До муниципальных выборов в Псковской области остается чуть больше недели. На финише забега ПЛН представляет вашему вниманию обзорный материал, в котором подводится предварительный итог избирательной кампании. Как нам представляется, такой разговор сегодня актуален и может быть интересен не только тем жителям региона, которые имеют право проголосовать 8 сентября, но и широкому кругу читателей, не утративших интереса к политическому процессу даже в период его деградации. Причина такого интереса в том, что тема выборов-2019 — это не только про кандидатов в главы районов и депутаты. На самом деле это про всю систему, специфические избирательные технологии и общественно-политический климат в регионе. Всё это имеет смысл обсудить еще и потому, что не за горами новый избирательный цикл, на который наверняка повлияют явления и тенденции 2019-го.
Судный день выборов
В последние месяцы только очень ленивый политобозреватель не пускался в рассуждения о том, что нынешний избирательный забег не идет ни в какое сравнение с кампаниями прошлых лет. Это вам не федеральные и даже не общеобластные выборы. На кону - «всего лишь» кресла глав шести не самых крупных районов и несколько депутатских мандатов, а возможность проголосовать имеют менее ста тысяч человек из более чем полумиллиона избирателей области. Если вспомнить про общий кризис МСУ и нежелание наших сограждан идти в муниципальную власть, то станет понятно, почему интерес к единому дню голосования в сентябре отсутствует как у самих избирателей, так и у многих участников политического процесса. Однако, что бы ни говорилось о локальности и даже «местечковости» кампании-2019, для ряда политических сил, прежде всего - для региональной власти, стремящейся держать всё под контролем и обеспечивать победы своих кандидатов всегда и везде, - грядущие выборы весьма важны. Для команды Михаила Ведерникова это фактически первая самостоятельная муниципальная кампания. Год назад в регионе избирали глав восьми районов, однако тогда всё проходило параллельно с выборами губернатора Псковской области - под контролем и при поддержке федерального центра. В этот раз всё иначе — муниципальные выборы не совмещены с крупной общеобластной кампанией, и Дом Советов действует самостоятельно.
Выборы-2019 проходят в регионе весьма пассивно, мы видим минимум прямой политической рекламы и выступлений в СМИ. Это касается не только районов, но и Пскова, где предстоит доизбрать двух депутатов — областного Собрания и городской Думы. Если и заметна кампания, то в основном в политических телеграм-каналах, где провластные ресурсы «мочат» кандидатов-яблочников, а их сторонники в свою очередь бьют по кандидатам от «Единой России». И в этом нынешняя кампания весьма напоминает выборы прошлого года, когда в Псковской области впервые был отмечен всплеск активности в политическом сегменте Телеграма и новые анонимные каналы появлялись как грибы после дождя.
Впрочем, нынешние выборы еще более выглядят повторением пройденного, если обратиться к активно используемой сейчас избирательной технологии. Перефразируя известное: важнейшим из всех предвыборных искусств для власти является искусство съема оппонентов. Как и год назад, победу своих кандидатов областное руководство обеспечивает не столько агитационно-пропагандистской работой и прочими традиционными приемами, сколько использованием специфической технологии: вначале по результатам социологических замеров определяются те кандидаты от оппозиции, которые представляют наибольшую угрозу, а затем спойлеры (или вернее сказать электоральные киллеры) с помощью приглашенных на выборы иногородних профессиональных юристов добиваются отмены регистрации «неправильных» кандидатов. Основанием для снятия с дистанции служат нарушения избирательного законодательства. Этот технологический прием не нов. Он доказал свою эффективность, применяется повсеместно, и в 2018 году на выборах в Псковской области мы его наблюдали не раз — жертвой тогда пали представители «Яблока» и «Родины». Ныне страдают те же яблочники и коммунисты, теряющие своих кандидатов на выборах в районах и областное Собрание депутатов. Чаще всего в роли «электоральных киллеров» выступают представители «Партии Роста».
Использование такой тактики объяснимо. Это прежде, в совершенно иных социально-экономических и общественно-политических условиях, власти было выгоднее допустить до выборов представителя той или иной оппозиционной партии, навалиться всей мощью административного ресурса, задействовать весь арсенал приемов и в результате продемонстрировать: вот она, всенародная поддержка представителя «Единой России» и его уверенная победа, а вот жалкие процентики у представителя оппозиции.
Но — времена изменились. Теперь, когда холодильник все увереннее тягается с телевизором, реальные доходы населения падают пятый год подряд, а реформы и прочие шаги власти вызывают непонимание, - ожидать в этих условиях единодушной поддержки кандидатов от ЕР не приходится. Разумеется, как и прежде есть значительная группа избирателей (прежде всего - бюджетников), ориентированных на сохранение стабильности и восприимчивых к пропаганде. Однако протестный электорат стал больше, и перспективы какого-нибудь яблочника или коммуниста получить по итогам выборов не прежние 3-5 (да даже более 10 процентов), а в разы больше — весьма реальна. Что, кстати, неоднократно подтверждали муниципальные выборы. Уже несколько лет мы наблюдаем здесь активизацию псковских яблочников, где они становятся главными соперниками единороссов и представляют для них бОльшую угрозу, чем коммунисты — не говоря уже про другие партии. Вот и сейчас областное отделение КПРФ попыталось ввязаться в борьбу, но продемонстрировало традиционную для себя организационную слабость. ЛДПР, хоть и выставила кандидатов в большинстве районов, сосредоточилась на выборах в областном центре: региональный партийный координатор Артем Васильев участвует в довыборах депутата регионального парламента. «Справедливая Россия» действует откровенно на подыгрыше у власти, а ее кандидат в Пскове Павел Николаев отбирает хлеб у электоральных киллеров из «Партии Роста»: именно по иску эсера был снят с выборов представитель КПРФ на довыборах в областное Собрание Александр Ножка.
Так или иначе, очевидно, что Дом Советов ныне идет по тому же пути, что и год назад: никто не мудрствует лукаво, полагаясь на проверенную технологию из категории «против лома нет приема». И в этом смысле дело демиурга прошлогодней кампании в Псковской области Александра Серавина (кстати, тогда он сработал эффективно) живет и при политтехнологе Михаиле Малове, который ныне рулит муниципальными выборами и призван обеспечить победу провластных кандидатов.
При этом использование «съемной» технологии, позволяющее решать тактические задачи, таит в себе определенную опасность. Ибо превращением выборов в откровенную «борьбу нанайских мальчиков» подрывается доверие людей и этому институту гражданского общества и в целом к органам власти и местного самоуправления. Вопрос явки, а вместе с ним и легитимности голосования, и без этого каждый раз становится ключевым. Если дело и дальше так пойдет — то скоро на выборы вообще никто ходить не будет. А зачем, если выбирать не из кого? Есть заведомо согласованный властью кандидат и несколько статистов. При этом оппозиционные кандидаты выбиты из числа участников по основаниям, которые, возможно, и являются нарушением постоянно изменяющегося законодательства, но точно не могут считаться грубыми, то есть такими, которые позволяли бы сделать однозначный вывод о недопустимости прихода того или иного кандидата на муниципальную или государственную службу. Ответьте на вопрос: подача копии диплома об образовании на украинском языке без перевода на русский или нарушенное авторское право, выразившееся в использовании музыки итальянского композитора в предвыборном ролике, — это что, столь серьезные нарушения, которые должны приводить к снятию кандидатов? Вообще какое отношение всё это имеет к муниципальной службе? По-моему, ставить шлагбаум на пути кандидатов из-за таких нарушений - неправильно, однако именно по этой причине из избирательной кампании сейчас выбывают люди, которые имели шанс побороться за победу. Бесследно подобные фокусы, тем более повторяемые неоднократно, не проходят. Каждому, кто задумывается о будущем, а не живет одним днем, об этом надо помнить.
Из прочих особенностей финиширующей предвыборной гонки отмечу, что впервые за многие годы так слабо проявляется партийный фактор. Прежде всего это касается «Единой России». Ее присутствие на выборах малозаметно. Безусловно, тут есть и субъективные, и объективные причины. К числу последних следует отнести и падение рейтинга партии. В таких условиях лишний раз нервировать избирателя указанием на принадлежность к ЕР вроде бы и незачем. В столице единороссы вообще идут в Мосгордуму самовыдвиженцами, у нас — хоть и от партии, но это особо не афишируется. Что до субъективных факторов, то в отличие от Андрея Турчака, который позиционировал себя партийным губернатором и затем стал секретарем Генсовета «Единой России», Михаил Ведерников и на собственные выборы шел без флага ЕР в руках, и сейчас упор в агитации за кандидатов делается отнюдь не на их принадлежности к партии власти.
По мнению секретаря регионального отделения «Единой России», спикера областного Собрания депутатов Александра Котова, попытки дистанцироваться от своей партии на выборах - «это совершенно неправильно». «У нас таких примеров нет, мы выдвигаем кандидатов и четко идентифицируем их с партией. Так должна работать нормальная политическая система», - заявил Александр Котов.
Фактически не используется и прежняя модель, при которой за кандидатов-«медведей» активно агитировали видные единороссы, прежде всего депутаты регионального парламента.
Расклад по районам
Так или иначе, предвыборная кампания подходит к концу. Можно прогнозировать явку в районе 30-40 процентов. Основываясь на информации из избирательных штабов, с большой долей уверенности можно говорить, что пока во всех районах лидируют кандидаты от «Единой России». Вместе с тем, если одни из них могут чувствовать себя уверенно, то другим еще предстоит поволноваться — в нескольких муниципальных образованиях развернулась острая конкурентная борьба.
Условно все районы, где 8 сентября будут избирать глав, могут быть разделены на три категории. К первой отнесем Бежаницкий и Усвятский районы, где у действующих руководителей (глава Бежаницкого района Сергей Михеев и сменщик Виктор Иващенко - и.о. главы Усвятского района Дмитрий Петров), очевидно, нет повода для особого беспокойства. Как и прогнозировала ПЛН, оба уверенно лидируют. Серьезных оппонентов не видно. Особо отмечу, что среди соперников единороссов здесь нет ни яблочников (не выдвигали), ни коммунистов (в Усвятах не выдвигали, а в Бежаницах представителя КПРФ Игоря Дмитриева сняли по суду).
Ко второй категории, где кандидат от «Единой России» лидирует, однако при этом есть определенные проблемы и прогнозируется менее убедительная победа, отнесем Пушкиногорский район. По предварительным данным глава района Александр Баранов пока лидирует, однако и рейтинг кандидата от «Яблока», экс-депутата областного Собрания Аркадия Васильева несколько вырос. Возможно, причиной тому — снятие с выборов по суду самовыдвиженца, сотрудника базы отдыха «Пушкиногорье» Александра Коротоножкина. Предположу, что «его» голоса могли перейти кандидату-яблочнику.
Третья условная группа — это районы, где позиции кандидатов от ЕР не столь уверенные, а представители оппозиции имели шансы на успех. В Новоржевском районе «Единую Россию» представляет замглавы районной администрации, ветеран спецслужб Сергей Мезенцев. От «Яблока» здесь баллотируется депутат районного собрания, домохозяйка Софья Пугачева, которую считают наиболее реальным конкурентом единоросса. Напомним, что ранее ей «подложили свинью» — на выборы была выдвинута ее однофамилица, рабочая по обслуживанию здания рынка из Пустошкинского района Светлана Пугачева, а теперь встает вопрос, сможет ли яблочница дойти до финиша забега. В среду, 28 августа, Новоржевский районный суд принял решение об отмене регистрации кандидата. Основанием для этого стало нарушение авторского права, а именно использование при агитации музыкальной композиции «Люкс» итальянского композитора Даниэле Динаро. Решение суда не вступило в законную силу — и наверняка будет обжаловано яблочниками в апелляционном порядке. По определению руководителя регионального отделения партии «Яблоко» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , история с отменой регистрации Софьи Пугачевой — «дикая» и может перерасти в международный скандал.
По аналогичным основаниям — использование музыки Даниэле Динаро — может быть снят с гонки и кандидат от «Яблока» на должность главы Дновского района, сотрудник Псковской таможни Михаил Шауркин. Иск подан руководителем регионального отделения «Партии Роста» Игорем Романовым. В судебном заседании объявлен перерыв до пятницы, 30 августа. Напомню, что в Дновском районе партию власти на выборах представляет соцработник, общественный советник губернатора Татьяна Пахомова, которая, по имеющейся у нас информации, не нарастила в ходе кампании свое «электоральное ядро». По мнению экспертов, снятие Шауркина с выборов может серьезно повлиять на итоговый расклад. Именно в этом районе зарегистрировано наибольшее количество кандидатов — 9 человек, в том числе коммунист, индивидуальный предприниматель Анатолий Волков и справедливоросс, также индивидуальный предприниматель Владислав Петров. Вполне вероятно, что в случае снятия яблочника голоса протестного электората уйдут представителям именно этих партий.
Особого разговора заслуживает ситуация в Пустошкинском районе. С момента проведения праймериз «Единой России» стало общим местом приводить этот муниципалитет, дабы проиллюстрировать очевидную тенденцию: влияние местных элит падает, а кандидатом от партии власти может стать кто угодно, лишь бы его продвигала администрация региона. При этом люди могут быть вообще никак не связаны с районом. Наиболее яркий пример в этом отношении — десантирование руководителя областного спорткомитета Ивана Штылина в Пустошкинский район, к которому он ранее не имел никакого отношения. Наиболее серьезным соперником единоросса выглядел представитель КПРФ Виктор Лапшин. На предыдущих выборах пять лет назад он едва не победил действующего муниципального руководителя Юрия Жукова, имел неплохие шансы побороться за кресло главы и в этот раз. В середине августа Опочецкий районный суд отказался снимать Лапшина по иску кандидата от «Партии Роста», однако в дальнейшем Псковский областной суд исключил коммуниста из числа участников предвыборного забега. Основанием послужили неправильно оформленные документы при подаче на регистрацию. Помимо Штылина, в списке кандидатов еще 5 человек, в том числе выдвинутый партией «Коммунисты России» (не путать с КПРФ) безработный Алексей Штукин (не путать со Штылиным) и яблочница Светлана Василькова, известная по историям о нападениях неизвестных на ее частный дом. Предсказать, как в этой ситуации поведет себя избиратель, достаточно сложно.
Не дожидаясь окончания кампании, можно сделать несколько предварительных общих выводов. Во-первых, региональная власть делает упор на технологические приемы, активно работая в правовой плоскости и используя ошибки оппонентов. Во-вторых, партийно-политический принцип не имеет большого значения. Борьба идет не между представителями партий, а между согласованными и несогласованными администрацией кандидатами. В-третьих, снимая кандидатов, власть не только обеспечивает победу кандидатов от ЕР, но и посылает сигнал всем: участвовать в процессе могут только те, кто согласован. Чужие здесь не ходят. Всем и каждому лишний раз демонстрируется, чьи в лесу шишки. Наконец, в-четвертых, роль региональных и местных элит, а также партийных организаций сведена к минимуму.
Александр Савенко