Новости партнеров
Общество

Трехэтапный отказ от ЕГЭ

02.06.2022 17:44|ПсковКомментариев: 0

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему поэтапного отказа от Единого государственного экзамена в школах. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

Вслед за декларацией о выходе из Болонской системы, власти задумались о том, чтобы избавиться еще от одного «родимого пятна» западного образования. Депутат Госдумы Яна Лантратова предложила отказаться от ЕГЭ. Парламентарий отметила, что провести реформу быстро будет непросто. Школьная система годами выстраивалась под единый экзамен. Поэтому «резать хвост» предлагается в три этапа. Для начала, школам могут дать право самим определять, какие экзамены следует сдавать их выпускникам, каким способом оценивать их знания. На втором этапе этой реформы, предлагается сделать ЕГЭ добровольным и наблюдать за тем, насколько экзамен будет популярен среди учеников. Окончательным итогом реновации системы оценки выпускников школ – по замыслу народной избранницы - должна стать непосредственно отмена ЕГЭ.

Мы поинтересовались мнением экспертов: действительно ли необходимо отменить ЕГЭ? Что придет на смену выпускному тестированию? Произойдет ли возврат к устным выпускным экзаменам? Как выбранные школой экзамены помогут выпускникам поступать в вузы? Сегодня об этом в программе «Дневной дозор».

Полностью от ЕГЭ отказываться не стоит, но следует в него добавить элементы устных экзаменов, утверждает доктор технических наук, профессор, почетный гражданин города Пскова Сергей Вертешев. Он добавил, что в единый экзамен тяжело добавить творческую составляющую, которая необходима во многих будущих профессиях.

«К ЕГЭ противоречивое отношение: с одной стороны, это технологичный вариант, а с другой — очень специфический. В него трудно внедрить творческие элементы. Я считаю, что полностью отказываться от такой формы нецелесообразно, но устные экзамены, конечно, имеют свои достоинства, поэтому их надо обязательно использовать при проведении выпускных испытаний».

Если школа начнет определять, какие предметы должны сдавать одиннадцатиклассники, то многим выпускникам это может быть неудобно, уверена депутат Псковской городской Думы и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман. Также она рассказала, к чему может привести отказ от ЕГЭ.

«Я считаю, что это будет очень, если не сказать жестче, недальновидным поступком, потому что отказ от ЕГЭ — это возвращение к неравным условиям для выпускников по поступлению в высшие учебные заведения. Во-первых, потому что, если это будет определять школа, как предполагается, а не выпускник, то школа может выбрать те предметы, которые выпускник не хотел бы сдавать. И каким образом потом эти результаты ему помогут? Во-вторых, сам Единый государственный экзамен уже говорит о том, что это общий подход к оцениванию уровня подготовленности учащегося, и это сегодня позволяет вузам принимать выпускников и сравнивать уровень их знаний. А в этой ситуации такого не будет, соответственно, для вузов будут большие проблемы по отбору обучающихся. Мы с вами знаем, что такой опыт был, эти проблемы решаются незаконными способами. ЕГЭ — хороший способ минимизировать психологические потери, потому что это один экзамен — выпускной и вступительный, а также минимизировать финансовые потери от того, что выпускнику не нужно месяц жить где-то для поступления в вуз, у него больше возможностей попробовать себя в нескольких учебных учреждениях».

Категорически против инициативы отменить ЕГЭ многодетная мама Ульяна Михайлова.

«Лично я категорически против отказа от Единого государственного экзамена как от единого стандарта на территории нашей страны. Где не надо допускать междоусобицы и разных авторских идей на уровне образовательного учреждения, так это в сфере образования. По форме ЕГЭ - конечно, я не сторонник глубокой системы тестирования, потому что считаю, что надо прививать навыки и умения, а не запоминание фактов и обстоятельств в различных науках. А отказ от системы в целом, если речь идет об уходе от стандартов, это плохо. Потому как общий уровень образования и так называемый принцип равенства - возможности переводить всех детей из одного уровня образования в другой - должен быть обеспечен именно государством».

Прежде чем отказываться от ЕГЭ, необходимо создать новые продуманные экзамены, а это небыстрый процесс, считает директор гимназии имени Софьи Ковалевской, депутат Псковского областного Собрания Татьяна Фомченкова. Она подчеркнула, что мнение об отмене ЕГЭ нужно спрашивать в первую очередь у педагогов.

«Дело в том, что в Едином государственном экзамене, в той форме тестирования, в какой сейчас дети его сдают, есть и плюсы, и минусы, как и в системе школьных экзаменов, которые вновь хотят вернуть. Категорично на этот вопрос ни один здравомыслящий педагог не ответит. У меня 27 лет стажа, и большую его часть я выпускаю сама ребят на экзамены по русскому языку и литературе. Конечно, я знаю изнутри всю эту систему. Думаю, что, если говорить о новых экзаменах для школьников, это должны быть очень плавные, органичные, глубоко продуманные идеи с переходными периодами. Дело в том, что сейчас вся школьная программа среднего образования настроена на Единый государственный экзамен — это, конечно, социальный запрос, который выполняет школа. По щелчку отменить его и придумать еще экзамены другие было бы несправедливо и некрасиво по отношению к образовательному учреждению, поэтому надо рассматривать вопрос комплексно. С одной стороны, депутаты Госдумы - молодцы, они наперед думают о здоровье нации. Но министерство просвещения, ведущие педагоги России должны поучаствовать в этой дискуссии и выработать общее коллективное мнение. А мнение нужно, прежде всего, спрашивать у педагогов-профессионалов».

Психологическое состояние выпускников будет гораздо более комфортным при сдаче экзаменов своим преподавателям устно, предполагает семейный психолог Светлана Скородумова. Однако, учеников готовят к ЕГЭ за несколько лет до выпуска, поэтому многие привыкли к тестовой системе.

Фото: Руслана Скородумова / «ВКонтакте»

«Если ЕГЭ будет заменен экзаменами, как это было раньше, когда преподаватель знает ребенка, может задавать допвопросы, чувствовать его состояние, понимать, нервничает он или действительно не знает, то экзамен станет более комфортным психологически, чем тестовая система, в которой нужно, помимо правильных ответов на вопросы, еще не ошибиться с клеточками, следить за камерами, за ручками и за всем прочим. Все это, конечно же, создает дополнительное эмоциональное напряжение, чем когда ребенок сидит напротив преподавателя и устно отвечает. Мне кажется, это было бы намного комфортнее. Хоть многие дети уже, когда готовятся к ЕГЭ, готовы к тестовому режиму опроса, без дополнительных вопросов проставляя галочки в тесте».

Эксперты по-разному смотрят на идею отказа от ЕГЭ. Безусловно, большинство понимает, что школьная система десятилетиями выстраивалась именно под тестирование в выпускном классе. Учащихся готовят к этому событию за несколько лет. Критики действующей системы проверки итоговых школьных знаний приводят в качестве доводов: слив правильных ответов в сети, подкуп организаторов, аномально высокие баллы за тестирование выпускников школ отдельных регионов... Важно отчетливо понять, что придет на смену ЕГЭ в случае отказа от тестирования? Появится ли сбалансированная система проверки уровня подготовки старшеклассников, в которой не будет места коррупционной составляющей, но появится возможность демонстрировать творческий подход, а не только умение ставить галочки и писать тексты с помощью клише и штампов.

Анастасия Сливинская

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей