Блоги / Ульяна Ловыгина

Хождение по коммунальным мукам

24.01.2023 09:24|ПсковКомментариев: 4

Почти два месяца я добивалась введения в строй счётчика горячей воды. Оказалось, что истёк срок поверки - эта процедура должна проводиться один раз в несколько лет для определения корректности работы прибора. В противном случае придётся платить за потребленные ресурсы по нормативам с повышенным коэффициентом.

Как правило, без показаний сумма в квитанции увеличивается. Поэтому за сроками эксплуатации всех установленных в квартире счётчиков лучше следить. Иначе рискуете потратить лишние деньги, время и нервы, так как бюрократия в сфере ЖКХ продолжает расцветать.

 

Еще 18 ноября при подаче показаний счётчиков за воду я обнаружила, что один из них исчез из личного кабинета на сайте коммунального предприятия. Я тут же обратилась в группу «Горводоканала» в соцсети, что весьма удобно. Специалисты всегда отвечают быстро, при невозможности решить вопрос в режиме онлайн сообщают, по какому номеру позвонить. Документы тоже принимают дистанционно. Я искренне верила, что вопрос с прибором учёта будет решен так же быстро, как все предыдущие. Но чуда на этот раз не произошло.

Только спустя два месяца счётчик начал снова отображаться в личном кабинете. Почему так долго? Видимо, потому что я пропустила срок проверки, за что была вознаграждена кругами бюрократического ада.

Еще в ноябре специалисты call-центра мне объяснили, в чём дело, уточнили, где можно заказать поверку. В Пскове этим занимаются несколько организаций, я решила обратиться в ту, что вызывала наибольшее доверие, - ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области». Псковский ЦСМ предлагает два варианта поверки приборов учёта: принести самостоятельно, либо выезд специалиста на дом. Первый способ быстрее и дешевле, второй удобнее, его я и выбрала. Подала электронную заявку, в ответ пришли реквизиты на оплату услуги (500 рублей). После внесения средств поверитель должен был в течение 30 дней связаться для согласования даты и времени поверки.

Надо отдать должное компании - сроки они не нарушили. Оплата прошла 6 декабря, 27-го мне позвонили, на следующий день пришёл специалист. Всё проверил-поверил, выдал соответствующее заключение. Правда, рекомендовал отложить акт поверки до окончания новогодних праздников, ибо раньше он всё равно не будет отображаться в информационных системах. Оно и понятно, метрологи и прочие работники сферы тоже люди.

После каникул я радостно написала в «Горводоканал» - вот, счётчик снова в действии, верните его в личный кабинет, чтобы я могла передать актуальные показания. Ведь суммы в квитанциях стали удручающими. Но не тут-то было: оказалось, нужен еще и акт контрольных показаний, так как сроки поверки нарушены.

Такой документ выдаёт управляющая компания. Позвонила в свою управляйку, на следующий день пришёл сотрудник, выдал еще одну бумажку. Снова отправила в группу предприятия в надежде, что этого наконец достаточно. К счастью, на этом волокита закончилась. Через несколько дней я увидела счётчик в личном кабинете, показания отображались верно. Остаётся дождаться новых квитанций, и хочется верить, что они не станут сюрпризом. Перерасчёта мне не положено из-за нарушения срока поверки, но платить за фактически потреблённую горячую воду - уже неплохо.

Я всегда была ответственным собственником, каждый месяц исправно оплачиваю квитанции. Моя вина лишь в том, что о поверке и прочих нюансах узнала слишком поздно, раньше эти бытовые хлопоты обходили меня стороной. Но, как говорится, незнание не освобождает от ответственности, в данном случае речь идет о потраченном времени и нервах. И так происходит каждый раз при обращении в коммунальные службы.

Почему в наш цифровой век ты можешь зваться человеком только при наличии бумажки? Неужели всё это нельзя перевести в удобный дистанционный формат? Пока что самая обычная процедура вроде изменения количества проживающих в помещении может обернуться бумажной волокитой. А если вы вдруг сменили фамилию или сменили адрес регистрации, будьте готовы неделями стоять в очередях и кататься из одного конца города в другой в поисках очередной бумажки.

К счастью, сейчас некоторые организации готовы принимать документы и вносить изменения онлайн. Но в ряде случаев требуется личное посещение. И всё это - исключительное в рабочее время. Для поверки счётчиков и прочих процедур, подразумевающих визит в квартиру, специалисты указанных выше организаций тоже выезжают только по будням, как правило, с 9 до 17. Что делать тем, чей работодатель не считает бытовые неурядицы уважительной причиной для отсутствия? Людям, специфика работы которых не позволяет трудиться удалённо?

Домашние питомцы не могут открыть дверь и встретить метролога или сотрудника УК. Несовершеннолетним такое важное дело тоже доверить не получится. В итоге - нарушение всевозможных сроков и мучительное ожидание.

Решить такие проблемы помогли бы цифровые платформы, которые сейчас активно внедряются в сферу ЖКХ. Страна взяла курс на цифровизацию, но процесс предсказуемо притормаживает. В том числе по причине недостаточного уровня цифровой грамотности граждан. Подавляющее количество представителей старшего поколения ни за что не променяют бумажные носители на электронные. Помимо того, что смартфон есть далеко не у каждого, так и от похода на почту и ругани в очереди не все готовы отказаться.

В связи с этим остаётся в подвешенном состоянии очередная полезная инициатива -внедрение единой квитанции по ЖКХ. Авторы идеи предлагают все платежи перевести в систему ГИС ЖКХ. Якобы, это повысит качество и доступность сведений о начислениях и платежах.

Всё это однозначно исключит необходимость возни с кучей квитанций, которые мы ежемесячно достаём из почтовых ящиков. А заодно в какой-то мере позитивно скажется на экологии. Но уж точно не изменит уровень собираемости платежей, как предполагают авторы инициативы.

Кто из вас хоть раз слышал о портале ГИС ЖКХ или, тем более, пользовался им? Уверена, что единицы. Даже представители управляющих компаний, которые обязаны заносить в систему важные сведения, не слишком чествуют этот сайт. Что уж говорить о бабушках и дедушках, которым зачастую недоступны современные технологии.

Единая квитанция определённо нужна, но должна быть альтернатива в виде печатной. Хочет потребитель оплачивать услуги онлайн и не захламлять планету мусором - пускай у него будет такая возможность. Для тех, кто не пользуется электронными услугами, всё должно остаться в привычном бумажном виде.

Такой способ работы с клиентами уже выстраивают некоторые продвинутые организации. Почему бы им всем не сплотиться в части выставления счетов гражданам? Как минимум, это позволит сократить расходы на оплату услуг печати, доставки бумажных платёжек. А людям не придётся складировать тонны макулатуры.

За цифровыми технологиями будущее. Возможно, оно даже не за горами: есть же позитивные примеры трансформаций в сфере ЖКХ. А тем, кто создаёт в своих офисах очереди, кто требует тонну справок для изменения одного слова в квитанции, кто неделями не может дойти до абонента, давно пора перенять опыт более успешных коллег.

До глобальных изменений нам, конечно же, далеко. Но шанс на цифровое будущее есть: если государство направит максимальные усилия на обучение граждан современным технологиям и их внедрение в сферу ЖКХ, которая по-прежнему остаётся одной из самых проблемных и непродвинутых.

Ульяна Ловыгина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли присоединение части Псковского района к областному центру?
В опросе приняло участие 61 человек
Лента новостей