В рассказе Сергея Довлатова «Шоферские перчатки» к главному герою обращается человек по фамилии Шлиппенбах. Он предлагает сыграть роль Петра Первого в его любительском фильме. По замыслу режиссера, царь Петр должен взглянуть на нынешний Ленинград и ужаснуться. Ведь город, по мнению Шлиппенбаха, далек от идеала и явно стал не таким, как его задумал будущий император. Разумеется, внимательный читатель с самого начала понимает, что идея обречена на провал. Человек с фамилией Шлиппенбах предлагает снять негативный фильм про Петербург. Про тот самый город, который основал царь Петр. Тот самый, при котором была одержана победа над шведами в Северной войне. В итоге все попытки что-то создать оборачивались провалом. Сюжет рассказа чем-то напоминает историю с подземными переходами в Великих Луках. С момента строительства их то и дело преследовали неудачи.
Фото здесь и далее: «Подслушано Великие Луки» / «ВКонтакте»
Идея строительства первого подземного пешеходного перехода в Псковской области была встречена великолучанами и даже псковичами с воодушевлением. Еще бы. Для неискушенной публики такое решение казалось урбанистическим прорывом. «Во всех больших городах вроде того же Санкт-Петербурга или Москвы подземные переходы есть, а теперь и у нас будет», - думали многие. Псковичи завистливо смотрели на южную столицу региона и делились соображениями - где подобные переходы должны появиться в Пскове.
Складывалось ощущение, что никто из этой самой публики не смотрел дальше самой идеи появления новинки. Людей привлекал именно факт чего-то нового, новизны. Никто не задумывался о базовых вещах: повлияют ли подземные переходы на пропускную способность, станут ли они удобными для горожан. Это казалось чем-то второстепенным. Чем-то, что можно без проблем решить в процессе.
Дальнейшую хронологию событий можно расписывать как летопись. Но я не буду останавливаться на каждом моменте, а выберу что-то показательное, на чем можно сделать акцент. Итак, как сказал Юрий Гагарин: «Поехали!».
Все началось с появления путепровода над железной дорогой пять лет назад. Чтобы увеличить пропускную способность для машин, идущих с него, на пересечении улицы Дьяконова с проспектом Ленина было принято решение организовать круговое движение. А вместе с этим построить тот самый подземный переход, если быть точнее - целых три подземных перехода. Позднее началось их строительство. Трудности тоже начались почти сразу. Но самая непреодолимая среди них, которая к тому же постоянно напоминала о себе позднее, - подземная река. Именно она упрямо рушила планы и сроки.
«Трудные геологические условия. Геология под третьим пешеходным переходом оказалась еще сложнее, чем мы могли предполагать весной. Подземная река. Именно она мешает подрядчику приступить к обустройству третьего перехода», - так комментировал ход работ по реконструкции перекрестка глава администрации Великих Лук Андрей Беляев 7 ноября 2021 года.
Проблемы всегда возникают по мере выполнения работ. И здесь нужно выразить сожаление лишь в том, что в свое время великолучанам не попался толковый специалист, который бы объяснил, что плоха сама идея появления подземных переходов. И посоветовал бы альтернативный вариант реконструкции участка. Сколько времени и нервов можно было сэкономить.
Следующим, примерно через месяц, вынужден был высказаться губернатор Псковской области Михаил Ведерников: «К сожалению, нужно признать, что строительство затягивается. Тому есть две причины. Прежде всего, объективно были проблемы, связанные с проектированием. Поплыли грунты, поэтому в процессе работ пришлось делать паузу, проводить дополнительные изыскания, вносить корректировки в проект. Это значительно сдвинуло сроки сдачи объекта».
Разумеется, на финальном этапе не было выхода, кроме как достроить проблемный объект и ввести его в эксплуатацию. Пусть и позже намеченных сроков. Задача была решена. В конце ноября - начале декабря прошлого года состоялось долгожданное открытие: было запущено движение транспорта на круговом перекрестке, а чуть позже первые пешеходы смогли опробовать подземные переходы.
Переходы открылись. Что интересно - все три пешеходных перехода оказались не связаны друг с другом. Если вам нужно перейти перекресток, например, диагонально, нужно дважды спуститься и подняться под землю.
Дальше - еще интереснее. Переходы открыли зимой. И оказалось, что плитка уложена скользкая, а поручни и вовсе отсутствуют. В итоге люди боялись даже спуститься вниз, опасаясь травмироваться. Поручни и прорезиненное покрытие появилось позднее.
Казалось бы, вот и все. Проблемы решены по мере возможностей, и новых неожиданностей не будет. Но не тут-то было. Менее чем через месяц после открытия образовался «портал» рядом с одним из перекрестков. А если быть точнее - яма. Грунт начал проседать.
По весне в переходы наведались вандалы и разрисовали стены. Оказалось, от подобного хулиганства тоже ни один переход в любом другом городе не застрахован. Для уличного искусства подобные объекты как плодородная почва. И, как вы понимаете, переходы разрисовал не Бэнкси, поэтому художественной ценности в надписях, сделанных из баллончика, не наблюдалось.
Чуть позже начал таять снег, из-за перепадов температур на трубах начал появляться конденсат, сырость. Разумеется, ничего хорошего это не принесло и не принесет. Да, возможно, первое время серьезных трещин не будет. Но нужно понимать, что перепады бывают каждый год, а у любого сооружения есть срок эксплуатации. Поэтому необходимо следить за состоянием объектов.
Прошел еще месяц - и новая неожиданность. На прошлой неделе над подземным переходом провалилась проезжая часть. Фотографии с места разлетелись во всем СМИ и местным пабликам. При этом движение пешеходов и автотраспорта прекращаться не будет, закроется только часть участка. Об этом сообщил и.о. начальника управления ЖКХ города Андрей Евдокимов. По его же словам провал грунта не связан с подземными переходами. Дело, скорее всего, в некачественной работе или материалах. Так это или нет - еще предстоит выяснить. В любом случае, опять же, придется быть начеку.
Не прошло и полгода с момента открытия переходов, а инфоповодов предостаточно. Вроде бы многое исправили, довели до ума. Но стоит залатать в одном месте, как в другом новая неожиданность. Впереди лето. Ливневые дожди. Выдержит ли ливневка испытание? И, в целом, закончатся ли когда-нибудь мытарства.
И это только вещи, попавшие в СМИ. Сколько комментариев осталось без внимания прессы. Особенно про проблемы людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не говоря уже про тех, кто передвигаются на инвалидных колясках. Или пенсионеров и мам с колясками, которым тоже тяжело каждый раз спускаться и подниматься. Установят ли подъемники? А будут ли они всегда штатно работать? Кстати, выводы о том, что пешеходные переходы сильно влияют на пропускную способность - тоже миф. В итоге получаются сплошные неудобства для всех на ровном месте. В любом случае, время рассудит и покажет. И, поможет понять - станут ли первые подземные переходы в регионе еще и последними.
Александр Елисеев