Всякий, кто знаком с теорией оккультизма, помнит: в мире существует тысяча и один верный способ узнать будущее и получить ответ на любой вопрос. Расположение звезд, кофейная гуща, случайно открытая страница книги, подброшенная монета, лапка курицы, пол первого встречного человека - все это в умелых руках и находчивых мозгах, умеющих распознавать символы, может поспособствовать прояснению неясного, пониманию непонятного и прогнозированию непрогнозируемого. Некоторые племена и народы настолько преуспели в данном занятии, что колдунов и шаманов там пруд пруди.
В Пскове средоточие магов и чародеев, как давно замечено, наблюдается в местной политтусовке. Тут такие нумерологи с хиромантами встречаются – мама не горюй. Очередной сеанс политического ясновидения приключился сразу по окончании майских праздников. В кулуарах, коридорах и кабинетах под партийными знаменами в очередной раз заговорили о «скорой и неминуемой» отставке губернатора Андрея Турчака. Какой по счету – я уже сбился. Поводом послужил тот факт, что из правительства 8 мая «ушли» вице-премьера, некогда всесильного «серого кардинала» Кремля и «отца суверенной демократии» Владислава Суркова. Не догнали взаимосвязь? Задаетесь доренковским вопросом: казалось бы, причем тут это? А все очень просто. Местные кремлеведы относят Суркова и Турчака к разным политическим кланам. Причем, не просто разным, а жестко противоборствующим – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из чего по логике псковских нострадамусов и следует, что с уходом из кабинета министров влиятельного Суркова шлагбаум на карьерном пути молодого и амбициозного Турчака поднялся, зеленый свет для него загорелся, непреодолимых препятствий больше нет. И значит - скоро в Москву, на повышение, «на важный пост в правительстве или что-то вроде того» – в общем, поближе к президенту Владимиру Путину и первому заму руководителя администрации президента Вячеславу Володину, которого в отличие от Суркова относят как раз к одному с Турчаком клану и с которым псковский губернатор, согласно его же высказываниям, встречается «с определенной периодичностью».
Косвенное подтверждение собственной гипотезы оккультисты видят и в стремлении команды губернатора побыстрее разрешить ситуацию с отставкой псковского сити-менеджера Игоря Чередниченко (мол, чтобы успеть закрыть вопрос при существующем статус-кво), и в возросшей активности оппонентов г-на Турчака и «потере ими страха», выразившемся, например, в появлении в Пскове «нехорошего» билборда, призывающего главу области быть мужиком - сделать дороги, и в зуде писучести «форумных троллей на окладах». Из-за чего воображение рисует, как какой-нибудь визави губернатора вначале ночью с бесстрашием десантника и в альпинистском снаряжении свешивается с крыши девятиэтажки и прикрепляет билборд, а уже поутру во главе группы единомышленников он же строчит в интернете комментарии «ниже пояса» своего заклятого друга и тут же получает от его защитников ответные послания. А, может, это был другой верхолаз – какой-нибудь обиженный губернской властью убитодорожник, вдохновленный неожиданным упоминанием на всю страну названия своей организации самим президентом? Или коммунисты решили тряхнуть стариной и поиграть в революционеров-подпольщиков? Кто ж знает наверняка… Как бы там ни было, давно замечено, страх в Пскове теряют не просто так, а после получения «сигнала», посещения какого-нибудь кабинета в администрации президента/аппарате его полпреда в Питере или распознавания тех самых символов и знаков. Это было верно при Михаиле Хоронене, не теряет актуальности и при Иване Цецерском.
Эксперты, журналисты, в том числе и я, уже обращали внимание на этот, проявившийся еще в середине 1990-х, скобарский феномен перманентного ожидания перемен во власти, связанного с решением Москвы («Когда же Кремль возьмет тебя?»), гаданий по этому поводу и приближения – пусть всего лишь силой мысли – часа Х. Все это в полной мере прочувствовали предшественники Турчака, которых тоже с регулярной периодичностью молва отправляла в отставки. Степень доверия людей к таким слухам порой поражает. Помню, в 2006-м, когда я жил и работал в славном городе Владивостоке, а на родине обсуждали будущее губернатора Михаила Кузнецова и усаживали на псковский трон мэра Калининграда Юрия Савенко, за один день позвонил десяток моих знакомых, каждый из которых представлял дело как вопрос стопроцентно решенный. И все наперебой интересовались, уж не родственником ли приходится мне без пяти минут губернатор-next. Позднее знакомый рассказывал, что сам был свидетелем того, как один из вице-спикеров областного Собрания на полном серьезе поздравлял того же Кузнецова с назначением на пост мэра Сочи…
Турчак поначалу - в силу особенностей своего вступления в должность главы региона, бэкграунда, поддержки со стороны федерального центра и прочих обстоятельств – с этим явлением в псковской политической жизни не сталкивался. По крайней мере, в течение 2009-2010 годов, на эту тему фактически был введен своеобразный мораторий. Однако уже в 2011 году оккультисты из числа депутатов и партфункционеров начали выдвигать версии относительно того, когда и куда его заберут – в Москву или Петербург? министром спорта? главой Минкульта? в Росмолодежь? губернатором северной столицы? Думаю, что подобные домыслы не могли не льстить губернатору (не в позорную же ссылку отправляло общественное мнение – а однозначно на повышение, в куда более подходящую его натуре столичную среду), однако, с другой стороны, эти разговоры заметно нервировали «ньюсмейкера поневоле». И вопросы на эту тему от представителей СМИ уставший губернатор называл «бородатыми», при этом каждый раз категорически все отрицая, а журналисты все спрашивали и спрашивали по новой. Выходило вовсе интересно – как например, год назад. В последние дни зимы губернатор в очередной раз на встрече без галстуков публично заявил (причем, не единожды), что до 2014 года отсюда - никуда, а всю весну местный политбомонд, затаив дыхание, ждал перемен, отмечал «чемоданное настроение», в котором якобы пребывал весь ближний круг Турчака. Само собой подразумевалось, что то ли сразу после вступления Путина в должность (май 2012 года), то ли несколько позже, после празднования Изборского юбилея (сентябрь того же года) и под фанфары глава должен покинуть «регион 60».
Прогнозы оказались посрамлены: по итогам две тысячи двенадцатого «запланированной сенсации» не произошло. Могу предложить нумерологам подсказку из Высоцкого: «На рубеже проклятом два двенадцать/ Мне планка преградила путь наверх». «2.12 – 2012 – преграда» - ну все же на символах…Постепенно слухи улеглись, но только на время - лишь для того, чтобы через год вновь вспыхнуть с новой силой и со свежей «доказательной базой». И неважно, что говорил Андрей Турчак в интервью-«манифесте» под красноречивым названием «Я никуда не ухожу!». Неважно, что уже все сбились в подсчетах, в который раз его отправляют на столично-правительственный непокой. Неважно, что, как показывает практика, появление слухов редко бывает связано с реальными отставками, которые происходят, как правило, без предварительных уведомлений и обсуждения в массах. Важно, что «Суркова сняли – и значит, ВСЕ РЕШЕНО, мне точно известно».
Ну а раз так – спешу внести свою лепту и дать ответ на вопрос, кто вместо (это же всех интересует, правда?). Итак, внимание: репродуктивная версия. У губернатора Владислава Туманова была одна дочь, у его сменщика Евгения Михайлова – двое детей, у Кузнецова – трое, у Турчака – четверо. Я бы на месте псковских политиков, задумывающихся о своем завтрашнем дне, уже занялся поиском отцов-героев и завел с ними дружбу – так, на всякий пожарный. Вы же сами видите, все сходится: уход Суркова - билборд на Коммунальной – отставка Турчака – многодетный папаша. Все очевидно - если, конечно, ловить сигналы и распознавать знаки...
Александр Савенко