Сегодня депутаты приняли проект закона Псковской области об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в первом чтении. Учитывая, что консолидированный бюджет включает в себя множество цифр, выделим лишь основные в удобном для восприятия виде (показатели даются в млн.руб.):
План 2010 |
Проект 2011 |
Проект 2012 |
Проект 2013 | |
Доходы |
21917,1 |
19826,2 |
20593,3 |
21447 |
Налоговые и неналоговые доходы |
12950,8 |
14196,2 |
15885,3 |
16229 |
Расходы |
24512,7 |
22593,1 |
22481,3 |
22646,7 |
Дефицит |
- 2595,6 |
- 2766,9 |
- 1888,0 |
- 1199,7 |
Дефицит (%) |
20% |
19,5% |
11,9% |
7,4% |
Источник: Администрация Псковской области
Первое, что бросается в глаза - превышение расходной части над доходной. При стопроцентном исполнении доходной части, дефицит должен снизиться: по сравнению с 2010 годом на 0,5%, в 2012 году он будет ниже нынешнего уже на 8,1%, в 2013 - на 12,6%. Это, безусловно, плюс, минус - в наличии дефицита как такового и необходимости его обслуживания, но вряд ли кто мог предположить его отсутствие в современных экономических условиях. Кстати, федеральный бюджет также дефицитный: в 2011 году дефицит составит 1,814 триллиона рублей, в 2012-м - 1,734 триллиона, а в 2013-м - 1,795 триллиона.
Основная причина дефицита состоит в необходимости софинансирования для участия Псковской области в Федеральных программах и выполнения социальных обязательств. Источники покрытия дефицита: переходящие остатки, бюджетные кредиты и кредиты коммерческих банков. Если администрации области удастся реализовать задуманное - на каждый вложенный рубль областных средств привлечь не менее 2 рублей из федерального бюджета, выгоды от поступления средств (речь идет о 4,2 млрд.рублей) могут перекрыть минусы дефицитности бюджета (рост объемов привлекаемых кредитов).
«Трёхлетний «бюджет развития» должен обеспечить системную модернизацию региона и решение ряда застарелых инфраструктурных проблем Псковской области», - фраза из бюджетного послания губернатора Псковской области Андрея Турчака по сути определяет финансовую политику региона. Не секрет, что бюджет, хоть и является крупнейшим фондом для финансирования госрасходов, в первую очередь проводник экономической политики. А значит и анализ его эффективности должен быть построен посредством оценки (промежуточной раз в год и конечной через три года) результатов этой политики. Такая оценка будет иметь большое значение: учитывая амбициозность поставленных целей и сложность практической реализации (речь идет о решении проблем, которые копились годами), можно предположить, что по окончании трехлетнего периода вектор политики не изменится.
Процитирую комментарий и.о. секретаря Президиума генсовета «Единой России» Сергея Неверова в отношении федерального бюджета: «Для «Единой России» было принципиально, чтобы в федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов были предусмотрены средства на выполнение социальных обязательств, а также на модернизацию экономики и реализацию инфраструктурных проектов». По сути, задачи, поставленные Андреем Турчаком, идут в русле федеральных приоритетов.
Теперь собственно к приоритетам бюджетных расходов: безусловное выполнение всех социальных обязательств и их индексация; реализация долгосрочных проектов; жёсткая экономия бюджетных средств, сокращение административных расходов, а также повышение эффективности бюджетных вложений. Бюджет развития формирует второй приоритет – реализация долгосрочных проектов, большая часть из них посвящена сельскому хозяйству, что вполне логично, учитывая текущую ситуацию в отрасли и сокращение доли сельского населения, наблюдаемую многие десятилетия. Ситуацию надо менять, власть это чувствует и предпринимает попытку изменить посредством реализации целевых программ. Полагаю, это работоспособный инструмент – целевую программу проще оценить с точки зрения ее эффективности и адресовать поддержку целевым группам.
Интересны представленные проекты в сфере здравоохранения, к примеру, создание регионального сосудистого центра и первичных сосудистых центров в Пскове, Острове и Великих Луках, учитывая смертность от сердечнососудистых заболеваний, они очень актуальны. Идея иметь если не свой (региональный) медуниверситет, то хотя бы лечебный факультет также значима, особенно в сочетании с запланированными расходами бюджета на приобретение жилья для врачей. Создать факультет планируется при объединенном Псковском государственном университете. Общая сумма расходов на образование увеличена на 12%. Заслуживает внимания и проект модернизации Псковского горводоканала на сумму около 1 миллиарда рублей, не секрет, что многие приобретают питьевую воду либо привозят с загородных родников, если в результате повысится качество водопроводной воды, проект будет по достоинству оценен жителями областного центра.
Теперь к источникам финансирования. Снижение дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, а это ожидает область в ближайшие три года, компенсируется в проекте бюджета ростом налоговых и неналоговых доходов. Наибольший вклад из налогов в бюджет должны дать НДФЛ и налог на прибыль организаций (21% и 12% соответственно). Сбор этих налогов зависит от рентабельности работы предприятий и организаций, а также возможности повышения оплаты труда. Отсюда вывод – необходимость стимулирования развития бизнеса, снижение любых каких бы то ни было барьеров на пути к этому и стимулирование роста производительности труда (без этого рост зарплат в коммерческих структурах невозможен).
Ключевым подходом в формировании бюджета провозглашен программно-целевой принцип планирования. Программный – предполагает рост числа целевых программ (от 26 в 2009 до 53 в 2011). Целевой - вложение средств в стратегические точки роста при сохранении социальной направленности бюджетных расходов.
В целом, даже беглый анализ бюджета говорит о его соответствии заявленным приоритетам социально-экономического развитии региона. Другое дело, что реализацию региональной политики придется производить в достаточно сложных условиях. Страна только выходит из кризиса, индекс потребительской уверенности пока отрицателен, налоговая нагрузка на бизнес растет. В этих условиях региональная и муниципальная политика должна компенсировать пока еще недостаточно благоприятный внешний фон. На первый план выходит исполнение бюджета. Региону необходим бюджет развития.
Максим Голиков, к.э.н., аналитик Института регионального развития