел в поле посмотреть, что случилось. Вернулся взъерошенный, говорит, там две собаки дерут наших коз. И на него бы бросились, хорошо, куст рядом рос, так смог отмахаться», - говорит Александр Степанов, житель печорской деревни Калки, в хозяйстве которого жили козочки.

Мышке повезло, навязана была некрепко, смогла сорвать привязь и удрать домой. А вот Фроська, Дуська и Белка оказались надежно прикованы цепями и полностью во власти клыкастых убийц. Козочки родились в хозяйстве Степановых, их выходили с первых дней и вырастили в великолепных коз. Клички дала мама Александра. Две ее подопечных уже доились, третья должна была вскоре принести первый приплод.

Александр с отцом кинулись на поле уже на машине. Долго не могли выйти из салона, собаки лаяли и принимались кидаться на людей, если те пытались открыть дверцу. Из окна автомобиля удалось заснять остатки пиршества.

«Одну съели подчистую, только ребрышки остались», - комментирует Александр Степанов снимки.

Сначала вызвали участкового, тот усилился нарядом и отправился к хозяину собак. Мужчина живет не в Калках, а неподалеку. В поле соорудил себе что-то типа дачи из вагончиков и временных строений. Там живут работники и обитают псы. Их хозяин во время визита полицейских только руками развел. Мол, мои питомцы неагрессивные. Пробегала тут какая-то черная собака, сняла моих с привязи. Обеих, да. А то, что ошейники не порваны, так мало ли. Аккуратные собаки оказались, дорожат хозяйским имуществом.

Можно бы было поражаться такой наглости, если бы не то обстоятельство, что уже не в первый раз хозяин алабаев обсуждает их поведение с полицией. До этого было нападение на питерскую дачницу и был инцидент с косцом, который спасся благодаря инструменту в руках, смог косой отогнать собак. В случае с козами проверка пока идет, но ее результат будет, скорее всего, таким же, как и в прошлые разы: отказ в возбуждении уголовного дела. Об этом полицейские устно предупредили владельца загрызенных животных.

Все дело в том, что нет в Уголовном кодексе такой статьи, по которой имущество одного человека испортило имущество другого. И в Административном кодексе нет.

А что есть? Очень красивые и правильные формулировки в недавно заработавшем федеральном законе «Об ответственном обращении с животными». В частности, закон гласит, что «выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц... Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию».

Какова же ответственность для нарушителей? Никакой. В федеральном законодательстве не предусмотрены соответствующие статьи ни в УК РФ, ни в КоАП.

«Голову нужно иметь на плечах, когда таких собак держишь. Дураком быть не надо, - не стесняется в выражениях руководитель зоозащитной организации «Шанс» из Пскова Мария Величко. - Хочешь цепью собаку на участке удерживай, хочешь тросом - твое дело. Животное не может отвечать за то, что делает, у него инстинкты. Должен за поведение собаки отвечать хозяин. Рублем. В следующий раз человек подумает, хочет он 50 тысяч штрафа платить или проще намордник за тысячу купить».

До 50 тысяч за собачьи шалости нам еще очень далеко. Кое-что полезное раньше содержалось в региональном законодательстве. В Псковской области действовал закон «О содержании и защите домашних животных». Он запрещает выгул животных без присмотра и обязывает владельцев гарантировать безопасность окружающих. «В общественных местах, а также в местах скопления людей владелец обязан взять собаку на короткий поводок, исключая угрозу жизни и здоровью людей и животных, а на крупных или злобных собак надеть намордник». Эти постулаты были поддержаны областным законом «Об административных правонарушениях». Штраф - от тысячи рублей до полутора, накладывать его могли должностные лица областной администрации или полицейские. Но после принятия федерального закона, наш областной утратил силу.

И тут мы упираемся в тему, которую Псковская Лента Новостей подробно освещала месяц назад. Речь идет об обязательном чипировании домашних животных.

Хотят его ввести уже давно, да что-то никак не примут закон. Будто мешает лобби безответственных заводчиков. Вот и бегают хозяйские Боцманы и Мухтары по принципу «дал бог зайку, даст и лужайку».

Потому и потрясают время от времени обывателя резонансные происшествия, в центре которых оказываются собаки. Отдельно отметим - собаки хозяйские.

В 2013 году владелец питбуля натравил собаку в садоводстве «Пристань-2» на инвалида по зрению и с удовольствием наблюдал, как пес десять минут грыз слепого. Мужчине после этого дважды ампутировали части ноги. Любитель жестоких зрелищ поехал в колонию на семь с половиной лет по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, совершенное с особой жестокостью, издевательством и мучениями для потерпевшего». Он сейчас досиживает срок, а то и был выпущен условно. Возможно, уже завел новую собаку и обучает ее первым командам.

Летом 2015 года ротвейлер вытащил в Пыталово из коляски малыша, которому и двух лет еще не было. Рвал ребенка зубами прямо на дороге, пока не подбежал прохожий и не надавал собаке коляской по голове. Малыша в тот же день прооперировали, зубы оставили на его спине страшные следы. Через год владелице собаки присудили выплатить семье 130 тысяч рублей и компенсацию на лекарства.

Ни о каком досудебном соглашении речь не шла, хозяйка ротвейлера еще и опротестовывала решение в областном суде, правда, безуспешно. Судопроизводство носило гражданский характер, то есть мама малыша заявила частный иск. Раз хозяйка собаку не натравливала, а та бегала сама по себе, то и злого человеческого умысла в происшествии правоохранительная система не усматривает. Никакой более существенной ответственности заводчица не понесла, не было и нет статьи за тупость.

Не понесет ее и хозяин печорских алабаев. Владельцам коз после получения на руки отказа из полиции дорога туда же - в суд с гражданским иском. Александр Степанов примерно прикинул, что дойные козы стоят по 20 тысяч рублей, их молоденькая товарка - 15 тысяч.

«Придется покупать, - констатирует мужчина. - Хоть бы хозяин собак по-человечески пришел извинился, что вот так получилось. Не соизволил. Как будто ничего не произошло».

Однако произошло. И произойдет еще, если алабаев не посадить на цепь такую же надежную, на которой сидели у Степановых безобидные козы. Они сегодня, а завтра кто?

Юлия Магера

Прокомментировать