Квадробика знакома большей части россиян, среди молодежи — почти всем. Отношение к новой субкультуре в обществе настороженно-негативное, три четверти поддерживают идею ее регулирования: контроля или полного запрета, следует из недавно проведенного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Фото: Gorloff-KV / Shutterstock
Квадробика (или квадробинг) объединяет в себе косплей (переодевание в животных) и физическую активность, а именно имитацию движений животных, например, бег на четвереньках, прыжки, лазанье по деревьям. О новой субкультуре знают или слышали почти шесть из десяти (58%) россиян, в том числе почти треть (31%) хорошо знают, что это такое. Чем моложе опрошенные, тем чаще они «в теме» новых веяний: среди зумеров показатель достигает 87%, это в три раза больше по сравнению со старшей когортой (29% среди поколения оттепели). Большую осведомленность демонстрируют родители детей до 18 лет (68–73% vs. 58% среди всех россиян). По-видимому, они лучше разбираются в том, что происходит в жизни подрастающего поколения.
Как правило, моду задают крупные города, квадробика не стала исключением: 70-72% жителей мегаполисов (миллионников и обеих столиц) имеют о ней представление, тогда как среди сельчан — только 42%. Лучше осведомлены о новом явлении также люди с высшим и неполным высшим образованием (69%).
По мнению россиян, увлечение детей и подростков квадробикой — следствие внешнего негативного социокультурного влияния (35% ), прежде всего соцсетей и интернета (15%), а также моды (7%), западной культуры (6%), СМИ и социальной среды (по 2%) и общей подверженности влиянию/подражанию (3%). Почти столько же голосов набрал второй фактор — плохое воспитание и образование (32%), здесь речь идет об агентах социализации — семье (16%), школе (2%), а также о дефиците внимания к молодежи (8%), вседозволенности (3%) и нехватке культуры, бездуховности (3%).
В 25% случаев опрошенные полагают, что подражание животным исходит из возрастных особенностей, присущих детям и подросткам: баловство, игра (7%), способ выплеснуть энергию (6%), самовыражение (5%), желание быть причастным к субкультуре или найти друзей (4%), инфантильность (2%), свойственные детям проявления (1%). Часть россиян связывают популярность квадробики с проблемами детского и подросткового досуга — 18% ответов: безделье — 12%, нет организованного досуга — 4%, чрезмерное увлечение гаджетами — 2%.
В меньшей степени желание детей и подростков идентифицировать себя с животными респонденты объясняют личностными особенностями — 10% ответов (глупость, проблемы с психикой — 8%, протест, способ уйти от реальности — 2%) и в единичных случаях (1%) звучит вариант «любовь к животным».