А скажите, пожалуйста, уважаемые псковичи и частые гости нашего города, вы очень скучаете по набережной? По той, которая считается большой — набережная реки Великой «от Ольгинского моста до моста 50-летия Октября», как писали в проектах её реконструкции?
За два года можно привыкнуть к чему угодно. Я, например, совершенно привыкла к отсутствию в своей жизни этой части городского пространства. Вот когда реконструкция начиналась (помните: в 2011 году было обсуждение, в 2012-м «трактора вышли в поле»), то очень хотелось, чтобы она побыстрее закончилась. Потом захотелось, чтобы всё сделали нормально. Пусть не быстро, но чтоб сам променад не поднимали от воды на высоту роста баскетболиста. И чтоб никакого гофрированного железа на фасаде Великой!
Но больше всего на свете хотелось, чтобы конечный результат был прекрасен. Не просто хорош, а именно прекрасен! Ведь почти полмиллиарда рублей вбухано (438 млн). Двенадцать миллионов — на одно только проектирование вместе с «концепцией развития»!
Развить, напомню, собирались до такой степени, чтобы в 2013 году посещаемость набережной достигла 800 тысяч человек в год. Правда, по данным Института регионального развития, величина турпотока, проходившего через Псков в 2013 году, составила 225 тысяч 877 человек. Люди, разрабатывавшие концепцию развития набережной (ООО «Кушман энд Вэйкфилд» и ООО «СибЭкоСистема»), всерьез верили, что её реконструкция увеличит турпоток почти в три раза? Хотя за 12 млн рублей во что не поверишь.
Сейчас с Ольгинского моста смотришь на «белые фартуки» (наше «чисто псковское решение», как назвал их когда-то глава города Иван Цецерский), а на них уже вода Великой оставила свой след. Цвета чайной заварки. Что было бы через два года с металлом, которым «СибЭкоСистема» решила «укрепить» и без того непоколебимую псковскую скалу и который прикрыли «фартуками»?
Хотя чего теперь гадать. Меня другое удивляет — собственное равнодушие к проекту, который когда-то казался проектом века. Я даже пропустила очередную окончательную дату сдачи набережной: 24 июля 2014 года мы, журналисты, прошлись вдоль Великой вместе с представительной комиссией, и глава Пскова Иван Цецерский заявил, что совсем уж набережную сдадут к 1 октября 2014 года.
То есть как бы сдали уже. Но глава администрации Пскова Игорь Калашников в радиоэфире «Эха Москвы» недавно сказал, что весь конструктив, конечно, готов, но окончательно работу завершат, скорее всего, к 1 января. Там самый трудоемкий процесс связан с укладкой валунов, чтобы была набережная как при губернаторе Муравьеве в XIX веке.
Прогулялась я в выходной день по набережной и замечу, что процесс укладки тротуарной плитки (или брусчатки?) тоже всё еще продолжается. И не только он. Объемы несделанного на мой непрофессиональный взгляд по-прежнему пугающие. Хотя это я для красного словца говорю. Ничего меня больше на набережной не пугает. Не уверена даже, что запомню следующую «дату окончательной сдачи». Хотя 1 января запомнить легко. Но ждать не буду. Нечего ждать. Я дважды проверяла.
Первый раз 26 июля в день «приоткрытия». Тогда набережная просто осталась пустой. Рабочие с нее на два дня ушли, а толпы ликующих горожан не пришли — это я ответственно заявляю, потому что совершила тогда беспримерный подвиг: обошла набережную Великой от Власьевской башни до устья Пскова и потом вдоль Псковы до Троицкого моста, перешла Рижский проспект и вновь спустилась — уже на большую набережную. В Кремле да на малой набережной народ еще был, большей частью экскурсионный. А вот от Ольгинского моста в сторону моста 50-летия Октября — пустыня. Только под самим мостом что-то горячо говорили друг другу глава Пскова Иван Цецерский и глава администрации Игорь Калашников. А потом обнялись, как разведчики перед заданием, сели в разные машины и уехали.
И то правда: в Ботаническом саду ярмарка, индейцы поют, в Зеленом театре кино показывают. А на набережных днем делать было нечего. И очень жарко было. Я даже не ожидала, что там настолько не хватает тени. Неужели так всегда было?
Это вопрос не праздный: действительно, трудно вспомнить — что же мы такого делали на набережной Великой, что так ждали окончания её реконструкции? И что мы такого хотели на ней делать, чего не делали до сих пор?
Насколько я помню, мы по набережной медленно гуляли, пока хватало сил, а не у каждого их хватит, чтобы дойти до моста 50-летия. Мы сидели в летних кафе, которые нынче упорно зовут «шалманами». Мы старательно отворачивались от тех, кто сидел с пивом на спинках скамеек, чтоб не ввязаться в драку. За пиво, кстати, полиция не могла штрафовать — мы как-то справлялись у них, так набережные почему-то не вошли в список мест, где запрещено его свободное распитие. Мы смотрели там салют на День города или какие-нибудь водные праздники (хотя салют был чаще).
На этих выходных опять прошлась по большой набережной. Нет, правда, чего тут ждать? Пространство организовано крепостной стеной, её, слава богу, не подвинешь. Само расстояние — огромное, ничем не наполненное. Сейчас, наверное, многие из тех, кто втайне мечтал взорвать здание псковской ТЭЦ, смотрят на этот памятник эпохе (она и на самом деле памятник) с любовью и надеждой. Только здание ТЭЦ свободно (не юридически, увы) для каких-то содержательных предложений. Все остальные предложения не выходят за рамки тех же «шалманов», что бы там ни говорил Игорь Калашников.
Кстати, помните, как на заседании Градостроительного совета 16 мая 2014 года он просил псковских архитекторов быстренько, буквально за две недели, подготовить предложения для оживления набережной? «Может быть, вы предложите что-нибудь? Какие-то кафе, если возможно. Или какие-то игровые моменты для детей… Там же много различных вариантов, чтобы их оживить», - просил Игорь Викторович, добавив, что за предложениями обратиться еще и к строителям, пусть тоже что-нибудь нарисуют. Некоторые архитекторы свои предложения всё же направили. Обратной связи не получили. То есть вообще ни ответа, ни привета. Только недавно выяснилось, что всё-таки будет конкурс: «В январе месяце или в конце декабря мы проведем конкурс на помещения, которые будут выставлены вдоль набережной, в которых будут продаваться напитки, кофе, мороженое», - сказал господин Калашников в интервью на радио «Эхо Москвы в Пскове». По его словам, всего на набережной к весне появятся 6-7 кафе. Это, похоже, единственное (вместе с детской площадкой) что действительно можно ожидать. То есть ничего нового. Может быть, поэтому мы перестали ждать конца реконструкции?
Хотя было одно предложение (только не смейтесь - в рамках Общественного штаба поддержки Андрея Турчака): архитектор Владимир Шуляковский предложил создать велосипедный маршрут вокруг Окольного города — в память об уроженце Пскова, великом, без преувеличения, велосипедисте-путешественнике Глебе Травине. Маршрут хороший: от Покровской башни до Кремля, вокруг Кремля по Пскове вверх до Гельдтовой бани, до Михайловской башни и по Летнему саду вновь к Покровской башне. С остановками, с осмотром достопримечательностей. И денег-то больших не надо — этот маршрут уже так «замостили», что остается только саму велосипедную дорожку обозначить, стенды с информацией (в том числе и о Травине) разместить. Ну и бизнес привлечь, вряд ли муниципалитет будет заниматься сдачей велосипедов в аренду. Хотя штука хорошая. Могли бы Палангу обогнать по длине велосипедного маршрута...
Всё-таки хочется ждать чего-то интересного, а не сдачи нескольких тысяч квадратных метров асфальта.
Елена Ширяева