Церковь / Партнеры и проекты

Церковь Покрова и Рождества Богородицы («от пролома»). История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи

05.02.2020 16:17|ПсковКомментариев: 6

Псков невозможно представить без его храмов. Это главные достопримечательности нашего города, его душа, гордость и слава. Сейчас в Пскове насчитывается около 40 храмов, десять из них (то есть каждый четвертый) включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с официальной формулировкой - представители псковской архитектурной школы.

Мы попросили студентов ПсковГУ теологического направления рассказать об истории псковских храмов. Продолжает проект «История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи» публикация о храме Покрова и Рождества Богородицы («от пролома»), которую подготовил студент 3 курса направления Теологии ПсковГУ Алексей Федоров.


Церковь Покрова и Рождества Богородицы («от пролома») находится в юго-западной части исторического центра г. Пскова, в границах крепостной стены Окольного города, рядом с Покровской башней.

Год основания Покровского монастыря, на территории которого находился храм, доподлинно не известен. Как и во многих других случаях, исторические источники не дают на этот счет однозначной информации. Так, в полном месяцеслове, изданном в 1848 г., без ссылки на какие-либо источники говорится, что церковь Покрова от Пролома построена каменная в 1399 году. Псковские летописи под 1465 годом упоминают: «... в лето 6973... и псковичи с посажены своих хоромов блюдоучи и заложиши стеноу деревяноу от Великой реки...».

Покровский монастырь был тесно связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581–1582 гг., когда псковичи наголову разгромили войско Речи Посполитой. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца Дорофея, которому во время осады было видение Пресвятой Богородицы. Она указала Дорофею принести в Псков из Печерского монастыря Ее древний образ (икону) и даже рассказала, как нужно установить пушки и как стрелять по королевским шатрам. В память о явлении Богородицы старцу Дорофею была написана икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская.

В годы Великой Отечественной войны чудотворная монастырская икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» была вывезена немецко-фашистскими оккупантами и обнаружена только в 1970 году. В Мюнхене проходила выставка русских икон XIII-XIX веков, где экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene с названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). Это и была «Богородица Псково-Покровская».

Летом 2000 года икона, выкупленная у частных владельцев, была символически подарена канцлером Германии Герхардом Шредером Президенту России Владимиру Путину. 31 августа 2000 года она была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йорком фон Штудницем. А 7 сентября 2001 года икона вернулась в Псков и сейчас находится в главном храме города — Троицком соборе. В церкви Покрова и Рождества находится её список.

В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов-защитников Пскова.

Свое название «от Пролома» храм получил из-за эпизода, случившегося в ходе все той же обороны. Во время одного из приступов в результате обстрела обрушился участок крепостной стены между Покровской и Свиной башнями, и здесь образовался пролом. Псковичи буквально чудом отразили атаку противника, не позволив ему ворваться в город, и в благодарность за это вместе с воеводой Шуйским, руководившим обороной, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну – Рождества Богородицы. Таким образом, храм фактически состоит из двух церквей: Покрова Богородицы и Рождества Богородицы.

Времена осады Пскова помнит как раз Покровская церковь, а имеющая общую стену Рождественская была построена в память об отбитой атаке, случившейся в праздник Рождества Богородицы.

К середине XVIII века церковь обветшала и была предназначена под снос. Но, как часто бывало в подобных случаях, в дело вмешался Священный Синод, и храм уцелел. В 1813 году он был приписан к Никитской церкви. В 1912 году член-сотрудник Псковского археологического общества Василий Иванович Озелинг открыл и расчистил монастырский подземный вход длиной 22 сажени (около 40 метров), идущий со двора Покровской церкви вправо, к Покровской башне, и влево, к Баториеву пролому.

В 1920 году и Никитинский, и приписанный к нему Покровский храмы отошли в руки религиозной общины; это широко практиковалось в первые послереволюционные годы. В 1936 году церковь была окончательно закрыта.

Во время Великой Отечественной войны храм получил относительно небольшие повреждения: частично пострадала крыша стены и отделка, однако основное здание устояло и было абсолютно пригодно для реставрации.

Храм являет собой маленькое архитектурное чудо: он образован двумя церквями-«близнецами». Обе являются клетскими, крохотными, одноглавыми, одноапсидными. И только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене визуально придает им архитектурную целостность.

С востока к четверикам примыкают алтарные апсиды, с запада каждый храм имеет притвор и отдельный вход. Крыша над притворами единая, односкатная. Покрытие четвериков двухскатное, тесовое. Главы луковичной формы покрыты деревянным (осиновым) лемехом.

Фасады четвериков гладко обмазаны, лишены архитектурной обработки. Завершения барабанов и апсид декорированы традиционными поясками орнамента из треугольников – ряда «бегунца», обрамленного поребриком. окна апсид, жертвенников и барабанов щелевидные, четвериков и притвора более широкие, с наружными четвертями под ставни.

Интерьеры храмов бесстолпные, перекрыты коробовыми сводами, прорезанными ступенчатыми подпружными арками, завершенными световыми барабанами. В предалтарных стенах храмов устроены прямоугольные служебные ниши. Своды притворов коробовые, с распалубками над внутренним дверным проемом.

В 1961–1964 году церковь начали реставрировать по проекту архитектора Всеволода Петровича Смирнова. В процессе реставрации 1962-1964 гг. восстановлены своды придельной церкви Рождества, двухскатные кровли, звонница, покрытие глав. В знак памяти о трагических событиях 1581–1582 гг. и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор установил перед ней каменный крест на валунном основании.

В 1993 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения в то время проводились крайне редко — 2-3 раза в год. В настоящее время богослужения проводятся регулярно, отмечаются все церковные праздники, ведутся необходимые строительно-ремонтные работы. Всю информацию о современной жизни храма можно найти на странице во ВКонтакте.

Фото: Вадим Боченков
 

 

Сюжет: История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Церковь Сергия с Залужья. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Церковь Покрова и Рождества Богородицы («от пролома»). История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Церковь Петра и Павла с Буя. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Варваринская церковь. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Церковь Дмитрия Солунского. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Храм Нерукотворенного Образа с Жабьей Лавицы. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Храм Козьмы и Дамиана с Гремячей горы. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Храм Козьмы и Дамиана с Примостья. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Церковь Иоакима и Анны на Полонище. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи Комплекс Старовознесенского монастыря. История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи
Лента новостей