На этой неделе жители Псковской области будут выбирать не только губернатора. Театралам предстоит сделать куда более сложный выбор: определиться со спектаклями для посещения на юбилейном Пушкинском фестивале. В Псков едет звезда сериала «Тайны следствия», одной из площадок станет сцена в Великих Луках, а посреди фестиваля зрителям дадут передышку почти на две недели. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера рассказывает об особенностях афиши нынешнего года и вспоминает важнейшие вехи, через которые прошел фестиваль.
С 2018 года символом фестиваля стал пушкинский заяц, силуэт которого создал главный художник Псковского театра драмы Александр Стройло. Зайчика получают все участники фестиваля. Фото из архива театра.
Несмотря на обилие в событийном календаре Псковщины фестивалей самой разной направленности, Пушкинский театральный занимает особое место. Так удачно составился коктейль его слагаемых. Дело тут и в великом имени, отзывающемся в каждом сердце. И в классике, представленной на сцене или в неизменном виде (в этом случае она становится усладой для глаз консервативного зрителя), или получающей неожиданные трактовки (и подтверждающей статус вечно современной). И в громких именах, в том числе, «из телевизора», которые выходят на поклон к псковскому зрителю. И в талантливой организации, позволяющей собрать в одном месте в одно время знаковые постановки театров со всей страны. И в туристической привлекательности события, помогающего своей афишей забивать «Ласточку» из Питера. И даже в скандалах, которые выводят фестиваль с театральных подмостков в актуальную повестку.
Он и на осень-то переехал не так давно. На протяжении почти всей своей истории Пушкинский театральный фестиваль проходил в феврале, был приурочен к дате кончины классика и посвящен исключительно его творчеству. Начинался он, говоря современным языком, как тизер к празднованию 200-летия Пушкина. Первый фестиваль прошел в 1994 году, то есть за пять лет до события, и ушел далеко вперед. Позади уже 220-летие Пушкина, а фестиваль все так же живет.
Его основатель всегда говорил, что верит в долголетие своего детища. Придумал и воплотил фестиваль народный артист России, художественный руководитель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге Владимир Рецептер. Фестиваль задумывался как «театральное собрание сочинений Пушкина» и проходил в Пскове и Пушкинских Горах. Его афишу составляли и составляют не только спектакли. Под руководством Владимира Рецептера действовала творческая лаборатория, во время ее работы актеры и режиссеры, критики, ученые-пушкинисты анализировали освоение пушкинского наследия в театральном пространстве.
Из лаборатории вырос театр Владимира Рецептера «Пушкинская школа». Сейчас он ежегодно дает гастроли в Пушкинских Горах. Тоже своего рода фестиваль. Можно его назвать ответвлением или даже альтернативой Пушкинскому театральному. Потому что с определенного времени Владимир Рецептер не имеет отношения к основанному им фестивалю. История вышла некрасивая, связана она с коротким периодом, когда худруком Псковского театра драмы имени Пушкина являлся режиссер из Петербурга Василий Сенин, назначенный на пост в конце 2012 года. Он так рьяно взялся за обновление театра, что чуть не угробил Пушкинский фестиваль.
Теперь Владимир Рецептер приезжает в Пушкинские Горы. У истории счастливый конец – насколько уместно об этом говорить в предложенных обстоятельствах. Выиграли зрители. В два раза больше классики на театральной сцене – только поспевай за афишами.
Новую жизнь Пушкинскому фестивалю дал Дмитрий Месхиев. Известный кинодеятель в 2015 году возглавил в Пскове Театрально-концертную дирекцию, в составе которой оказался театр. С 2017 года он совмещал пост в дирекции с должностью худрука дрампуша, а теперь полностью посвятил себя театру, вошедшему в 2021 году в состав Национального драматического театра России – Александринского театра.
Правильно будет говорить об особенностях «месхиевского» периода Пушкинского театрального фестиваля. Главная из них состоит в том, что Пушкин остался главным героем, но стал не единственным персонажем. Фестиваль – больше не моноспектакль, скорее, он стал капустником, куда приглашены и другие классики.
«С моей точки зрения, это абсолютно правильно, - объяснял Дмитрий Месхиев трансформацию, - потому что, если будем показывать сейчас те немногие спектакли в стране, которые делаются по произведениям Александра Сергеевича Пушкина, то фестиваль может оказаться просто никаким. Не все постановки хороши, а мы будем, видимо, показывать все, что делается в стране».
Пандемия коронавируса, ударившая по всем сферам жизни, не обошла и Пушкинский театральный фестиваль. Она стала еще одним серьезным испытанием. В 2020 году фестиваль оказался разделен на две части. В мае-июне прошла онлайн-программа с видеотрансляцией спектаклей театров из России, Израиля, Финляндии, Эстонии и Литвы (спустя всего три года подобная география способна привести в изумление). В сентябре все-таки состоялась и настоящая встреча артистов со зрителями, лицом к лицу.
В следующем году фестиваль вновь прошел в двух частях. Обе «настоящие», оффлайновые, в сентябре и декабре. Вынужденный эксперимент оказался удачным. Осень показала себя более подходящим временем с точки зрения зрительского интереса. Так что фестиваль стал «дежурным по сентябрю». Театральный мирок Пскова и театральный мир России привыкают к связке «начало осени – Пушкинский театральный фестиваль». Пушкин и осень – две вещи вполне совместных.
В этом году фестиваль пройдет в 30-й раз. Начнется уже завтра, 6 сентября.
Можно сказать, что открытия будет два, фактическое и официальное. Мичуринский драматический на великолукской сцене даст «Спасти камер-юнкера Пушкина» (через два дня представление дважды повторят в Пскове) – с этого фестиваль начнется. А откроется он официально в Пскове на следующий день, 7 сентября. И не в театре, а в филармонии. Там зал повместительнее, а сцена более приспособлена для работы музыкантов. Театр имени Ленсовета совместно с Симфоническом оркестром капеллы Санкт-Петербурга представит спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа». На сцене – сплошь звезды. Спектакль придумала народная артистка России Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского. Поставил народный артист России Олег Леваков. Роли исполняют народная артистка Анна Ковальчук («Тайны следствия», «Мастер и Маргарита»), народный артист Сергей Мигицко («Виват, гардемарины!», «Тест на беременность»), Сергей Перегудов («Адъютанты любви», «Союз спасения») и принятый в прошлом сезоне в труппу молодой артист Максим Сапранов.
Четыре года назад Анна Ковальчук и Сергей Мигицко приезжали в Псков со спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь». Признавались городу в любви.
«Очень люблю Псков, это древняя земля, намоленная, один из центров российского православия. По определению язык не поворачивается назвать здешние места провинцией», - говорил тогда Сергей Мигицко. Он на Псковщине частый гость, пек блины на «Всероссийской Масленице» и записывал аудиокниги на Острове уединения в Михайловском.
«Ваш город люблю. Он камерный, нет у вас ни пробок, ни суеты. Еще со студенческих лет я стала довольно часто проводить здесь золотую осень», - признавалась Анна Ковальчук. В этом году она приезжает чуть раньше.
Фестиваль продлится весь сентябрь, но афиша не столь объемна. Временной парадокс объясняется антрактом в середине действия, который продлится почти две недели. По своим причинам не все театры могут концентрированно собраться в Пскове на коротком отрезке времени, для таких и нужна и передышка.
Вторую часть фестиваля откроют псковичи. Неожиданно не спектаклем, а гала-концертом конкурса «Живое пушкинское слово», в котором выступят победители регионального конкурса исполнителей стихов. На одну сцену с ними выйдут профессиональные артисты: народный Владимир Свекольников, заслуженный Сергей Попков, а также Александр Овчаренко, Ирина Кругленко, Денисом Кучерявый и Никита Шатов.
Во вторую же часть переместилась лекционная программа. Как только ее окончательно сверстают, расписание появится на сайте фестиваля.
Пермь и Новосибирск, Москва и Петрозаводск, Петербург и тамбовский Мичуринск, Тверь и Псков – это если говорить о географии. Платонов, Гоголь, Вертинский – о классиках, чье творчество актуализируют в эти сентябрьские дни. И конечно, Пушкин. Будет много Пушкина. Много театра. И много искренних оваций благодарного псковского зрителя. Занавес вот-вот поднимется. Пора занимать места.
Юлия Магера