Новости партнеров
Политика

Политобзор: В анфас и топлесс

25.08.2014 19:30|ПсковКомментариев: 87

Лица стёрты, краски тусклы —

То ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд,

А тень — на тень.

И я устал и, отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

Андрей Макаревич, «Марионетки»

Не знаю, как вы, глубокоуважаемый читатель, а лично я с интересом и даже нетерпением ждал наступления активной фазы губернаторских выборов — того периода, когда на финишной прямой кандидаты меряются размером своих разнообразных достоинств перед слегка ошалевшим электоратом. Как два с половиной года назад объявили, что выборы вернут — так воображение и начало рисовать картины будущих состязаний претендентов, ярких агитационно-пропагандистских материалов и нестандартных шагов политтехнологов. Ожидания были достаточно высоки, чему причиной воспоминания о кампаниях 1990-х - начала 2000-х годов, неизменно превращавшихся в зрелищные политические шоу и дважды заканчивавшихся сменой региональной власти. Как-то будет на этот раз, что покажут кандидаты, чем удивят? Вопросы эти волновали ум политобозревателя долгие месяцы. И вот «час Х» настал. В избирательной кампании наступил кульминационный момент — на арене в свете воображаемых софитов сошлись пятеро кандидатов, прошедших все отборочные туры. По законам предвыборного жанра заключительная часть кампании должна была походить на показательные выступления культуристов — несколько качков со сцены демонстрируют жюри и залу свои рельефные бицепсы с трицепсами, принимают неестественные позы, улыбаются во все 32 зуба и стараются заслонить своими широкими плечами бронзовые тела соперников. Давайте же посмотрим, какие показательные программы подготовили наши бодибилдеры-кандидаты в мастера политического спорта и, выражаясь крылатым путинским вопросом прошлой недели, чем порадуют?

Если звезды зажигают...

Главное предвыборное событие с участием врио губернатора Псковской области, похоже, уже произошло. На минувшей неделе заметно похудевший за последние недели Андрей Турчак побывал на аудиенции у президента Владимира Путина — и судя по тону общения, а также по содержанию разговора, «хозяин Кремля» как безусловно поддерживал регионального руководителя, так и продолжает это делать. Понятно, что встреча носила рабочий характер, вроде бы не имела прямой привязки к грядущему волеизъявлению 14 сентября, но все мы прекрасно понимаем, что такие встречи за три недели до выборов просто так не назначаются... Короче говоря, если звезды зажигают — это кому-нибудь нужно. Тем более если принимать во внимание тот факт, что протокольную часть беседы и позитивные репортажи из области «по случаю» не единожды показали в выпусках новостей всех федеральных телеканалов. Наблюдателям остается еще раз подтвердить ранее сделанный вывод: такой поддержки федерального центра, какая есть у Турчака, не было ни у одного из его предшественников на посту губернатора. Во время выборов никто из них с президентом не встречался. Вероятно, в оставшиеся до дня голосования недели мы получим еще немало подтверждений этого тезиса в виде визитов высокопоставленных персон и заявлений так называемых «лидеров общественного мнения» общероссийского масштаба, однако главное уже очевидно.

В целом кампания Андрея Турчака развивается достаточно гладко, хотя, наверное, и не так напористо, как могло бы быть. Она проходит по нескольким основным направлениям. Что касается персональной деятельности врио губернатора, то она включает в себя регулярные поездки по районам, встречи с населением и сбор наказов в Народную программу. На минувшей неделе эта часть оказалась несколько в тени из-за ряда встреч врио губернатора с руководством страны — помимо разговора с Путиным, Турчак принимал вице-премьера Ольгу Голодец и министра обороны, Героя России Сергея Шойгу. Из-за чего образ губернатора выглядел так: еще вчера в глубинке он решал проблемы простых людей, а уже сегодня жмет руки первым лицам государства.

Другое направление работы - деятельность штаба общественной поддержки врио губернатора во главе с секретарем регионального отделения «Единой России» Александром Котовым. Это в целом фоновое мероприятие, ожидаемо не принесет запредельных электоральных последствий, однако решает ряд достаточно важных задач. Во-первых, создание и работа штаба демонстрирует вовлеченность региональных элит в команду Турчака. Во-вторых, таким образом наглядно демонстрируется возможность принятия с последующей реализацией инициатив различных общественных сил. В-третьих, заседания штаба, работа тематических секций (их, напомню, шесть - «Родина», «Память», «Вера», «Любовь», «Семья», «Труд»), а также проведение круглых столов по актуальным вопросам заполняют вакуум, возникший в связи с тем, что на нынешних выборах фактически нет очного противостояния кандидатов, некогда привычных предвыборных дебатов и другого экшна.

Первая страница газеты Турчака

Что до агитационно-пропагандистских материалов в поддержку Андрея Турчака, то тут следует обратить внимание на выпуск бюллетеня «Вместе». Собственно самого кандидата там относительно немного, большинство контента посвящено жизни региона, реализации Народной программы и прочим положительным моментам. В определенном смысле «Вместе» продолжает ту позитивную линию, что была начата социальным проектом «То, что нас объединяет» на билбордах и прочих носителях наружной рекламы по всей области, а также презентацией Народной программой в анимированных роликах и телерекламе. Месседж тут достаточно прост — мы вместе, нас объединяют общие ценности, задачи и программы - и всё будет хорошо.

Подобные установки вроде бы не работают напрямую «За Турчака», однако создают позитивный фон и льют воду на мельницу действующего руководителя. В целом кампанию врио губернатора можно охарактеризовать как весьма спокойную, выдержанную и не вызывающую раздражения. Судя по всему, авторы концепции кампании Турчака решили воздержаться от широкого использования образа самого перового лица в агитационно-пропагандистских материалах. Более того — собственно, избирательной кампании в том смысле, какой в это определение вкладывался еще лет 10-15 назад, не видно. По крайней мере, в Пскове образ Турчака до сих пор не визуализирован и остается загадкой, какое продолжение последует в ближайшие недели. То ли последняя волна агитационной кампании явит портрет врио губернатора «с человеческим лицом», то ли политтехнологи главы региона решат, что необходимости в каких-то новых поворотах нет.

Попробуй джага-джага!

Если действующая власть перед выборами заинтересована в сохранении спокойствия (грубо говоря, для нее чем тише — тем лучше), то противостоящая ей оппозиция по определению должна стремиться «взорвать» ситуацию и «перевернуть» размеренное течение кампании, как минимум — привлечь к себе внимание. В теории это так, однако на практике у нас всё выглядит иначе. Сколь-нибудь действенных попыток переломить ход гонки не зафиксировано. Более того — сама агитация и пропаганда кандидатов от оппозиции мало того что минимальна по количеству, так еще в большинстве своем удручающе скучна и однообразна.

На общем сером фоне выделяется разве что креатив кандидата от ЛДПР Сергея Макарченко. Он сделал ставку на своего рода провокацию, игру «на грани фола», следование принципу «Шок — это по нашему», а именно ввел в круг своих «агитаторов» девушек модельной внешности. Их изображения на больших рекламных носителях, в буквальном смысле украсивших Псков, сопровождаются двусмысленными надписями — вроде «Сергей Макарченко? Стоит попробовать!».

Агитационный банер Сергея Макарченко

Сегодня, кстати, стало известно, что неизвестные испортили один из банеров, закрепленный на высоте 10-го этажа. Причем, не просто испортили (порезали там или залили краской), а сделали это тоже творчески и остроумно — заменили буквы в фамилии кандидата, из-за чего получилось совсем уж весело: «Макарошки? Я ЗА!». Полагаю, что огромный плакат, и без того бросавшийся в глаза, теперь заметят и запомнят решительно все — тут тебе и модель, и юмор, и даже при желании можно найти параллели «макарошного» девиза с другим актуальным слоганом «То, что нас объединяет» и ответом России на западные санкции — при отсутствии норвежского лосося и польских яблок выбираем свои «макарошки». В социальных сетях и на форумах уже выдвигаются различные версии относительно того, кому порча банера могла быть выгодна — либо кому-то из соперников господина Макарченко, либо ему самому — по крайней мере, внимания к его персоне уделяется теперь еще больше.

Испорченный банер Сергея Макарченко

Под стать этим нетривиальным ходам - ноу-хау предвыборной борьбы и ролики кандидата от партии Жириновского. Одни из них выполнены в стилистике обращений к одиноким мужчинам: «Тебе одиноко? Действующие власти тебя не слышат?» - вопрошает под романтическую мелодию пикантный женский голос, после чего следует предложение позвонить — нет-нет, не туда, куда вы могли подумать, а в предвыборный штаб кандидата: уж там-то вас выслушают. В целом серия агитационных роликов то напоминает каноны рекламы («Сергей Макарченко. 14 сентября во всех избирательных участках региона»), то здесь улавливаются параллели с шоу-бизнесом и даже русским роком - например, мне почудились «аквариумские» мотивы — «пора вернуть эту землю себе» (у либерал-демократа - «Я, Сергей Макарченко, верну нашу область псковичам!»), то звучат вполне серьезные вещи — вроде намерений восстановить промышленность и сельское хозяйство, бороться с коррупцией, вернуть Псковщине былое величие и т. д. Впрочем, для того, чтобы донести до потенциального избирателя мысли на серьезные темы, Макарченко использует отнюдь не короткие ролики на ТВ и радио, а другие формы — особо выделю тут выступления кандидата в видеоблоге «Не в бровь, а в глаз».

Резюмируя, отмечу оригинальность подходов и следование команды Макарченко основным принципам рекламы и агитации — в ЛДПР, похоже, хорошо понимают, что внимание аудитории привлекает новое, необычное, яркое. Такая агитация, вероятно, найдет отклик у целевой аудитории — потенциальных избирателей ЛДПР и неопределившихся, которым по нраву резкое заявление, крепкое словцо, брутальный имидж, красивые девушки и т. п. А вот рассчитывать на то, что двусмысленная и неформатная реклама, не имеющая отношения к вопросам политики, идеологии и т.п., побудит присмотреться к этому кандидату и «попробовать» Макарченко кого-то из «серьезных», вдумчивых избирателей рассчитывать не стоит. Да и вряд ли Макарченко и Ко держали в уме избирателей, скажем, расстроенных сходом с дистанции кандидата от «Яблока» Льва Шлосберга и не знающих, как поступить в сложившейся ситуации — идти или не идти на выборы, а если идти — то за кого голосовать.

Бойцы невидимого фронта

Агитационно-пропагандистский продукт штабов двух других кандидатов — представителей парламентской оппозиции куда более привычен и стандартен. При этом не покидает ощущение, что и Александр Рогов (КПРФ), и Олег Брячак («Справедливая Россия») испытывают финансовые сложности, из-за чего объем их АПМ весьма ограничен. Впрочем, какую-никакую пищу для размышлений дали и они. Так, команда Брячака-младшего выпустила 4-хстраничный цветной бюллетень во славу кандидата. «Заморачиваться» по поводу необходимости написания душевной истории жизни кандидата и публикации его предвыборной платформы эсеры не стали. Видимо, держа в уме расхожий интернет-комментарий «много букв», все страницы агитки отдали под полтора десятка крупных фото с минимумом сопроводительного текста. Кандидат в костюме и галстуке, кандидат за ноутбуком, кандидат с микрофоном, кандидат с семьей, кандидат вручает цветы... Цепляют взгляд разве что два снимка на последней странице — Брячак-младший в качалке и он же топлесс в образе не то Халка, не то бодибилдера где-то на полпути от любителя к званию «Мистер Олимпия».

Фрагмент агитационного бюллетеня Олега Брячака

Кандидат от «Справедливой России», к слову, стал в последнее время фигурантом мини-скандальчиков, связанных с размещением наружной рекламы и прокатом телероликов.

Вначале из-за проблем с собственниками конструкций в нескольких местах сняли циклопические билборды г-на Брячака: затем где-то они были восстановлены, где- то - нет. Билборды, прямо скажем, незамысловатые — гигантское изображение Брячака с противоречивым слоганом «Наш депутат — наш губернатор». Не совсем понятно, как одно и то же лицо может быть депутатом и губернатором, но Олег Михайлович, видимо, хочет.

Затем из эфира областного телевидения внезапно пропали ролики Брячака. Выяснилось: доверенное лицо одного из претендентов на пост губернатора усмотрело в телеагитации эсера контрпропаганду и признаки нарушения избирательного законодательства, в связи с чем обратилось в областную избирательную комиссию. Та вынесла постановление, после чего прокат ролика «Кандидат Брячак О.М., №1» был приостановлен до устранения нарушений. Насколько известно, после корректировки материала ролика он вновь был запущен в прокат.

Кампания «главного оппозиционера» - коммуниста Александра Рогова, к сожалению, проходит достаточно вяло и предсказуемо. Несмотря на то, что «товарищ Рогов» фактически первым (из тех, кто дошел до финиша) объявил о своих губернаторских амбициях, он, видимо, не смог собрать достаточную ресурсную базу и подготовиться к выборам. Качество полиграфической продукции в последнее время улучшилось, но в целом работа областного отделения КПРФ осталась на прежнем уровне. Как следует из информационных сообщений пресс-службы обкома КПРФ, первый секретарь встречается с избирателями, проходят пикеты в его поддержку, агитаторы раздают информационные бюллетени, листовки и плакаты.

Первая полоса газеты Александра Рогова

Характеризуя кампанию Рогова, обращу внимание на два любопытных момента. Во-первых, в ходе агитационных мероприятий наряду с материалами, побуждающими сделать выбор в пользу Рогова, также распространяется вестник депутата Госдумы, бывшего первого секретаря Псковского обкома компартии Владимира Никитина под названием «Набат». Что косвенно подтверждает ранее высказывавшуюся версию, согласно которой коммунисты понимают: значительная часть членов партии и сторонников КПРФ не видят в Рогове лидера (и даже более того - своего), а по-прежнему ориентированы на «нашего Степаныча». И если это действительно так, то плечо старшего товарища, которое подставляется на протяжение всей избирательной кампании, видимо, призвано склонить выбор сомневающихся потенциальных сторонников и обеспечить сносный результат «красного» кандидата на выборах 14 сентября. Во-вторых, одной из «фишек» кампании стала «Народная программа Александра Рогова». Если прежде, при учреждении в Изборске регионального отделения никитинского движения «Русский лад», наблюдатели акцентировали внимание на некоторой, так скажем, схожести инициативы коммунистов с проектом Александра Проханова «Изборский клуб», поддержанным партией власти, то в случае с «Народной программой» мы имеем дело уже с плагиатом.

Еще одного кандидата — представителя партии «Правое дело» и коалиции непарламентских партий Василия Бобалева до настоящего момента практически не видно и не слышно. Но это только пока. Как утверждают источники, близкие к руководству регионального отделения партии, в ближайшее время жителям области будет явлен агитационный бюллетень, который «не оставит сомнений в исключительности кандидата».

От однозначных выводов о фактическом бездействии и неэффективности работы большинства оппозиционных кандидатов и их групп поддержки я пока все-таки воздержусь. Предположу, что кандидаты и их агитаторы — ну не знаю — работают «в полях», ходят от двери к двери и уж там проявляют креативность. Чем-то же они должны заниматься...

Как бы там ни было, вскрытие урн покажет.

Игорь Макаров

Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»

 

 
опрос
Беспокоят ли вас очередное обострение отношений с Западом и угрозы новых санкций?
В опросе приняло участие 444 человека
Сюжет: «Политобзоры» Макарова На финишной прямой Предвыборный пазл О «безальтернативном» Ведерникове, «хитром» Шлосберге и «заклятых друзьях» из КПРФ Перед стартом «Дрим-тим» Ведерникова, «большой секрет» компартии и «гамлетовский вопрос» Шлосберга Выборы президента-2018: на финишной прямой Путин и все-все-все Трудности перехода Ждать нельзя действовать Михаил Ведерников. Три большие разницы «Война» и миф, или Хорошая мина при плохой игре Черный пиар на выборах в Пскове: «Никогда такого не было — и вот опять» Навстречу урнам Когнитивный диссонанс В бой идет одна... «шантрапа» В мире животных О красных днях календаря и черных полосах. Часть II О красных днях календаря и черных полосах Жизнь с чистого листа Тогда считать мы стали... деньги О королях и пешках Повторение пройденного, или Смотрите, кто пришел В ожидании ярких красок Вся претендентская рать Ба! Знакомые всё... Апрельские тезисы Предвыборный пасьянс Перед стартом От Чечни до самых до пособий От сумы, тюрьмы и мандата... Рога и копыта Лига нечемпионов На голодном пайке Партии в зеркале СМИ Разнообразные не те Пскованные духовными скрепами Ротационные потери Осторожно! Под напряжением! Иногда они возвращаются... всегда Оптимизируй то. Филиализируй это То, что «доктор» прописал-2 Замкнутый круг Будущее начинается сегодня Все оттенки серого В анфас и топлесс Игра на выбывание Ни мира, ни войны Вперед, в прошлое Лёд тронулся Сто дней до... Майский парад кандидатов «Ахиллесова пята» власти Маски сброшены Дан приказ ему на Запад Из жизни членистоногих Путин и сени театра Атака на Турчака и старые грабли Сучки и задоринки Стоит ли бюджет выеденного яйца? Все дороги ведут в Кремль Бей, барабан! Вдребезги! Деньги и власть Где он, «псковский Навальный»? Лето – это маленькая жизнь Коктейль «Патриот» С чувством глубокого… Нас выбирают - мы выбираем То, что «доктор» прописал Все ушли на… Неласковый май Двойной нокдаун Правила съема Газетное оборзение В зеркале «импичмента» Разведка боем Путин, Маргелов, Гумеров… Безжалостное зеркало выборов И снова - партий.net Парламент с фильтром Падал прошлогодний снег Осенний марафон Новая, старая, разная, единая Иду на вы… Победный марш медведей Шоу должно продолжаться! Фрик вам! Имиджевые потери
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.