Сцена / Фестивали

Мистическое казино: Между Пушкиным и Чайковским

12.02.2016 20:08|ПсковКомментариев: 4

Дневник фестиваля от Донецкого

«Пиковая дама», Гродненский областной театр кукол», 11 февраля, четверг, 17:00

Этот нетривиальный спектакль Олега Жюгды из Гродно уже показывали в Пскове несколько лет назад, и тоже в программе Пушкинского театрального фестиваля. Тогда постановка, как рассказывают старожилы, произвела настоящий фурор, и мало кто ее сумел увидеть. Спектакль превратился в легенду. Поэтому организаторы XXIII театрального фестиваля решили пригласить театр из Белоруссии, что называется, на «бис», и даже предложили два сеанса.

Неожиданность, но лично мне этот спектакль показался больше драматическим, нежели кукольным. Режиссура, продуманность и изящество мизансцен (я бы назвал эти явления «совершенством кадра») безупречны, актерский ансамбль за долгие годы сыгрался настолько, что кажется, будто живые актеры сами марионетки, с которыми ловко и умело управляется некто сверху, возможно, сам Создатель. Я постоянно ловил себя на том, как красиво актеры двигаются, какие эффектные принимают позы, причем, не каждый в отдельности, а в слаженном ансамбле. Это были как бы живые картины, и при этом звучал еще гениальный пушкинский текст, звучал как самостоятельное визуальное произведение.

Всего этого было бы вполне достаточно, чтобы произвести на зрителя сильное впечатление, так ведь на столе своей особой жизнью жили еще и куклы, которые разыгрывали собственное, автономное действо.

Но сначала был банкомет. Он вышел к зеленому сукну и рассказал историю создания «Пиковой дамы». Однажды Пушкин в пух и прах проигрался, и ему пришлось срочно добывать где-то деньги. А как может добыть деньги небогатый, но даровитый литератор? Правильно, написать популярную повесть. И Пушкин написал! В жанре «игрецкого анекдота». Про одержимость игрока тремя роковыми картами: тройкой, семеркой и тузом.

Еще банкомет подробно рассказал о правилах игры в штосс (случай, фортуна) или по-французски в фараон - карточной игры, в которую играют в повести. То есть штосс — своего рода рулетка, игра на удачу. Любопытно, что игроки играют не друг с другом, а с банкометом, он их главный противник. Игроки делают ставки на определенные карты, то есть понтируют, когда им везет, они выигрывают деньги. Не везет — проигрывают. Карты всегда новые, распечатываются на глазах игроков, после игры сжигаются в камине. Банкомет даже поиграл немного с псковской публикой, разумеется, на воображаемые денежные ставки. Интересно, что все псковичи проиграли.

Ну а потом началось представление, скроенное сразу из двух произведений, двух «Пиковых дам» - Пушкина и Чайковского. Дело в том, что люди, плохо знакомые с историей русской музыки, не знают, что либретто оперы существенно отличается от первоисточника - повести Пушкина. Например, в повести Лизонька удачно выходит замуж, а у Чайковского погибает — топится в Зимней канавке. В повести героя зовут Германн (с ударением на второй слог), и это фамилия, а у Чайковского героя зовут Герман, и это имя.

Олег Жюгда предложил как бы творческую контаминацию двух произведений, двух «Пиковых дам», да еще приправил эту «смесь» фрагментами из писем авторов: Пушкин корреспондирует другу Нащокину; Чайковский — брату Модесту, и как бы сам собой, невольно, возникает некий спор, а лучше сказать, диалог двух гениев — Александра Сергеевича и Петра Ильича. А история, меж тем, движется к финалу, мы ее прекрасно помним из школьной прогораммы: Герман (Или Германн), обманув свою возлюбленную, пробирается в спальню к графине, дабы узнать тайну трех верных карт. Графиня уверяет, что все это не более, чем шутка. Герман не верит и пугает старуху пистолетом. Графиня умирает, но потом является к Герману во сне и сообщает вожделенную комбинацию: тройка, семерка, туз.

Все это разыгрывают уже не только актеры, но и куклы. И нужно много внимания, чтобы успевать следить за большими куклами (людьми), которые еще и поют, и поют весьма неплохо, и куклами маленькими. И тут совмещение Чайковского и Пушкина дарит оригинальный и трогательный эпизод: когда Лиза бросается топиться и уже падает в бездну, вдруг появляется молодой человек на венецианской гондоле и спасает Лизоньку (мы же помним, что, в отличие от Чайковского, у Пушкина девушка удачно выходит замуж).

А Герман играет («Что наша жизнь?» - «Игра!») и выигрывает, он верит в свои сновидческие карты, в своего туза, и как гром, звучит приговор: «Дама, та, что у вас в руках, бита». Обдернулся! И что остается делать несчастному Герману? Только сойти с ума.

Спектакль изящен и продуман до мелочей, как старинные часы с боем. Каждая минута важна и точна, и мелодия звучит в нужном месте, и бой роковых часов раздается именно тогда, когда ему предписано гармонией. Я все вглядывался в ящики стола, на котором шла игра — три вроде бы обычных ящика, но это были не просто ящики, а петербургская набережная, неповторимая питерская перспектива.

Театр кукол из Гродно позволить себе «обдернуться» не мог.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
Лента новостей