Новости партнеров
Общество

Ольга Рябченко об «облаках» и цифровых технологиях в современном бизнесе

13.07.2021 09:11|ПсковКомментариев: 2

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Эхономика», которая вышла в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) 6 июля. Гостем студии стала директор филиала МТС в Псковской области Ольга Рябченко. Ведущий Константин Калиниченко обсудил с директором компании цифровизацию экономики, применение набирающих популярность «облачных» технологий в бизнесе, а также расширение рынка цифровых услуг во время пандемии.

 

- Давайте начнем с базовых понятий - «облачные технологии», «клауд» - существует масса слов, которыми люди, а особенно молодежь сегодня бросается направо и налево. Что же такое «облачные технологии»?

- Когда мы говорим про «облака», часто становимся заложниками терминологии. Нам кажется, что мы слышим что-то сложное. Я часто слышу: «Ой, это пока не про нас, мы живем в девяностых». Но, на самом деле, если я продолжаю разговор со своим визави и спрашиваю, например: «Куда вам сбросили фотографии или видео после выпускного вашего ребенка?», - то мне сходу, как правило, называют 2-3 сервиса, которые могут быть для этого использованы. Человек фактически «облаками» уже пользуется, они вошли в его повседневную жизнь. Просто он об этом не задумывается. Потому что это легко и удобно.

Почему облака стали так популярны сейчас? Приведу пример с каршерингом и такси. Если я пользуюсь собственным автомобилем, я покупаю саму машину, плачу налоги, оплачиваю парковку, покупаю бензин, это не считая амортизации, страховки и штрафов. Недаром говорят, что на такси ездить дешевле. Каршеринг в этом отношении тоже отличная альтернатива. То же самое происходит и с серверным оборудованием. Компании любого масштаба необходимо его сперва купить, нанять персонал и потом обслуживать его, регулярно обновляя. Это чувствительные сумма для любого бюджета. Использование облачных сервисов позволяет избежать этих расходов и брать столько оборудование, сколько тебе нужно и когда нужно.

- Можно ли сегодня сказать, что мир уже встал на эти рельсы, и все технологии и данные уходят в облако? То есть, люди, бизнес - малый, средний, крупный - постепенно просто перестанут хранить свои данные на привычных физических носителях, и вся информация будет уходить в облачные хранилища?

- Я думаю, что, как и со многими технологиями, безусловно, активнейшее развитие «клауды» получат и получают уже сейчас. Наверное, здесь можно привести пример с фотографией: все мы сейчас активно фотографируем на свои смартфоны и даже часто выбираем телефон исходя из того, каков у него показатель встроенной камеры. Но при этом никуда не девается и классическая фотография, даже с проявкой и пленкой - это высококвалифицированно, интересно и для кого-то - просто хобби. Так и с бизнесом. Когда у человека есть выбор, он принимает оптимальное решение для себя. И, я считаю, «клауды» однозначно будут расширяться. Гибкость облачных решений позволяет использовать их и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса, и для госструктур. Конечно, кто-то останется на прежних носителях - кому-то будет удобнее держать на них резервную копию, а кто-то привык, что сервер жужжит там, в соседней комнате. Какой-то сегмент, конечно, останется.

- Нет ли здесь какой-то подмены смысла, как сейчас говорят, миром правят маркетологи? То есть мы приобретаем не то, что нам нужно, а то, что нам навязали грамотные специалисты по маркетингу, которые пришли и рассказали, что будущее за «облаками». Может быть, все же, когда данные хранятся у нас под боком, в физически осязаемом доступе, это надежнее, спокойнее? Мы же не знаем, где это «облако», кто имеет доступ к этим данным.

- Я бы разделила два разных компонента в этом вопросе. Первый - вопрос безопасности, а второй - вопрос маркетинга. Безопасность - это всегда первый страх, с которым мы сталкиваемся при внедрении любой технологии. Всегда что-то новое вызывает опасения, и это нормально. Мы так устроены, это защитная эволюционная реакция. С другой стороны, сегодня мы уже можем говорить о том, что у нас накоплен огромный опыт работы с «облаками», мы сами являемся провайдером. Исходя из этого опыта, мы можем говорить о том, что сейчас, в 20-х годах XXI века хранить данные в «облаке», пожалуй, даже надежнее, чем иметь тот самый пресловутый сервер.

Почему? Во-первых, «облако» физически не повреждается. Неважно, произошел ли ураган, отключили ли у вас электроэнергию (что сейчас, кстати, для региона очень актуально), произошло ли затопление, случился ли пожар, и в итоге вы остались без оборудования с базами данных клиентов, платежами, контрагентами, поставщиками... Если это происходит с сервером, то вы все теряете, и дай бог, что бы это когда-то вам вернулось. В «облаке» же используется распределенная система хранения данных. У нас есть развитая система защиты от кибератак и собственный центр мониторинга, который круглосуточно оценивает все возможные риски и угрозы, поэтому данные защищены не только виртуально, но и физически. Если бы вы посетили какой-нибудь из крупных дата-центров, то поняли бы, какая это неприступная крепость с качественной системой многоуровневой защиты не только в части электроснабжения (где обычно есть 3-4 линии, и если что-то отключилось, то ты сразу подключаешься на следующие, дополнительные источники питания), но и в части резервирования данных.

Например, у МТС есть 11 дата-центров, и информация хранится распределенно как раз для того, чтобы в случае форс-мажора данные были в сохранности в другом дата-центре. Наверное, только от падения ядерной бомбы мы не защищены, но против такого лома нет приема, как говорится.

- Совершенно дилетантский вопрос: как выглядит современный дата-центр? Может быть, расскажете на примере дата-центров вашей компании?

- Дата-центр - это такое хорошо защищенное здание, куда вы просто так не проникнете.

- Бункер?

- Нет, это не бункер. Оно располагается и над землей, и под землей, на несколько уровней. Там есть отдельные залы, в которых стоят такие металлические стоечки-ячейки (жужжащие, как раз для тех, кому нужен теплый ламповый звук). В этих стойках размещается то оборудование, на котором ваши данные будут храниться. При этом возможны разные варианты взаимодействия: вы можете разместить свое оборудование в нашем дата-центре (такая услуга называется «колокейшн»), а можете просто размещать данные в различных форматах. Как я уже говорила, чем хороши «облака» - так это своей гибкостью

- Мне кажется, дата-центры - это же такой лакомый кусок для хакеров и хакерских группировок. Взломать такой дата-центр - это, наверное, и в хакерской иерархии поднимает людей, и, наверняка, промышленный шпионаж пытается как-то прорваться. Были ли какие-то хакерские атаки на дата-центры МТС и были ли среди них успешные?

- Я точно могу сказать вам, что успешных атак не было. Внутренняя система хранилища устроена так, чтобы нивелировать эти риски. Более того, я вам скажу, что если вы имеете дело с крупным провайдером, то он не только применяет IT-оборудование высшего класса, профессиональное и лицензированное, а не «собранное на коленке». Жизнеобеспечением системы занимаются профессионалы. А если подняться немного выше, то там есть разные уровни защиты, под которыми сертифицируются дата-центры и хранилища данных, и у нас есть особый сегмент, который позволяет хранить персональные по 152-ФЗ, по особому уровню защиты. То есть, например, медицинскому учреждению больше не нужно самостоятельно присваивать код пациенту и хранить данные в закодированном виде согласно закону. Данные можно держать в нормальном, удобном виде именно благодаря этому особому сегменту защиты. Более того, с недавнего времени в облаке МТС можно размещать и государственные информационные системы. Представьте, сколько будет стоить – организовать такую защиту на собственном оборудовании.

Нам доверяют не только банки и коммерческие компании, нам доверяет государство.

Если мы говорим о каких-то интересных примерах хранения данных, я бы рассказала историю Приморья. В «облаке» МТС на базе Дальневосточного федерального университета в рамках федерального гранта запущена цифровая платформа. Она нужна для оперативного мониторинга состояния здоровья пациента, у которого диагностирована болезнь Паркинсона. Это закрытый ресурс, где пациенты Приморья с таким диагнозом могут регистрироваться в системе, вести дневник наблюдения за самочувствием, отправлять различные файлы. Зачем это нужно? Врачи, анализируя эти данные, смогут своевременно оказывать помощь, а также более точно и корректно назначать лечение, потому что в дозировках препаратов очень тонкие настройки. Кроме того, для таких людей это очень важно, потому что сейчас, как мы знаем, плановую помощь оказывать достаточно трудно из-за коронавируса. Да и в обычной жизни эти пациенты появлялись у врача раз в полгода-год, а болезнь, к сожалению, очень коварная, и бывает, что через год на прием приходит совершенно другой человек. Для того, чтобы замедлить ход болезни и правильно скорректировать дозировку лекарств, и нужна такая платформа. Я считаю, что это первая ласточка, потому что подобных историй среди различных заболеваний достаточно много, и «облака» во многом смогут помочь врачам.

- Насколько я понимаю, все хранилища располагаются на территории России?

- Да, законодательно мы обязаны хранить свои данные на территории Российской Федерации. Наша система дата-центров распределена от Владивостока до Санкт-Петербурга и Москвы, что позволяет нам оказывать услуги по хранению данных в том числе компаниям, филиалы которых находятся по России. Во-первых, они, таким образом, могут иметь дело с одним поставщиком, а во-вторых, у нас есть различные гибкие решения в зависимости от потребностей, которые возникают у компаний.

- Более-менее понятно, как владелец может получить информацию с физического носителя или с сервера, который находится на территории компании. Но здесь мы опять сталкиваемся с ситуацией, когда данные, вроде бы, наши, а хранятся где-то. Насколько легко и непринужденно можно получить доступ к собственным данным, документам и технологиям, которые хранятся в облаке?

- Давайте вернемся в самое начало нашего разговора. Помните, мы разговаривали про фотографии? Вам фотограф сбрасывает ссылку на «облако», а вы заходите под каким-то паролем, если владелец этот пароль установил, и просто получаете то, что вам нужно. «Облачные» сервисы используются очень по-разному, и есть возможность выстраивать иерархию доступов. Это не одна условная папочка, в которой лежат все тайны мира, и к ней получить доступ может любой человек. Безусловно, нет. Вы настраиваете доступы таким образом, чтобы из любой точки мира получить те данные, что необходимы.

Собственно, я работаю в компании, где приходится много ездить. У меня всегда с собой есть ноутбук, либо, если его нет, я к своему рабочему месту в любой момент получаю доступ. Более того, я не просто вижу свой рабочий стол в таком состоянии, в каком я его оставила, уходя из кабинета. Я получаю доступ ко всем своим информационным системам и отчетам, которые мне нужны для работы. И вот это - гигантское облегчение. Я с трудом вспоминаю времена, когда едешь с ноутбуком и закачиваешь на флешку миллион отчетов, чтобы поработать в дороге, потому что иначе данные взять не откуда. Сейчас это настолько легко и просто, что я даже перестала это замечать.

- Вернемся к «облачным технологиям». Наверное, все более или менее понятно для крупного бизнеса или с государственными информационными системами. Но если говорить об экономической стороне вопроса - насколько это действительно выгодно и удобно малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям?

- Приведу пару примеров. Для начала, вы можете попробовать резервное хранилище. Раз в неделю вся ваша информация будет копироваться в облако. Можно держать там полностью все, а можно - корпоративную почту и все, что с ней связано. Гибкость решений огромная, и это очень хорошо для бизнеса, который только начинается или для сезонного бизнеса. Если я сейчас только думаю о том, нужно ли мне идти в этот бизнес, я не готов сразу вложить в инфраструктуру ИТ миллион, два, три или даже больше - в зависимости от того, что нужно сделать. Я могу взять облачное решение, когда у меня будут виртуальные машины со всеми пакетами офисов, лицензиями и так далее и попробовать - а у меня бизнес-то пойдет?

У нас есть пример клиента, который был дистрибьютером MSG-товаров и хотел развить собственную розничную сеть. Для того, чтобы понять, а будет ли оно работать, он взял наше «облако», и у него абонентская плата была порядка 8 000 рублей в месяц. Ему хватило 2 месяца, чтобы понять, что его идея «полетит», но вкладывать 900 000 рублей в инфраструктуру он уже не захотел. Он понял, что бизнес легко масштабируется, и есть возможность сильно расширяться. Если брать сервер здесь и сейчас с расчетом на это расширение - это очень дорого. А если расширения не будет? А увеличить облачное хранилище можно практически по щелчку пальцев, очень быстро.

- Решить вопрос с установкой сервера действительно достаточно проблематично, для этого нередко может потребоваться отдельное помещение. А насколько быстро и оперативно можно решить вопрос с «облаком»?

- Очень оперативно. Например, в одной из крупных компаний Санкт-Петербурга при переезде из одного здания в другое поняли, что просто не смогут купить два огромных сервера. И пока один сервер отключен в старом здании и еще не подключен в новом, они из-за простоя понесли бы многомиллионные убытки. Они просто вынесли все необходимое в «облако» и во время переезда продолжали работать. Краткосрочный пример? Да. Эффективный? Да. Экономичный для компании? Да. Они потратили в сотни раз меньше, чем потеряли бы из-за недельного простоя.

- Если говорить о стоимости, например, минимального пакета, где мы храним только почту и ситуации, когда мы храним весь бизнес с ежемесячным объемом видеонаблюдения (это должны быть гигантские объемы памяти). Что почем?

- Сложно сказать финальную цену, потому что это зависит от очень многих условий. В компаниях, как показывает практика, запросы очень разные. Один из примеров запросов бизнеса: виртуальная машина, операционная система Linux, интеллектуальный процессор, оперативная память 2 Гб и жесткий диск на 100 ГБ. Такое решение обойдется в сумму примерно равную стоимости похода в кафе ― около 1 500 рублей в месяц. И этого объема хватит, чтобы разместить сайт небольшой компании.

Здесь что здорово? Сейчас я понимаю, что мне нужен такой объем памяти, а потом у меня «поперло», я осознаю, что я ― Стив Джобс будущего. Что я буду делать? Я расширюсь. Или наоборот может оказаться, что у меня есть сезонный трафик. Так, университеты часто берут у нас решения на время приемных кампаний. Так вот, в «облаке» мы можем не только расширяться, но и сужаться, то есть уменьшать объем, если нам это нужно. Пропорционально уменьшается и оплата. Фактически это такая же подписка, как на онлайн-кинотеатр, только здесь градация больше.

- Мне кажется, это актуально и для Псковской области - у нас многие виды работ носят сезонный характер. Например, наш туризм, аграрный сектор. Конечно, у нас он не такой сезонный, как в Норвегии или Финляндии, где есть сезонные сборы клубники...

- Я вас удивлю, но компании аграрного сектора, которые представлены у нас в регионе, уже давно пользуются многими видами современных технологий, и автоматизация у них уже очень далеко зашла. Конечно, если это будет три коровы, то это будет и доярка, которая одна с этим справляется. А если масштаб больше, то это уже иной подход. Честно говоря, когда мы с этим столкнулись, я была приятно удивлена, потому что это показывает нам, что частичка цифровой экономики есть буквально в каждом пакете молока, который мы покупаем.

- Аграрии у нас, мне кажется, как никто другой, умеют оптимизировать свои расходы, и вопрос хранения данных для них тоже актуален, в том числе на ежедневных мониторингах некоторых вещей. Если предприниматель, который нас сейчас послушал, решит «вписаться» в это дело, с чего ему начать?

- В первую очередь посмотреть на уровень надежности и безопасности провайдера. Мое мнение, что лучше выбирать крупного, потому что он имеет возможность инвестировать в безопасность, в качественное оборудование, имеет высококвалифицированный, конкурентоспособный на рынке персонал. И у крупных игроков дата-центры построены по очень высоким стандартам - есть требования к надежности и непрерывности работы, и они должны выполняться.

Очень хорошо, если есть информация, что дата-центр принадлежит непосредственно провайдеру. Это гарантия комфорта и безопасности. Также важно понимать свои запросы и портфель сервисов, который может предложить провайдер – один провайдер может предложить мне только хранение данных, без каких-либо возможностей управления ими и колокейшн, а другой – виртуальные рабочие места, куда можно перенести или организовать любые рабочие системы, и «эластик клауд», когда мы объем «облака» подстраивается под объемы данных, и резервное копирование, и много других сервисов. Я выбираю надежность, желательно наличие своих дата-центров и обширного портфеля сервисов, который мне может понадобиться и которыми этот провайдер должен располагать.

- Что в этом вопросе может предложить МТС?

- Мы за последние несколько лет накопили существенную экспертизу. Если говорить о Псковской области, то сейчас ежемесячно мы предоставляем тестовый доступ 4-6 клиентам, чтобы они попробовали то решение, которое планируют приобрести. В то же время параллельно мы с клиентом заполняем опросный лист, чтобы понять, что ему действительно нужно. Нередко бывает такое, что первоначальный запрос трансформируется.

- Насколько рынок телекоммуникаций пострадал во время пандемии коронавируса или вы наоборот оказались самыми передовыми и смогли использовать пандемию как время возможностей?

- Прошлый год был нестандартным для всех бизнесов. Мы увидели существенный, до 50% и выше, рост потребления трафика. До этого годами летом к нам приезжали отдохнуть туристы. И хотя потребление трафика в области росло, но в целом люди любили устраивать диджитал-детокс. Что произошло в прошлом году? Они приехали не просто отдыхать и копать картошку, а работать и учиться удаленно. Им нужно было не только скачать фильм, но и подключиться к видеоконференции, отправить какую-то работу и так далее.

С другой стороны, у нас практически не стало роуминга. Тем не менее, мы увидели рост доходов в других сегментах. И, если говорить про облака, то это одно из них. Появилось очень много сервисов с доставкой, где необходим контроль разъездного персонала, стали как никогда актуальны удаленные рабочие места. Очень большой объем рынка забрали технологии и решения для соблюдения антиковидных мер, такие, как поставка тепловизоров.

Растет и число постоянных пользователей онлайн-кинотеатра МТС KION, в котором мы не просто собрали интересные фильмы и сериалы. У нас есть теперь свои собственные сериалы, так называемые originals. Это уникальный и очень интересный контент, который я очень рекомендую.

Большой интерес появился к NB-IoT технологиям («интернет вещей»). Это могут быть датчики на рефрижераторах, которые развозят мороженое, или датчик, который стоит на производстве для контроля выбросов, и так далее. В Псковской области сейчас реализуется проект по установке датчиков холодной и горячей воды в жилых домах. Показания счетчика будут передаваться автоматически, а человеку не нужно будет в двадцатых числах месяца куда-то подлезать, светить фонариком и пытаться увидеть цифры. Такие технологии долго раскачивались, люди были к ним не готовы, но в итоге и они «выстрелили». Когда мы подводили итоги первого квартала, то увидели, что больше половины доходов у нас пришло именно за счет не телеком сервисов.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 117 человек
Лента новостей