В Псковской области в сентябре в рамках международного проекта «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» начата работа по обследованию малоизвестных археологических памятников - исадов. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в Археологическом обществе Псковской области, «исад» - слово, известное нам по средневековым письменным источникам - летописям, грамотам, писцовым книгам.
Факт существования в средневековый период на Руси большого количества деревень и слобод, населенных профессиональными рыболовами, хорошо известен. Помимо рыболовецкого поселения, на исаде нередко существовала и пристань. В Псковской земле зона их распространения связана с массивом Псковского, Теплого и Чудского озер.
Работы начаты с территории российско-эстонского пограничья. На российской стороне были обследованы исады Кулье, Лисье, Моложва; на эстонской - Березье, Березовец, Любница, Тростно Меньшое и Тросно Большое (сегодня - Вяйке-Рысна и Сааре-Рысна).
«Если рассматривать исады как археологические памятники (подвид поселения), можно выделить три варианта. Первый - когда исад совпадал с известным поселением. Оно могло быть довольно большим, иметь статус погоста, даже малого городка (Кобылье, Мда, Рудница и др.). В таком случае исад уже зафиксирован археологами как памятник – селище, древнее поселение», - поясняют археологи.
Второй подтип рыболовного поселения - исад, на котором присутствовали исключительно только дворы рыбных ловцов. Никакого иного поселения - села, деревни, погоста – в писцовой книге не отмечено. Иногда рыбные ловцы проживали там постоянно, имели пашни, пожни, огороды. Иногда же дворы на исаде присутствовали, но рыболовецкие артели проживали там лишь в зафиксированных отрезок собственно рыболовецкого сезона или даже ловили «наездом». Культурный слой на них в ряде случаев сохранился и до нашего времени, но на небольшой территории.
Наконец, третий подтип исада - когда ловцы на исаде не проживали, а подъезжали с соседнего рыболовецкого поселения. Видимо, никакого жилья, кроме временных домиков, ловцы не использовали. Культурный слой, формировавшийся на таких поселениях, был незначителен и не сохранился до наших дней (во всяком случае, на тех памятниках, которые были обследованы).
Однако во всех трех случаях, а в особенности - в последнем, исад следует рассматривать не только и не столько как памятник археологии, но и как природно-ландшафтный исторический объект.
Большинства плотно расположенных исадов на западном берегу Псковского озера сохранились до наших дней. Это говорит о том, что береговая линия озера с конца XVI в. принципиально не менялась, что находится в соответствии с современными представлениями о изменении гидрорежима Псковско-Чудского водоема в последнем тысячелетии.
Синтезирование полученной при обследовании исадов информации с данными палеоклиматологии, изучения водных путей и гидрорежима водоемов Псковской земли, данных о хозяйстве и экономике изучаемой местности в целом, может дать импульс к изучению ряда проблем, связанных с природно-экологическими и хозяйственными характеристиками средневековых поселений.