«Это же чудо, чудо Господне! Как можно его разрушить? Я бы сам горой встал перед Веретьей горой», - признается отец Тимофей - настоятель храма Космы и Дамиана в Локно Палкинского района.
В Радоницу мы почти час ходили с ним по этой горе, над которой нависла угроза уничтожения - частичного или полного - значения уже не имеет.
Напомним, что в начале марта 2014 года обеспокоенные местные жители начали сбор подписей под заявлением в прокуратуру в связи с тем, что у подошвы Веретьей горы, а также уже с частичным вторжением в саму гору началась разработка еще одного карьера для добычи песчано-гравийного материала.
«И как-то они там потом перемудрили, переиначили»
Один-то там и так уже разрабатывают почти 10 лет. Как рассказал нам глава сельского поселения «Васильевская волость» Виктор Михайлович Степанов, почти сразу после развала Советского Союза и последующего развала коллективных хозяйств предприниматель Альберт Борисов построил в деревне щебеночный завод. А при нем создал подсобное хозяйство, на работу в которое устроились работать 44 местных жителя. Они же внесли в хозяйство свои земельные и имущественные паи. Но после смерти предпринимателя в начале 2000-х годов, его сыновья, по словам Виктора Степанова, передали завод в ЖБИ-1. А подсобное хозяйство пришло в упадок. Земельные же и имущественные паи, как выразился Виктор Михайлович, и вовсе пропали.
Эта история длинная и запутанная, разобраться в которой пока ни самому главе, ни владельцам паев, которых в живых осталось всего человек шесть, за последние почти 8 лет так и не удалось. Дело в том, что когда одновременно с упадком подсобного хозяйства проходило банкротство местного СПК «Васильевский», назначенный судом конкурсный управляющий проявил инициативу, и через районный суд местные жители в 2005-м году восстановили свои паи. Потом эти паи вошли в уставной фонд ООО «Веретье» как земли сельхозназначения. «И как-то они там потом перемудрили, переиначили «Веретье» в другую организацию? И уставной его фонд перераспределился. Ко мне пошло население, которое хотело изъять свои паи, ранее присужденные им решением суда. Но им эти паи выделять отказались, так как оказалось, что уставной фонд этого ООО «Веретье» - неделимый. Я по этому поводу ездил в земельный комитет, там сказали, что уставной фонд не делится, и паи их, считай, пропали. Хотя в уставе «Веретье», учредителем которого были два юридических лица - ООО «Дементор» и ООО «Астрон», а также собственники земельных паев, было записано, что участник общества, внесший свой вклад в уставной фонд, может в любое время выйти и взять земельный участок 9,7 га или денежные средства. Вот хотели выйти - в частности Людмила Александрова (она уже умерла), а в земельном комитете сказали, что это невозможно», - разводит руками Виктор Михайлович.
И дальше история земельных паев никому из местных жителей доподлинно неизвестна. По информации главы волости, эти земельные паи оказались в частной собственности. Часть из них - это те земли, на которых в марте началось «геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийного материала». Начало эти работы ООО «Анскино», которому, как любезно пояснила 17 марта 2014 года на сайте губернатора (в ответ на жалобу жителей) и.о. председателя комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Наталья Вдовина, была выдана по результатам аукциона лицензия ПСК 04135 ТР сроком действия до 2038 года. Лицензионному участку на период геологического изучения придан статус геологического отвода. Площадь 21,9 га.
Половинчатая охрана
Напомним, что Наталья Вдовина настаивала на законности действий по геологическому изучению месторождения ПГМ «Анскино», так как оно не находится на охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения...
Охраняемым участком, по информации настоятеля Космо-Дамианского храма, является небольшой участок около шести соток непосредственно возле одной из главных ценностей Веретьей горы - поклонного камня, памятника археологии второй половины первого тысячелетия - первой половины второго тысячелетия. Сама же гора целиком не является ни памятником природы, ни памятником истории - хотя о сохранившихся там окопных сооружениях времен Первой мировой войны, а также о том, что в 1938-39 годах гора была опорным пунктом Новопсковского укрепрайона, знают все, кто знакомился с материалами одного из руководителей проекта «Забытые крепости XX века» Алексея Старкова. Его коллега по проекту Андрей Иванов соответствующий доклад делал еще в 2010 году на конференции в Изборске. Но это не помогло взять гору под защиту. Отсутствие этой защиты и позволяет заявлять «копателям» о законности своих действий. Если бы не одно «но».
Земли того самого участка, где уже прошла «разведка боем», являются землями сельхозназначения. Об этом и Наталья Вдовина говорила: «в границах предоставленного геологического отвода земли сельхозназначения находятся в собственности ООО «Анскино».
А 1 апреля 2014 года местные жители получили ответ из межрайонной природоохранной прокуратуры, в котором подтверждалось назначение земель. И указывалось, что ведение работ по разработке недр здесь невозможно, это нарушение закона! Добычу полезных ископаемых можно вести на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи и так далее. Но никак не на сельскохозяйственных землях, которые пока служат единственной защитой Веретьей горы.
«Они людей послушают, и всё поймут»
А то, что она очень нуждается в защите, сомнений нет. Когда мы с отцом Тимофеем приехали к горе, то увидели, какой кусок от нее уже отъели всего-то за неделю «разведывательных» работ, сейчас, к счастью, приостановленных. Мы едва успели сделать несколько снимков, как около нас остановилась машина с тремя местными жительницами из деревни Самулино. «Батюшка, слушали сегодня вашу проповедь, спасибо. Скажите, что же будет с горой? Как можно ее уничтожать? Такую красоту! К нам парапланеристы сюда постоянно приезжают», - женщины расстроены так, что буквально кричат.
«А вы спрашиваете, почему это для них важно», - вздыхает отец Тимофей. Мы действительно спрашивали. Глава волости Виктор Степанов, слегка волнуясь, рассказывал нам, что в высоту Веретья гора - 162 метра над уровнем моря и 135 метров от подошвы. Повторял слова Алексея Старкова: «Есть мнение: кто владеет Веретьей горой, тот владеет городом Псковом!» Подчеркивал, что доктор географических наук, профессор кафедры географии ПсковГУ, член Русского географического общества Олег Михайлович Татарников занимается разработкой обоснования, которое помогло бы доказать ценность этого памятника природы. Пусть сейчас нет этого статуса у горы, но по факту-то так и есть! Гора, кстати, и для сельского хозяйства имеет значение: она буквально делает погоду на здешних землях, защищает их от ветров - не век же им быть в запустении!
А с отцом Тимофеем мы долго по горе ходили. Стояли у огромного поклонного камня: для ученых это памятник, а для местных жителей - святое, действительно чудесное место. Летом сюда приезжают люди со всей Псковской области, из Москвы, Петербурга. И туристы, и паломники, и просто любопытствующие. Кто-то считает, что камень, на пологой поверхности которого выбит крест, может исцелять. Батюшка изо всех сил старался донести до нас ценность этого действительно уникального места: «Вы видели где-нибудь в Псковской области такой высокий можжевельник? Это же деревья, а не кусты! А сколько здесь целебных трав: душица, зверобой, а вон смотрите - чистотел. Вот с этого места можно увидеть Псков, а отсюда Палкино. И Изборск виден».
Вспоминал батюшка и блаженную Дарьюшку: «Когда наш храм в Локно в 1962 году закрыли, она собирала детей и ходила сюда молиться. Люди ведь и в древности не зря для молитвы в гору поднимались... И она сюда ходила. Ей самой еще в детстве другой блаженный сказал: «И тебя не будет, Дарьюшка, и меня. А на Веретьей горе будет стоять часовня»... Дарьюшка в 1985 году умерла, у нашего храма похоронена». Настоятель Космо-Дамианского храма очень хочет убедить нас в том, что гору обязательно надо сохранить. Как будто от нас это зависит... «Ну как же? Вот вы в прошлый раз написали, и работы приостановили», - убежденно говорит настоятель Космы и Дамиана.
А Виктор Михайлович Степанов настроен, может, и менее оптимистично, но крайне сурово. «У нас по решению суда администрация поселения должна была разработать правила землепользования и застройки. Мы разработали, всё это сделано. Но мы знаем, что согласно новому Генплану есть желание эти земли из сельскохозяйственных перевести в земли промышленного назначения. Это можно сделать только через собрание сельского поселения. Наши депутаты будут присутствовать на сходах граждан, на публичных слушаниях по этому генплану. Вот в середине мая в Васильево будем проводить такой сход. У нас семь депутатов, они людей послушают, и всё поймут. Люди очень против - нельзя разрушать Веретью гору. И решение у нас будет - сохранить её. А по Генплану мы уже подаем свои замечания и предложения. И будем отсылать их в институт урбанистики. Если невозможно будет взять всю гору под охрану, мы бы хотели создать здесь хотя бы рекреационную зону», - говорит он.
Но признание Веретьей горы памятником природы и истории возможно, если будет на то воля и решение местного самоуправления.
Уже на обратном пути подумалось, что отец Тимофей не зря всё время повторяет: эта гора - чудо Господне. Чудо нерукотворное. К его творцу не придешь и не скажешь: прости, пожалуйста, мы погорячились, разрушили гору, сделай нам вторую - такую же...
Второго чуда не будет.
Елена Ширяева