Один чиновник, очень высокого ранга в правительстве страны, попросил псковских коллег по ведомству купить ему книгу, выпущенную в нашем городе десять лет назад.
Эту историю, показавшуюся весьма необычной на сегодняшний день, рассказали друзья. Книги этой в магазинах уже давно нет. Искали и на складах, может, где завалялась – тоже нет. Ого, значит, книги еще нужны, их не только читают, но и ищут, и не жалеют на них денег. Но с москвичами все понятно – они могут позволить себе покупать книги. Не случайно в столице самая высокая концентрация и издательского бизнеса, и книжной торговли. В регионах все значительно отличается. Когда заходишь в книжные магазины, сразу возникает вопрос: кто может покупать книги по таким диким ценам? Большинство цен на хорошие современные издания от 300 рублей и выше. Можно сколько угодно составлять списки «50 книг», «100 книг» необходимых для прочтения каждым грамотным человеком в стране, но если прежде не сделать так, чтобы книги стали доступны по цене, списки так и останутся списками. Сегодня даже не все библиотеки способны пополнять фонды из-за книжной дороговизны. Не по карману-с…
Торговля печатными изданиями продолжает оставаться выгодным бизнесом, доказывая и то, что электронные книги, е-книги в Интернете, аудиокниги не увели читателя от традиционных бумажных изданий. Главное, чтобы книга была интересная, тогда ее обязательно купят. К примеру, в Америке, в стране значительно более компьютеризированной, чем Россия, тираж «Гарри Поттера» составил тридцать миллионов экземпляров. Впечатляет… Но бизнес бизнесом, а у государства, если оно берется сделать граждан читающими должны быть механизмы, которые способны помочь им такими стать, по крайней мере, сделать печатные издания доступными не только москвичам, но и жителям регионов. Знакомый из Питера рассказал, что, написанная им книга, которая весьма ценна на рынке, на выходе из типографии стоила 460 рублей. Дорого, конечно… Но в магазинах он увидел ее уже по 1200 рублей за экземпляр. Получить с одной единицы товара почти триста процентов – вот вам и успешный бизнес… А один знакомый издатель увидел в том же Петербурге отпечатанную его типографией книгу, себестоимость которой на выходе из типографии была всего 47 рублей, но в книжном магазине ее цена стала более пятисот рублей. Процент наценки считайте сами. По данным Российской книжной палаты за прошлый год в стране было выпущено 116 тысяч 888 печатных книг и брошюр, общим тиражом 540,4 млн. экземпляров. Это, конечно в разы меньше, чем в советские годы (в 90-е годы падение тиражей было баснословным - на 1 миллиард экземпляров), и меньше по отношению к тому же периоду 2011 года, но, тем не менее, цифра значительная, добавьте сюда еще сотни наименований периодических изданий выходящих в стране. Это подтверждает только одно – что многие люди, по-прежнему, хотят читать и делают это с удовольствием. Но одним из основных препятствий еще большему развитию и увлечению чтением в России оказалась как раз стоимость печатных изданий. Из чего она складывается, что удорожает цену книги, газеты, журнала в несколько раз, делая их малодоступными для большой части общества? Да, неумеренные аппетиты бизнеса по-российски – могли бы меньше накручивать, да маленькие тиражи, которые значительно повышают стоимость одного экземпляра, вкупе с высокими затратами полиграфических предприятий на бумагу, краску, тарифы на электроэнергию и воду. Но кроме этого – приравнивание торговли печатными изданиями к остальным видам торговли. Что водка, что книга – все едино. Книжные магазины и пункты распространения печатных изданий практически на общих основаниях с другими торговыми площадками платят и налоги, и арендную, и коммунальную платы. И при этом не учитывается ни социальная роль, ни государственная линия, ни другие объективные обстоятельства, которые не могут ставить распространение и торговлю печатными изданиями в один ряд с остальными. Вот вам и совсем свежий пример из псковской действительности: старейших на сегодняшний день книжный магазин в Пскове – «Сказ», что находится по адресу Октябрьский проспект, 16 в угловом доме на пересечении с улицей Пушкина, может лишиться помещений, в которых располагался с 1957 года. Старый договор аренды закончился, а новый городские власти предлагают заключить уже по новым, неприлично возросшим ценам. На самом деле, этот магазин, живущий в городе, рядом с горожанами уже больше полувека, сам по себе должен стать городским достоянием, одним из городских брендов, по которому можно судить о Пскове. Его надо холить, лелеять и создавать ему условия для нормальной работы, а «не вставлять палки в колеса». Ну, закроется он, как это произошло со многими книжными магазинами в стране, освободятся квадратные метры, въедет в них очередной банк, офис, или салон с элитной обувью – кому от этого будет хорошо? Только не городу и горожанам.
Уже и без того существовавшая в советское время система книжной торговли практически разрушена – во многих райцентрах Псковской области и других регионах страны вовсе нет книжных магазинов. Единственная возможность получить книгу – заказать издание через Интернет. Но и в этих прогрессивных схемах книги продолжают стоить приличных денег, да еще к тому же, отсутствует возможность перед покупкой подержать издание в руках. А это, как известно, дорогого стоит. Если кто-то считает, что пункты продажи печатных изданий – это пережиток прошлого – есть всесильный Интернет и новые формы электронного чтения, то это напрасно. Общее число издаваемых привычным способом книг в мире растет. А новые мультимедийные формы изданий, которые с конца 90-х получили сильное развитие во всем цивилизованном мире, несмотря на оптимизм их сторонников, стали снижать свои тиражи.
Так, как же сделать страну и людей читающими, если не создавать для этого условий? Снижать стоимость печатных изданий, расширять их ассортимент, увеличивать общие тиражи и число наименований? Вероятно, что помимо государственных издательских программ, и создания благоприятных условий для авторов, издательств, полиграфических предприятий, нужно развивать и систему распространения печатных изданий, делать такие пункты современными и удобными для покупателей. Что интересно, в Пскове, практически все уличные и остановочные павильоны, после запрета торговли в них алкогольными и табачными товарами перешли на торговлю цветами. Тоже хорошо: цветы лучше водки. Но павильонов торгующих книгами, газетами, журналами и другими информационными продуктами больше не стало. Очевидно, что цветами торговать более выгодно, чем печатными изданиями. Значит, для торговли и распространения печатных изданий и книжной продукции надо создавать условия, хотя бы в пределах каждого муниципалитета. Причем, чтобы выгодно было работать не монополистам в этом виде деятельности, а всем - мелким, средним, крупным предпринимателям и организациям, которые захотят работать в этой отрасли. Например, московские власти еще несколько лет назад издали Постановление №122-ПП «Об утверждении регламента подготовки в режиме «одного окна» Комитетом по телекоммуникациям и СМИ города Москвы разрешения на размещение объекта мелкорозничной сети для распространения печатной продукции с рук». Документ определяет схему получения разрешения на устройство мелкорозничного объекта для продажи печатной продукции на территории Москвы. Схема очень простая – никаких бюрократических препон, подготовка разрешения не требует промежуточных согласований с органами исполнительной власти – выдается профильным Комитетом по телекоммуникациям и СМИ.
Почему бы в Пскове и области также не пойти на меры, способствующие более легким и удобным способам распространения печатной и книжной продукции, увеличивающим сеть распространителей и мелкорозничных объектов. Насколько известно, пока в Пскове не только не создаются такие условия, но даже жестко пресекают торговлю печатной продукцией теми распространителями, кто пробуют себя на этом нелегком поприще. Видимо, поэтому мы перестали видеть на улицах даже тех продавцов газет, журналов, книг, которые в городе были еще до недавнего времени. Если они делают это незаконно – пойдите по стопам московских чиновников – облегчите вопрос получения разрешения на торговлю, передайте систему выдачи разрешений профильным службам, которые должны быть заинтересованы в увеличении распространения печатной продукции. Кто-то должен начать делать Россию читающей.
Игорь Докучаев