Блоги / Елена Ширяева

Про наследство победителей

06.05.2014 15:18|ПсковКомментариев: 9

Ежегодно с приближением Дня Победы исполнительная власть начинает отчитываться об исполнении  указа президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Шесть лет уже отчитывается, стараясь не вспоминать путинское: «В течение 2010 года всех ветеранов - вне зависимости от того, встали они на очередь до 1 марта 2005 года или не встали, - мы должны будем обеспечить жильем. И мы это сделаем» (сказано в октябре 2009 года на встрече с тогдашним спикером Госдумы Б. Грызловым).

Отчеты эти примечательны еще и тем, что из года в год крайне трудно понять: сколько ветеранов (или членов семей умерших или погибших участников или инвалидов войны) действительно получили жилье, сколько - сертификаты на него, а сколько победителей еще стоят в очереди на собственно субсидию. Трудно, но можно. Вот, например, сегодняшние данные: с 2010 года в Псковской области улучшили свои жилищные условия 4004 ветеранов, в апреле 2014 года оформлено еще 122 свидетельства, 119 человек свидетельств еще не получили.  Но в целом на 1 апреля 2014 года нуждающимся в улучшении жилищных условий были признаны 4245 ветеранов Великой Отечественной войны. То есть цифры абсолютно сходятся. Жаль, что факты новоселья с этими цифрами совпадают медленнее, чем всем хотелось бы.

Зато радует другое: год от года к году растет количество ветеранов, которым полагается жилье. Например, по данным на 1 марта 2013 года 4 027 ветеранов были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а год спустя - см. выше - 4245. Ну ведь радует же? Только честно?

Или честно можно лишь на форумах анонимно ахать: да какие это ветераны, откуда их столько, их осталось-то несколько сотен и тем давно под девяносто (то есть вроде как и не нужно уже?)! И, наконец, сакраментальное: эти квартиры вообще не для ветеранов, а для их внуков-правнуков, которые никакого права на такое государственное благодеяние не имеют. Не заслужили! Как только не стыдно - выбивать жилье своим старикам. Взяли бы дедушку или бабушку к себе да и заботились до конца их дней...

Такие у нас представления о справедливости. Но, кажется, полностью отсутствует представление о чем-то большем. Нет, я не о милосердии, которое выше справедливости. Я о разрушении семьи, если хотите. Об отсутствии чувства принадлежности к роду, к дому, к фамилии. Сначала у нас «сын за отца не отвечает». Потом - отец сыну не имеет права наследство оставить. Такие вот семейные ценности: все по отдельности, каждый за себя, льгота положена конкретному лицу, а не отцу, деду, прадеду. Нечего тут примазываться всяким, которые «не члены семьи».

Чувства прадеда, который за всю свою жизнь, может быть, впервые имеет шанс оставить правнукам настоящую материальную ценность (а в России его 36 квадратных метров — это ДРАГОценность), поборниками справедливости в расчет не берутся. Воевал-то он за нас всех, и конкретно о своем наследнике думать, стало быть, права не имеет. Страну в наследство оставил - и хорошо. Правда, по нашей милости, это уже более двадцати лет другая страна, в которой понятие «получить квартиру» помнят только в чиновничьей среде. Шесть лет назад, наконец-то, о ветеранах вспомнили. И всё боятся - как бы лишнего не дать, как бы врагу внуку не досталось. И ладно бы чиновники, они букве закона вынуждены служить. Так нет - соседи, коллеги, прочие доброжелатели...

Я очень рада, что количество ветеранов, которым улучшат жилищные условия, растет. Каждая новая фамилия в списке может означать разное: где-то «сдалась» муниципальная комиссия, которая несколько лет надеялась, что аварийный домик ветерана еще можно как-то «капитально отремонтировать». Где-то прокуратура органам местного самоуправления кулак показала, и те прекратили экономить государственные деньги на солдатских вдовах. Где-то, увы, сдался дед, упорно не встававший на учет по причине «скоро помру»: этой формулировкой можно было щеголять пока в силах был дров наколоть да воды наносить, а сейчас квартира с удобствами стала спасением от унижения беспомощности. А где-то бабушка решительно сказала себе: «Пусть внучке достанется». Имеет право. Это их дело, семейное.

Для ясности: оба моих деда - участники Великой Отечественной войны вернулись с фронта живыми. Гавриил Васильевич Васильев умер задолго до моего рождения. Василий Федорович Игнатьев был со мной всё мое детство и отрочество. В их с бабушкой доме до сих пор хранится дедов солдатский котелок. Моя дочь, их правнучка, летом в него клубнику собирает. У нас наследство хорошее. Пусть у других тоже будет - хорошее.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 149 человек
Лента новостей