Согласно июньскому опросу ВЦИОМ больше половины россиян беспокоят попытки некоторых западных стран убрать российскую культуру из публичного пространства. Этот вопрос обсуждаем сейчас на фоне геополитики. Но кто готов признаться, что сам отменял свою культуру на Родине?
Поколение 1990-х, нулевых и последующие с радостью впитывали зарубежные фильмы, книги, музыку. Все бы ничего, однако, процесс сопровождался обесцениванием культурного опыта России. Чтобы фильм «зашел», его нужно было снять, как американский, народ только этого и ждал, кинотеатры хотели показывать экшены. На мультфильмы это негласное правило тоже действовало. Однако у отечественного кинематографа не было голливудского финансирования, и большинство попыток снять кино на западный манер оканчивались провалом: актеры играют плохо, спецэффекты не дотягивают, сюжет скучный.
Многие мои знакомые, искушенные киноманы, утверждают, что почти все российское современное кино – это один большой провал, за редким исключением (Андрей Звягинцев, Алексей Балабанов, Кира Муратова). Признаюсь, я частично разделяю эту точку зрения. Долго в разговорах с именитыми режиссерами, актерами, культурными деятелями свое мнение я отстаивала, говоря, что мне не нравится, ни что снимают у нас, ни как.
Но оказалось, дело вообще в другом. Я, как и многие мои сверстники, просто не привыкла к языку российского кинематографа. Третий международный фестиваль «Западные ворота» стал настоящим вызовом для зрителя, привыкшего к транзиту зарубежной культуры. На чужое смотреть всегда интереснее, свое же и так есть. Но теперь иные времена, иные нравы.
Программа фестиваля состояла преимущественно из лент отечественного производства. Не буду вдаваться в подробности, пересказывать впечатления от каждого просмотренного фильма, поделюсь общими наблюдениями. Самое главное - зритель любит отечественный продукт. Не в смысле пипл хавает, нет, искренне любит.
Я посетила тот самый исторический показ фильма «Синдром отложенного счастья», который собрал огромную очередь на просмотр.
Люди стояли два часа в зале, пока фильм шел, сидели на полу «Смены», у самого экрана, вместе с творческой группой картины. Эта лента и получила главный приз фестиваля.
Думаю, это не удивило никого. Кино уникальное, с хорошим непошлым юмором, глубоко трагичное, понятное каждому. В зале чувствовалось единение зрителей и режиссера, зрителей и героев, зрителей друг с другом. Описание же фильма в каталоге не сулило ничего подобного, я ожидала скучную типичную ленту с личной драмой маленького человека. Что ж, хороших маркетологов нам еще растить и растить! В части картин съемочные приемы были очевидно заимствованы из западного кино, но это не портило общего впечатления. Думаю, тут дело техники: камер и монтажа.
Особо хочу отметить обширную программу короткого метра на нынешнем кинофестивале. Качество и разнообразие картин обнадеживает.
Много вопросов лишь к тому, кто делал афишу и поставил возрастное ограничение 16+ там, где демонстрировали сцены секса. Есть замечания и к тем, кто делал показы в «Смене». Со звуком на площадке какая-то беда, а прокатная техника словно не тянет качество файлов. Например, при показе «Учености плоды» на длинных планах кадр все время дергался. Субтитры на экране тоже шли странно, будто им не хватало места. Жаль, что техническая составляющая некоторых площадок подкачала. Радует, она была единственным недочетом в эти три фестивальных дня.
На одном из кинопоказов в первый день я услышала разговор двух женщин. Они были явно удивлены, увидев друг друга! Оказалось, и та, и другая не поехали на дачу на выходные ради того, чтобы прийти на «Западные ворота» и посмотреть кино. Надеюсь, они об этом не пожалели.
Дина Дабришюте