Новости партнеров
ЖКХ

Константин Болотин о реализации программы «Чистая вода» и работе «Горводоканала»

07.09.2022 17:00|ПсковКомментариев: 3

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Кузница», которая вышла в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Гостем студии стал директор МП города Пскова «Горводоканал» Константин Болотин.

 

– Константин Васильевич, «чистый» вид тарифа в нашем регионе отличается от других регионов?

– Если говорить о тарифе на водоотведение и водоснабжение, то периодически мы получаем информацию о стоимости этих услуг на Северо-Западе. Из 19 городов, которые входят в Северо-Западный федеральный округ, мы на 17-м месте — у нас практически самый низкий совокупный тариф водоснабжения и водоотведения. Мы любим сравнивать с соседями и говорим про разницу в тарифах между Псковом и Великим Новгородом. Я скажу цифры, которые были на 1 января 2022 года: у нас совокупный платеж был 51 рубль 17 копеек, в Великом Новгороде – 71 рубль 4 копейки. Практически на 20 рублей тариф выше в Великом Новгороде. В Петрозаводске практически на 30 рублей выше. Это города, которые климатически особо ничем не отличаются от нас.

– А качество воды?

– И в том, и в другом городе вода берется из открытых источников — из рек, как и у нас. Мы сейчас переходим на второй источник – на подземный водозабор.

– Как часто повышаете тариф?

– Мы являемся регулируемым субъектом, и повышение тарифа регулируется государством. Повышение тарифа проходит раз в год в рамках установленных законодательством процентов инфляции для каждой ресурсоснабжающей организации. Для нас формируется многолетний тариф. Каждый год он корректируется в зависимости от исполнения либо неисполнения производственно-инвестиционной программы. С 2019 по 2022 года у нас в среднем повышение тарифа произошло на 5,6%. Подчеркну, здесь весь процесс полностью контролируется государством.

– Совсем недавно «Горводоканал» отметил свое 88-летие. Расскажите о достижениях предприятия за последние годы, об итогах участия в международных проектах, а также о федеральных программах.

– За последние 7 лет основным источником привлечения грантовых денег были трансграничные программы в рамках экологических проектов. Мы привлекли за этот период около 550 миллионов рублей на модернизацию инфраструктуры и покупку техники. У нас приобретена автолаборатория. Мы сумели сделать электронную карту по водоотведению, которая позволяет нам анализировать состояние сетей и предугадывать аварийные ситуации. Также мы получили средства на строительство второго пускового комплекса подземного забора. В этом году мы завершаем и осваиваем практически все гранты. К сожалению, мы не успеваем получить всю сумму гранта, но 80% по приграничным грантам мы получили. Причины сегодня для нас всех ясны – это внешнеполитический фактор. Мы не бросаем проекты, мы их завершаем за счет собственного софинансирования и привлеченных денег. Сейчас обсуждаем с правительством Псковской области и с администрацией города Пскова, каким образом будут компенсироваться выпадающие расходы нашему предприятию.

– В этой ситуации учредители вас не бросили?

– Я хочу сказать большое спасибо нашему руководству и губернатору, и главе администрации за то, что они вникают в ситуацию и положение. Естественно, не обещают прямо сегодня или завтра финансовую помощь. Но, по крайней мере, говорят о том, что ищут возможности и резервы на пополнение денежных средств для предприятия.

– Они прекрасно понимают, что вы, как сторона-участник международных приграничных проектов, тоже всегда исполняли свои обязательства.

– Мы не останавливали процесс строительства, реконструкции, понимая, что это необходимо и для граждан, и для экологии нашей области, для предприятия. Все контракты будут исполнены.

– Федеральные или региональные программы вам сейчас помогают?

– Мы участвовали в программе, связанной с Фондом содействия реформированию ЖКХ, при непосредственном участии Псковской области. По ней смогли привлечь 176 миллионов рублей. Из них – 106 миллионов из Фонда, 70 миллионов – собственные средства предприятия. Основной посыл государственного вложения денег – это софинансирование всех проектов. Хоть в каком-либо виде, но софинансирование должно быть: либо это субъекты, либо это муниципальное образование, либо это само предприятие. Даже если там 1% или 3%, главное, чтобы была заинтересованность и активное участие стороны в процессе.

В рамках работы с Фондом с 2019 года предприятие реконструировало канализационный коллектор на пересечении Рижского проспекта и улицы Юбилейной, городскую насосную станцию, находящуюся за стадионом «Электрон». Через нее проходит две трети всех стоков города. Мы поменяли насосное и вентиляционное оборудование. Сегодня у нас экономия по электроэнергии на ГНС в два с половиной раза. Мы провели реконструкцию насосной станции в Крестах - там дистанционное диспетчерское обслуживание и надежное оборудование. Такую же станцию мы реконструировали на улице Яна Райниса. Работа с фондами позволяет нам модернизировать внутреннюю коммунальную инфраструктуру.

Сегодня государство объявило план капитальной модернизации инфраструктуры всей страны. Псковская область также заявилась на участие этих проектах. Сегодняшняя приоритетная задача – сделать проекты на реконструкцию и модернизацию того или иного объекта. Участие в любой государственной программе начинается с проектирования. Через правительство Псковской области мы подаем информацию. Они аккумулирует ее и делают заявки на ту или иную программу.

– Расскажите, пожалуйста, про приобретение специализированной техники. Та самая машина, которая привлекает внимание всех горожан — только ли она приобретена за последнее время?

– Эта машина приобретена по трансграничной программе «Россия– Эстония», связанной с экологией. Это универсальная машина, которая заменяет нам 2-3 единицы обычной техники, с новым насосным оборудованием, которое позволяет выполнять одновременно 2-3 операции, связанных с очисткой. Хотелось бы подчеркнуть и удобство для технического персонала. Всегда приятно работать на современной технике, не вызывающей дополнительных трудозатрат. Сотрудники работают в тяжелых условиях, связанных и с опасной работой, запахом и с грязью, поэтому мы стараемся обеспечить как можно более комфортные условия для них. Двумя специализированными автомашинами «Скания» и «МАН» мы решаем тяжелые, сложные работы. Также помогаем этой техникой коллегам по районам Псковской области. Например, в Пыталово помогали откачать насосную станцию, а а также отправляли машины в Плюссу, Струги Красные и Порхов. Машина работала и в Острове. Там она помогала решить такие проблемы, которые не может выполнить обыкновенная техника.

– Проекты и программы, о которых вы рассказали выше, предполагают софинансирование предприятия. На тарифе для населения это финансирование сказывается или нет?

– Фактически любые расходы, которые мы планируем, должны быть включены в тариф. Гранты помогают модернизировать инфраструктуру и не влияют на рост тарифов. Для населения – тоже большое благо. Если мы привлекаем деньги – мы оптимизируем свои расходы, получаем экономию с электроэнергии. Это как раз-таки сказывается на небольшом росте тарифов.

– Для комфортной жизни в современном городе важную роль играет бесперебойное водоснабжение. На это здорово влияет отсутствие аварийных ситуаций. Как прошел этот год с точки зрения аварийности?

– Больше, наверное, надо говорить не об отсутствии аварий, а о быстром их устранении. Аварии случаются, но для нас это вопрос скорости их устранения и бесперебойного обеспечения водоснабжения жителей во время ремонта. Мы круглосуточно готовы к аварийным ситуациям. Конечно, хотелось бы, чтобы их не было.

– Скажите, пожалуйста, Константин Васильевич, а самый старый водопровод в Пскове где находится, в каком он состоянии?

– Мы сейчас проводим инвентаризацию сетей и обнаружили самый старый водовод на улице Сосновой, от Яна Райниса, Сосновой и до Шабанов. Его строили в 1935 году красноармейцы.Там чугун от 200 до 250 миллиметров в диаметре. Он не так часто выходит из строя. Мы понимаем, что те трубы, которые прокладывали в 90-х годах, намного худшего качества, чем те. Видно, был в 90-х провал в промышленности. Видно, что на заводах система ОТК перестала действовать: и худшего качества материал и меньшая толщина стенки у труб. Все это сказывается сегодня.

– Сколько за год предприятие перекладываете сетей ? Существует ли понятие бесхозных сетей на сегодняшний день?

– Очень много было в свое время предприятий, которые строили для себя, для своих заводов, фабрик, для своих учреждений те или иные сети. Например, для своих сотрудников строили городки и протягивали сети. Потом все банкротилась, закрывалось. Сети оставались безсхозными. Сейчас правительство поставило задачу провести полностью работу по инвентаризации всех сетей и принять их на баланс той или иной ресурсоснабжающей организации. Мы проводим инвентаризацию, выявляем бесхозные сети. Администрация Пскова проводит их учет и передают нам либо за баланс, либо к нам в хозяйственное ведение. Мы ежегодно принимаем около 15-20 километров сетей на свой учет. Вы сами, наверное, понимаете, в каком они состоянии. Нам сразу приходится в них вкладываться. А расходы на эти сети в тарифах еще не учтены. Мы можем эти расходы учесть только в тарифе будущего периода, что сказывается на неисполнении той установленной производственной программы.

Мы тариф делим на две части – это производственная и инвестиционная программы. В рамках производственной программы мы проводим аварийные работы и замену запланированных участков. Ежегодно мы перекладываем примерно от 10 до 15 километров сетей в рамках производственной программы. По второй части программы уже запланированы инвестиции, которые учитываются отдельно. Мы пока больше вкладываем деньги в реконструкцию именно объектов, а не линейных сетей.

Следующий период установленный правительством – это перекладка сетей.

– Предлагаю поговорить о строительстве станции смягчения воды. В последний год на региональном уровне идет активное обсуждение этого проекта. На каком этапе сейчас его реализация? Каковы перспективы? Напомню, что строительство этой станции позволит уйти от проблемы осадка на трубах при нагревании воды.

– У нас уже на руках проект, прошедший госэкспертизу. Мы в ожидании финансирования. После этого будем объявлять конкурс по выбору подрядчика. По той информации, которая есть у меня, до конца года источник будет определен. Лимиты до нас будут доведены. Строительство объекта будет переходящим на конец следующего года. Мы должны будем в этом году провести выбор подрядчика. В начале года он должен зайти и начать строительство. Что касается вопроса забивки труб. Здесь зависит от того, как выполнялись проектные работы по подбору оборудования. Мы общаемся с коллегами из других регионов и в разных регионах свои проблемы с водой. У нас, если исходить из подземного источника, то вода жесткая, при единицах 5,5, у кого-то жесткость доходит до 14. И вопросов о станции умягчения нет вообще.

– На минувшей неделе глава администрации Пскова Борис Елкин сообщил, что пришли красивые чугунные крышки люков. В скором времени старые советские крышки придется поменять на новые, с красивым орнаментом. Расскажите об этой теме поподробнее.

– Если в историческом месте мы будем видеть красивые люки с брендом города Пскова, с его символикой, мне кажется, это хорошая идея. Я смотрю вперед, и предполагаю, что на будущее нам придется заниматься покупкой таких люков и проводить замену в случае пропаж или поломок. Эти крышки дороже, чем обыкновенные. Естественно, все то, что делается под заказ, дороже в цене, чем массовый продукт.

– Константин Васильевич, заработал колл-центр предприятия. Вы как руководитель предприятия следите за отдачей от создания этой структуры?

– Длительный период времени для нас это был болезненный вопрос. Постоянные жалобы на то, что не дозвониться, особенно в период пиковых нагрузок. Мы анализировали звонки, искали тот или иной выход из ситуации. Думали о привлечении аутсорсинга, об увеличении штата сотрудников, искали возможность модернизации своих телефонных сетей. У нас в пиковые нагрузки доходило до того, что мы могли обработать порядка 54% всех звонков. Мы уже неделю следим за работой — один звонок был не отработан, но там произошел технический сбой. Ежедневно в тестовом режиме все звонки у нас обрабатываются. Было предложение использовать федеральный номер 8 800, но мы от этого отказались. Есть номер телефона, известный для всех. Немного модернизировали программу, перестроили работу сотрудников и провели обучение.

Беседовала Любовь Кузнецова

Пресс-портрет
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей