Культура

«Крещендо», день третий: романтизм чистой воды

04.10.2012 09:02|ПсковКомментариев: 10

Настроение и приоритеты третьего дня музыкального фестиваля «Крещендо» дирижер Роберт Шервеникас определил так: «В программе сегодняшнего концерта - романтическая музыка. В ней особо выделяется Концерт для арфы с оркестром Нино Рота, написанный композитором сразу после войны и хранящий те эмоции».

Причины выбора именно этого репертуара кроются, наверное, в том, что музыка, стремящаяся выразить глубину и богатство внутреннего мира человека (а именно так определяют романтическую музыку словари), способна дойти до каждого слушателя вне зависимости от его взглядов, убеждений или возраста. Кстати, на пресс-конференции, прошедшей вчера после генеральной репетиции Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, музыканты с особой теплотой вспоминали о том, что на открытом мероприятии присутствовало много школьников и студентов.

По признанию Роберта Шервеникаса, он впервые дирижировал «великим оркестром» (напомним, главным дирижером Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского и его бессменным художественным руководителем является Владимир Федосеев).  Говоря о своей роли и задаче в концертном исполнении, литовский дирижер подчеркнул, что для него главное – быть рядом с оркестром и солистами, помогать им сохранять единый пульс, общий тонус: «Это замечательный оркестр. Думаю, что у нас будет хороший контакт и с солистами, и с оркестром».

За биением «единого пульса», о котором говорил маэстро, затаив дыхание, следили многочисленные слушатели, собравшиеся вчера в филармонии. Вот первые звуки Концерта для скрипки с оркестром ре-минор Яна Сибелиуса – и солирующий инструмент Валерия Соколова как будто вплетается, органично и тонко, в общую симфоническую ткань романтической картины  «страны тысячи озер», родины композитора.

Первое отделение завершилось Концертом для арфы с оркестром, принадлежащим перу итальянского композитора Нино Рота, известного в России в основном музыкой к фильмам Феллини. И вновь – переливы-перепевы оркестра, влюбленного в арфу, и арфы, влюбленной в оркестр. По словам солистки Софьи Кипрской, это произведение редко звучит на концертах, было даже трудно найти его ноты. Тяжело было в это поверить, слушая красивую мелодичную музыку, напомнившую почему-то прозу Ремарка – то ли своей задушевностью, то ли светлым трагизмом.

Двойной концерт для скрипки и виолончели ля-минор Иоганнеса Брамса, открывший второе отделение музыкального вечера, - это тот же романтизм чистой воды. Солировали Борис Бровцын и Александр Бузлов. Музыкальные линии скрипки и виолончели соединялись, чуть ли не дословно повторяя друг друга, и вновь расходились, словно ручьи, сливающиеся в море-оркестре. Как музыканты чувствовали друг друга, как сохраняли «единый пульс», заданный дирижером? Это какая-то магия: между ними как будто была натянута невидимая нить, связывающая всех воедино и не порвавшаяся ни разу.

Вечер завершил Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор Эварда Грига, который по праву считается одной из вершин творчества норвежского композитора и относится к наиболее ярким жемчужинам мировой фортепианной музыки. «Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, - писал Чайковский, - не удивительно, что Грига все любят...»

Казалось бы, успех подобного произведения у публики предопределен, ведь многие его мотивы на слуху даже у рядовых слушателей, не то что у искушенных меломанов. Но каждый исполнитель вносит что-то свое в Концерт Грига. Искренность и непринужденность, с которыми летали по «Стейнвею» руки Филиппа Копачевского,  как будто смягчали суровые порывы северной музыки. Насколько теплым было исполнение Концерта – настолько же душевными были зрительские аплодисменты. И словно в доказательство слов Роберта Шервеникаса о том, что музыка, которую исполнял оркестр, доступна пониманию любого слушателя, к сцене подошел мальчик лет пяти с розами для солиста и дирижера. Ребенок, стойко отсидевший весь полуторачасовой концерт, смутился и убежал, так и не увидев растроганные улыбки музыкантов... 

    

На пресс-конференции журналисты задавали вопрос о том, от кого в большей степени зависит успех концерта? Судя по ответам – все в ответе за результат: и дирижер, и оркестр. Но все же Роберт Шервеникас особо выделил значимость солистов: «В фестивале участвуют прекрасные молодые солисты с впечатляющими творческими биографиями, и это  радует. Без них концерт был бы другим».

И правда: при взгляде на молодых, талантливых, красивых участников фестиваля «Крещендо» еще один вопрос – о популяризации классической музыки – решался сам собой. Действовать надо по-спартански: отбирать красивых одаренных мальчиков и девочек, обучать их музыке. Чтобы на загляденье! Заглядятся – чего доброго и заслушаются…

Обаятельный Валерий Соколов, нежно-воздушная Софья Кипренская, иронично-вальяжный Борис Бровцын, темноокий Александр Бузлов… За-слу-ша-ешь-ся!

Елена Никитина

 

 
опрос
Каково ваше отношение к традиции купания в проруби во время праздника Крещения Господня?
В опросе приняло участие 198 человек
Сюжет: Фестиваль «Crescendo» в Пскове Денис Мацуев провел мастер-класс для псковских вокалистов «Крещендо», день четвертый: фортиссимо Симфоджазовый вечер завершил VII фестиваль «Crescendo» в Пскове «Крещендо», день третий: романтизм чистой воды Крещендо: день второй, кочевой «Крещендо» - день первый. По-домашнему У псковичей еще есть шанс приобрести билеты на 3-й и 4-й концерты «Crescendo» Фестиваль «Крещендо» обязан быть на Псковщине - директор Псковского областного колледжа искусств Егор Студинов Билеты на два первых концерта фестиваля «Crescendo» в Пскове уже раскуплены На фестиваль «Crescendo» в этом году будет потрачено 9 млн рублей Симфоджазовая музыка от братьев Ивановых - «изюминка» «Crescendo» в этом году Александр Голышев: «Crescendo» - это далеко и надолго Билеты на фестиваль «Crescendo» в Пскове можно бронировать через сайт областной филармонии Программа VIII музыкального фестиваля «Crescendo» в Пскове Музыкальный фестиваль «Crescendo» пройдет в Пскове 1-4 октября
Лента новостей
Последние новости