Предпоследний раз в Псковской городской детской поликлинике №2 мы были в сентябре. А сегодня опытным путем выяснили, что там, оказывается, с 1 октября нововведение: на первичный прием к участковому педиатру надо брать номерок.
Правда, когда я звонила в регистратуру накануне, чтобы уточнить время приема по нашему участку, меня об этом не предупредили. Да я и не спрашивала, потому как - ну не знала! А в регистратуре, видимо, решили: мало ли зачем мне время приема участкового... И с утра, когда пришла в регистратуру за карточкой, мне про талон ничего не сказали. Мало ли зачем я карточку беру... Там, кстати, объявление есть сбоку у окошка. Так что внимательнее надо быть.
Народу у кабинета было не очень много. «Кто последний? Я за вами», - стоим (даже сидим) с чувством выполненного долга. Но в очереди у русского человека зрение и слух наконец-то обостряется. Слышу рядом разговор: «А у вас на какое время номерок? Давайте поменяемся, вы раньше пройдете, а я по вашему, нам тут к логопеду отбежать надо».
Меня смутило не столько слово «номерок», сколько слово «время»... То есть мало того, что участковый у нас теперь по талонам как сахар в конце 80-х, так еще и прием ведется в соответствии с указанным на талоне временем? Ой, вот же и на двери кабинета написано! А как же мы? Обращаюсь к впереди стоящей женщине: «Так вы тоже по времени? Или здесь живая очередь?» «А я и так, и так», - грустно ответила мне она.
Выяснилось, что очередь сформировалась из двух категорий родителей. Одни, зная о докатившемся до нашей поликлиники прогрессе, заранее записались на прием (через инфомат, находящийся в холле поликлиники, через единый медицинский портал Псковской области или по телефонам регистратуры, по которым мне вчера ничего такого не предложили - так я и не сказала, что на первичный прием). Другие, о нововведении не знавшие (среди них было немало бабушек-дедушек, отправленных работающими родителями к врачу с внуками, или просто державших очередь для своих), создали живую очередь.
Граждане даже самоорганизовались, чтобы не отодвигать бесконечно «бесталонных» родителей в конец - по формуле «через одного». Поэтому наша соседка по очереди оказалась последней «и так, и так». Но подходили новые люди с талончиками, они были в своем праве, и справедливо указывали на объявление на двери кабинета всем, кто из живой очереди. Заранее «обилеченных» можно понять: они хотели воспользоваться услугой, которую заказали заблаговременно и в предоставление которой были уверены. До серьезных скандалов дело, к счастью, не дошло. Чего скандалить, когда по ходу разбирательств устанавливалось: еще не приняты пациенты, у которых указанное время приема уже прошло.
При этом врачи - святые люди. Во-первых, только святые могут так кротко комментировать результаты нашего самолечения. А самолечением мы, кстати, во многом занялись потому, что как-то стыдно было вызывать врача на дом: ребеночек большой, а температура маленькая. И что же я со своим материнским стажем не знаю, как сопли, пардон, лечить и чем горло полоскать? Сегодня выяснилось, что не знаю... Но, возвращаясь в нашу очередь: врачи действительно молодцы. Есть талон, нет талона - принимают всех, «хоть тушкой, хоть чучелком». Работают до последнего клиента! «Клиенты» же проходят все стадии: от удивления и раздражения до осознания и смирения.
Но я пока не поняла, что это было. Трудности переходного периода? А перейти мы должны к тому, чтобы вся очередь к детскому участковому была с талончиками и двигалась согласно написанному на них времени? И те, кто не может воспользоваться электронной записью, будут теперь с семи утра в очереди стоять - не только за талоном к специалисту, но и к своему участковому педиатру? А в чем удобство? Или это не для удобства посетителей, а потому что врачей мало? И они работают, не разгибая спины.
И, кстати, как же тогда вторичный прием? Талоны на него должны выдавать сами врачи, которые осматривают пациентов, делают записи, проговаривают назначения, отвечают заглянувшим «только спросить» - и всё это одновременно. И они же должны молниеносно сообразить на какое число и время выдать талон на следующий прием? При том, что врач зачастую советует ориентироваться на самочувствие ребенка: если дела так себе, то лучше еще денек полечиться, а потом уж приходить... Куда? В регистратуру, сотрудники которой тоже с ног сбиваются: телефон, выдача карт, номерков опять же, размен мелочи на покупку бахил? Или обращаться назад в интернет?
И ведь это у нас еще оптимизация с филиализацией не прошла... А если управлять делами поликлиники будет меньшее количество специалистов? Тогда-то, конечно, все услуги (ведь нас, и врачей и пациентов, всё пытаются убедить, что лечение — это услуга) будут предоставляться гораздо эффективнее.
Елена Ширяева