Блоги / Константин Калиниченко

На последней ступени вертикали

26.10.2023 16:29|ПсковКомментариев: 0

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Если решение принято, ничего сложного больше нет»

Харуки Мураками «Послемрак»

Вторую неделю политический истеблишмент обсуждает крайне интересный и неоднозначный законопроект. Тем более, что, по мнению авторитетных аналитиков, эта инициатива, в отличие от многих других в российском парламенте, рассчитанных исключительно на хайп и шум в прессе, будет принята, притом в самое ближайшее время. По извилистым коридорам Госдумы в настоящий момент движется законопроект, который даст губернаторам право отправлять в отставку мэров (глав администраций) спустя месяц после объявленного выговора, если его причины не устранены.

«Ты уволен» (источник: lavoroediritto.it/giurisprudenza)

Т.о., вертикаль власти окончательно формируется и внутри регионов. Главы городских администраций давно уже де-факто являются подчиненными губернатора, своего рода «заместителем губернатора по конкретному муниципалитету». Теперь же это хотят узаконить, чтобы, как говорится, у градоначальников не возникало ненужных вопросов и завышенных ожиданий. Например, что можно организовать какую-то «фронду», опираясь на акции популизма и локальный админресурс. Тут-то властная вертикаль и обретет законченные очертания, когда неугодного главу муниципалитета можно будет «выставить на мороз» просто в считанные недели, не тратя лишней физической и нервной энергии.

Смысл законопроекта, как мы видим, предельно ясен. Остается вопрос: хорошая эта инициатива или плохая? Давайте разберемся.

На самом деле, инициатива не нова. Еще в далеком 2005 году, когда губернаторов стали фактически назначать, встал вопрос о независимых мэрах, которые легко «забивали» на глав регионов, а иногда и напрямую с ними воевали. Было такое и в псковской истории — вспомним жесткий конфликт губернатора Михаила Кузнецова и мэра Пскова Михаила Хоронена. Памятен и конфликт Турчак — Цецерский после парламентских выборов 2011 года.

Сегодня президент может отправить в отставку любого губернатора. Резонный вопрос: почему та же схема не работает в отношении следующей ступени вертикали? Ведь в обновленной Конституции РФ записано про единую систему государственной власти, так что все логично. В этой связи удивляют те, кто занял позицию жесткого отрицания данного законопроекта. Объяснить это можно тем, что в России, в любой непонятной ситуации, первой реакцией всегда является отрицание, поэтому тут же раздается «плач Ярославны», мол, власть окончательно решила прибить местное самоуправление.

Надо сказать, «некрологи» на смерть МСУ – это обязательный элемент любого текста оппозиционных медиа на муниципальную тематику. Такой протестный фэн-шуй. Там голова так густо уже посыпана пеплом, что на ней живого места не осталось. Если почитать паблики псковских оппозиционеров, то может создаться ощущение, что местное самоуправление – это какой-то зомби, которого уже многократно изничтожили, но что-то ему мешает умереть окончательно. Поэтому, как только возникает тема, тут же снова заводится старая шарманка про «убийство МСУ». Что тут хотелось бы сказать.

Я сам убежденный сторонник европейской системы организации власти на местах, в том виде, в каком она сформулирована в Европейской хартии местного самоуправления. Не потому, что европейская, а потому, что дает максимальные полномочия и самостоятельность органам МСУ. Это система, в которой местная власть не включена в общую вертикаль, а люди сами объединяются ради решения локальных задач своего сообщества, не ждут манны небесной и приезда большого начальника из областного центра, который и решит их нерешаемые задачи. Почему не включена в вертикаль? Потому, что это избыточно. На местах, как правило, такой уровень проблем, который должны преодолевать без привлечения «тяжелой артиллерии» в лице губернатора и президента. Согласитесь, это полная ерунда, когда волостные или районные чиновники не всегда в состоянии вкрутить лампочку в фонарь и обращаются за помощью на вышестоящий уровень.

Вот это все прекрасно, но есть нюанс. Мы-то живем не в какой-нибудь Австрии или Германии, а в России. Дело не в том, что мы лучше или хуже. Ничто не может возникнуть внезапно и на пустом месте. Европейское самоуправление — это долгий непрерывный путь. Так уж вышло, что в России никогда не было самостоятельной и самодостаточной власти на местах. Если, конечно, не считать, с большими оговорками, земств времен царской России, но преемственность с той эпохой давно утрачена, те практики не восстановить. В постсоветской России предпринимались попытки имплементировать западный опыт организации власти на местном уровне, муниципалитеты получили даже серьезные полномочия. Но все они провалились, поскольку розданные полномочия не были подкреплены политической, административной и, главное, финансовой независимостью. Довольно скоро стало понятно, что в таких условиях МСУ нежизнеспособно, это – химера, мертворожденный эмбрион. И когда вы слышите очередной искрометный спич про уничтожение местного самоуправления, поймите, что это ничто иное, как манипуляция и подмена понятий. Нельзя уничтожить то, чего нет.

Но хорошо, давайте попробуем порассуждать, как оно могло бы быть. Увы, но эти рассуждения обречены на беспредметное философствование на отвлеченную тему. В вакууме независимое и самодостаточное МСУ можно представить не только в России, даже у довольно первобытных обитателей дельты реки Амазонка или папуасов Микронезии, но все фантазии легко разбиваются о сухую реальность. О каком полноценном местном самоуправлении можно говорить, если практически все районы у нас напрочь дотационные и неспособны выжить без прямой помощи из вышестоящего бюджета. Эта дотационность – тема отдельного разговора. Но такова уж пирамида межбюджетных отношений в современной России. Пройдет время, вероятно, что-то в этом вопросе изменится, а пока муниципалитеты не зарабатывают столько, чтобы самостоятельно обеспечивать себя.

Но было бы большой ошибкой все валить на отсутствие денег на местном уровне. Главная причина отсутствия местного самоуправления – моральная неготовность к нему наших граждан. МСУ – это, в первую очередь, ответственность, способность решать повседневные проблемы собственными силами. Но объективно не готовы к такому люди – давайте будем честными и признаемся в этом сами себе. Пока готовы лишь денно и нощно писать губернатору на его страницах в соцсетях, требуя незамедлительно подать тепло в батареи, горячую воду в краны, отремонтировать покосившийся забор, принудить нерадивую управляйку начать работать или, прости-господи, спилить березу, которую районные власти не могут спилить 6 лет и непонятно почему – то ли им религия не позволяет это сделать, то ли полномочий не хватает.

Отсутствие денег и гражданской сознательности – то, что не позволяет появиться в современной России самодостаточному местному самоуправлению. Такое положение дел, кстати, часто приводит к появлению политических популистов, которые способны взбудоражить население красивыми речами и пустыми обещаниями решить все их многолетние проблемы. Вот только, прорвавшись к власти, эти популисты тут же утрачивают былое красноречие и начинают разводить руками, дескать, что же я могу сделать, денег-то в местном бюджете нет. И 5 лет своих полномочий тратят не на работу на районе, а на мелкие препирательства с вышестоящей властью.

Если по гамбургскому счету, нам нужно перестать заниматься самообманом. Прекратить имитировать европейские практики, до которых мы, видимо, не дозрели, и делать вид, что у нас тут федерализм. У нас, что бы там ни писали в учебниках, обычное унитарное государство этатистского типа.

А раз так – не надо питать иллюзии на предмет того, что можно выбрать гениального управленца и, если ему не мешать, то он в считанные годы поднимет район с колен. Разочарую таких прекраснодушных оптимистов – в современных российских условиях главой муниципалитета можно выбрать хоть Ангелу Меркель, хоть Спайдермена, хоть Бенедикта Спинозу – результат будет один. Какими бы ни были его управленческие дарования, этот «Спиноза», если, конечно, имеет голову на плечах и ему не плевать на жителей района, все равно пойдет на поклон к губернатору. Потому что так устроена система. И чем быстрее ее противники перестанут отрицать объективную реальность, тем легче, в конечном счете, будет жизнь на местах.

Еще один важный момент. Настоящее МСУ (а не власть) должно быть деполитизировано и не зависеть от разных партийных установок. Для тех, кто оплакивает местное самоуправление, рекомендую обратиться к теме ТОСов как примеру эффективной кооперации граждан для решения локальных задач. А органы управления — это власть, не нужно тут подменять понятия и заниматься партийными склоками.

Приведу очень простой пример, как противники этой модели видят «правильное МСУ». 2 материала вышли в прозападном пропагандистском медиа – один про плохого главу района, другой про хорошего. Плохой – это глава Дновского района Михаил Шауркин, который избрался от «Яблока», но затем перешел в «Единую Россию». Тем и плохой. А хороший – это глава Новоржевского района Софья Пугачева, которая избралась от «Яблока» и не перешла в «Единую Россию». Тем и хороша. И еще тем, что она постоянно препирается с региональной властью, а Шауркин, видимо, не препирается. А что там народ? Ну, народ оппозиционные пропагандистские медиа мало волнует, народ как-нибудь сам по себе.

Вот такая концепция, но и ее можно было бы принять. Если бы не один нюанс: Новоржевский район, 4 года назад проголосовавший за кандидата от «Яблока», видимо, на волне популистских обещаний лучшей жизни, посмотрел, как это работает и в 2023 году массово проголосовал за «Единую Россию». Я, как известно, небольшой поклонник этой партии, но против фактов не попрешь.

В завершении вернемся к тому, с чего начали: хорошо это или плохо, если губернатор региона будет иметь право отправлять в отставку мэров городов и глав администраций спустя месяц после объявленного выговора, если его причины не устранены. По всему выходит, что это закономерно. Потому что это логично в той системе координат, в которой живем сегодня. В другой системе, возможно, было бы не логично и даже опасно. А в нашей такой подход – это оптимальное решение, сродни своевременному хирургическому вмешательству, когда обычная терапия не помогает.

Губернатор Михаил Ведерников на протяжении нескольких лет последовательно выстраивает вертикально интегрированную исполнительную модель управления, потому что только так можно эффективно отрабатывать задачи и установки федерального центра, те же нацпроекты. Этот механизм эффективен в том случае, если все его части работают слаженно, на достижение общего результата.

Сегодня некоторые главы районов часто пользуются своим статусом избранного руководителя, учиняют свою местечковую фронду ради личных политических амбиций. Другие просто не справляются со своими обязанностями, независимо от партийной принадлежности. В результате страдают жители, у которых то отопительный сезон не может вовремя начаться, то еще какие-то беды случаются. Очень хорошо, если у губернатора, благодаря новому закону, в руке появится муниципальный скальпель, которым можно будет одним ударом отсечь все вредное и лишнее.

Константин Калиниченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужны ли предвыборные дебаты?
В опросе приняло участие 107 человек
Лента новостей