Блоги / Александр Савенко

Испытание реконструкцией

12.07.2013 13:57|ПсковКомментариев: 50

До главного городского праздника в Пскове остается всего неделя. Второй год подряд торжества пройдут вне набережной реки Великой - места, откуда прежде в июльские дни десятки тысяч горожан и гостей областной столицы наблюдали за военно-театрализованной «Переправой», созерцали фейерверк, отдыхали в летних кафе у воды и просто дефилировали, в полном соответствии с пунктом «Народные гуляния» плана праздничной программы.

Набережная ныне фактически мертва (все строители, надо полагать, переброшены на Детский парк, открытие которого запланировано на 21 июля). Перспективы окончания работ у Великой туманны, и даже официальным рупором областных властей - «Псковской правдой-Вече» - набережная уже отнесена к «долгостроям Пскова»: наряду с гостиницей, что покоится напротив, Домом Батова и другими памятниками бесхозяйственности.  

А ведь ровно год назад в скандальной истории с реконструкцией ценой почти в полмиллиарда рублей был найден хрупкий компромисс в рамках работы Градостроительного совета - и решение своей подписью скрепил губернатор. Кому-то тогда даже могло показаться, что:

а) драматический сериал близок к развязке;

б) главные герои и другие действующие лица, ранее выглядевшие непримиримыми антагонистами, нашли-таки общий язык - и дело вот-вот сдвинется с мертвой точки.

Однако дальнейшее развитие событий столь оптимистичные прогнозы не оправдало. Более того - оппоненты обвиняли друг друга в срывах сроков работ, требовали понимания, вели нешуточные информационные войны, собирали подписи сограждан, как могли боролись за общественное мнение и т.п. Итог - проект, который обещал стать прорывным и до неузнаваемости меняющим (к лучшему, разумеется - к лучшему) лицо «древнего и вечно молодого» города - теперь еще и ганзейско-воинской славы, на деле принес власти сплошные репутационные потери, превратился в головную боль начальников разного уровня, сердечные муки наших архитекторов и других неравнодушных, новостную скатерть-самобранку для СМИ и тему для горьких шуток горожан.

Реконструкция набережной переросла из просто масштабного проекта в своего рода феномен - перефразируя Парфенова, в «то, без чего Псков трудно представить; еще труднее - понять». Последний информационный повод по теме пришел в минувшие выходные. Читатель ПЛН прислал в рубрику «Интерактив» фотоотчет о прогулке по неожиданно открывшейся на уик-энд набережной («конь не валялся» - это достаточно сдержанное определение увиденного) - и понеслось. Первая позиция в разделе «Популярное», тысячи прочтений, сотни откликов, волна ссылок и комментариев в блогосфере, оглашение позиции ответственного лица - человека не то очень-очень серьезного, не то, напротив, обладающего потрясающим чувством юмора: «Официального открытия набережной реки Великой в Пскове не было». А мы-то уж подумали… Расстроились, что прозевали…

За время, прошедшее со старта кампании по превращению набережной в «жемчужину», «украшение города», его «визитную карточку» и т.д. и т.п, чего только не произошло. В буквальном смысле много воды утекло, а люди… иных уж нет, а те далече. Давно ушел в отставку сити-менеджер Петр Слепченко, при котором тема, и ранее периодически звучавшая («а хорошо бы…», «ну да не мешало бы, но дорого…») приобрела реальные контуры. Напомню, проект реконструкции набережной (на участке от Ольгинского моста до моста 50-летия Октября), выполненный консалтинговой компанией «Сushman and Wakefield» и ОАО «СибЭкоСистема», впервые презентовали в марте еще 2011-го. Спустя пять месяцев прошло первое широкое общественное обсуждение предложенного плана. Однако страсти, когда только очень ленивый общественник не критиковал проект и не требовал внести в него изменения, вспыхнули лишь в последние дни весны - начале лета 2012 года, уже после начала работ. Незадолго до этого Слепченко принял решение уйти в отставку – и сейчас можно только гадать, как развивались бы события, останься он на своем посту.

Покинула Псков и  председатель областного комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию (теперь и структуры с таким названием нет), «идеолог» реконструкции Наталья Трунова,  делавшая акцент на том, что  проект  является существенной частью туристического кластера «Псковский»: «Наша основная задача - до 2016 года создать из Пскова мощный туристский комплекс». Уже давно не является замом сити-менеджера и куратором проекта реконструкции Сергей Сирый, прогнозировавший, что работы закончат даже не в декабре 2012-го, а в ноябре – «чтобы остался в запасе один месяц на устранение недочетов в случае их возникновения»... С другой стороны, и губернатор Андрей Турчак, и глава Пскова Иван Цецерский, и депутат областного Собрания, замруководителя регионального отделения ВООПИиК Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) и многие другие, в различной степени и по разные стороны баррикад засветившиеся в этой истории – все тут, на месте.

Реконструкция набережной, безусловно, стала фактором общественно-политической жизни. Это в других регионах серьезные мужики бьются друг с другом исключительно за власть и деньги.  А у нас - битва за берег. Со «спецоперациями», разоблачениями, активностью блогеров - «защитников исторического Пскова», мнения о котором до сих пор разнятся: то ли действительно все такие идейные «защитники исторического Пскова», готовые костьми лечь под бульдозер и остановить «варварство», то ли там нашлось место и личностям, преследующим свои личные цели и набирающим дополнительные очки, в том числе политические. 

При этом надо признать: подобные процессы, весь ход событий, реакцию общества очень сложно предсказать и управлять ими невероятно сложно. Ведь, ну казалось бы, что могло поначалу предвещать такой исход? Власть взялась за доброе дело - облагородить набережную. Но, как часто бывает, вышло в соответствии со всем известной формулой Черномырдина и больно отрикошетило по самой власти - тут, мне кажется, не имеет смысла вникать, какая ее ветвь, какого уровня и в какой мере накосячила. Для народа особой разницы в этом смысле нет, в тонкости распределения полномочий и поиск стрелочника никто вникать не намерен. «Козлы они там все» - и точка.

Будь объект менее приметным - наверняка уже давно бы забыли, переключились на что-нибудь более актуальное. Но повод сам по себе - уж больно жизненный и касающийся большинства.  В Пскове и так немного мест для развлечений и отдыха, а тут тысячи людей с самыми разными пристрастиями - от юных возлюбленных и любителей шашлыков под пиво до примерных семьянинов и пенсионеров - второе лето лишены возможности назначить свидание, отдохнуть в кампании друзей, просто неспешно прогуляться вместе с семьей. 

За родителей с детьми, конечно, обиднее всего. У меня самого дети еще маленькие - и с расспросами, почему мы не можем все вместе прогуляться у речки, пока не пристают. Но пройдет пару лет – и, ох, опасаюсь, придется папе придумывать какую-нибудь сказку на новый лад: мол, жили-были… затеяли реконструкцию… тянут-потянут… и все равно - белый бычок. Взмолюсь я тогда и предложу задавать любой другой сложный вопрос - хоть про новорожденных, аистов и капусту, хоть про первый закон термодинамики. Все легче объяснить, чем отыскать логику в процессе, когда все вроде бы есть - от миллионов и пресловутой политической воли до шпунтов и иногородних чудо-специалистов, но вот только самой реконструированной набережной - нет. И сколько продлятся страдания у воды, что бы там ни говорили начальники-оптимисты о работе полным ходом и сдаче объекта до нового года, неизвестно. Будем посмотреть, как говорится. Тем более что в этой истории слова расходились с делами уже не раз - и где гарантия, что это не повторится.

Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей