В Пскове назревает крупный религиозно-искусствоведческий скандал. Как стало известно Псковской Ленте Новостей, собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря, всемирно знаменитый своими уникальными фресками, показывающими становление самобытной псковской изографической школы, практически потерял музейный статус и вскоре должен перейти под полный контроль Русской православной церкви.
Еще в минувший вторник, 17 июля, директор псковского музея-заповедника Юрий Киселев подписал с руководителем территориального управления Росимущества в Псковской области Александром Сребролюбовым соглашение о расторжении охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры «Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» от 5 ноября 2001 года №207.
Соглашение подписано в соответствии со знаменитым Федеральным Законом от 30 ноября 2011 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» на основании заявления местной религиозной организации Снетогорского монастыря Псковской епархии РПЦ и заявления самого музея.
Соглашение вступило в силу немедленно, то есть 17 июля.
Сегодня директор объединенного Псковского музея-заповедника Юрий Киселев подписал приказ №296 «О передаче ключей от Собора Рождества Богородицы». Согласно этому документу завтра в 9.00 заведующая отделом «Мирожский монастырь», хранитель фресок Псковского музея-заповедника Таисия Круглова должна передать ключи от собора в ТУ «Росимущество».
О каких либо обременениях религиозной организации по пользованию храма в соответствии с требованиями сохранности уникальных фресок редакции неизвестно.
Отметим, фрески Снетогорского монастыря начала XIV века интересны и уникальны тем, что они, по сути, являются первыми именно псковскими фресками - с отходом от канонической византийской традиции. При создании снетогорских фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители в них - не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.