Экс-блогеры / Майк Миханзон

Осторожно водитель!

25.09.2012 12:50|ПсковКомментариев: 33

Помните известный фокус с запятой во фразе «казнить нельзя помиловать»? Вы знаете, что её  расположение в двух разных местах определяет два диаметрально противоположных сценария для человека, попавшего под данную дилемму.

А сейчас я изобрету ещё один лингвистический фокус. Внимательно прочитайте заглавие этой статьи. Вам предлагается между первым и последним словом на выбор поставить либо двоеточие, либо запятую. Как вы думаете, изменится ли смысл выражения? Ответ однозначен, как сухой пистолетный выстрел: да.

Если поставим двоеточие, то ставим автовладельцев в положение потенциальных преступников. Если рисуем запятую, то рассматриваем пешеходов (и не только их) в качестве возможной угрозы для водителя.

Но если оба эти варианта объединить, как в математике, фигурной скобкой, то перед последней следует написать одно-единственное слово: война.

Я не солгал – это действительно война. Она необъявленная, она жестокая, у неё есть начало, но никогда не будет конца. Она не щадит ни женщин, ни детей, ни стариков. Большая часть жертв – люди активного и дееспособного возраста. Эта война не смотрит на ранги, должности, звания и положение в обществе. И никто никогда не узнает даже приблизительно, когда станет жертвой в этой войне. Собственно, так оно и бывает: утром позавтракал, поцеловал жену, потрепал сынишку по непослушной чёлке и уехал на работу. Но вечером что-то пошло не так (проклятое американское выражение!), и ты лежишь на полке в городском морге с половиной переломанных костей, медленно остывая с положенной скоростью - примерно полтора градуса в час.

То, что осталось от автобусной остановки...

… Москва, Западный административный округ, улица Минская. Именно здесь 22-го сентября в половине четвёртого пополудни произошло то, что всколыхнуло общественность по всей России. Волна негодования докатилась даже до властных структур, что сделало данное событие не только из ряда вон выходящим, но и знаковым. Что же случилось?

Произошло ДТП с участием нетрезвого водителя «Тойоты», который на высокой скорости протаранил остановку общественного транспорта, где на тот момент в ожидании автобуса скопилось большое число людей. Погибли семеро пешеходов, ранены трое. Это если вкратце. Кто хочет подробностей – всё на новостных сайтах и по ТВ.

К сожалению, дорожным пьянством уже никого не удивишь. Слишком частым стало это явление. Если не принимать никаких мер, то соблюдение трезвости за рулём станет такой же экзотикой, как и сохранение девственности до брака.

Лично меня удивляет и поражает другая опасная тенденция. Имя ей – человеческий цинизм, с которым виновники тех или иных ДТП отпускают комментарии по поводу случившегося. Вины, естественно, никто не признаёт. Все заявляют о своих правах и свободах. «Как хочу, так и езжу!» - так или примерно так выразился урод по фамилии Максимов, устроивший аварию на Минской. Более того, ничего не стесняясь, сказал о том, что в течение двух дней до аварии вообще не просыхал. Странный парень. Ему бы в ногах валяться у родни погибших и прощения вымаливать… Но нет! Впрочем, просить прощения особо не у кого – пятеро детей были сиротами, да и до самого Максимова, скорее всего, никого не допустят.

Кстати, на мой взгляд, подобного поведения можно было ожидать и от нашего доморощенного «гонщега» Димы «Бандита» Гермаша, который после аварии истово сокрушался по поводу безвременной утраты любимого мотоцикла, а позже, говорят, без тени скорби на лице заверил потрясённых горожан в том, что не собирается менять стиль вождения, и как только всё утрясётся, будет «рассекать» с новой силой. Возможно, даже на переднем колесе. Вообще, интересный он парень, этот Гермаш. И, по моему мнению, это уже не фамилия, это нарицательное понятие, практически погоняло. Считаю, такие «погремухи» надо теперь клеить всем любителям публичного гарцевания и джигитовок на мотоциклах. По аналогии с так называемыми стритрейсерами, которые все сплошь шумахеры.

ДТП на Рижском проспекте

Справедливости ради скажу: Гермаш, в отличие от Максимова, был трезвый. По крайней мере, с алкогольной точки зрения. Конечно, от этого никому легче не станет, но это факт.

Но есть ещё один факт, о котором хотелось бы поговорить: пьянство за рулём никуда не делось. Моё субъективное мнение: пьют не меньше, а, может быть, и больше, чем раньше. Первое время после введения «сухого закона» водители честно крепились. Не все, но многие. Но, видимо, струны не могут быть вечно натянутыми, и шоферюги начали-таки «употреблять». Это можно по-разному объяснить. Можно сослаться на пресловутый «расейский» менталитет, во что лично я не верил и не верю. Можно объяснить этот факт феноменом постепенного привыкания и психологической адаптации к искусственно вводимым ограничениям – в это я верю больше. Но максимальную правдоподобность имеет третье объяснение, прямо вытекающее из постулата «безнаказанность порождает вседозволенность». То есть получается, что наказание за пьянку недостаточно жёсткое. И перспектива остаться без прав на два года страшит всё меньшее число любителей хмельных покатушек.

Вывод напрашивается сам собой: законодательство надо ужесточать. Хорошая идея. Её поддержали представители всех думских фракций. Но возникает вопрос: насколько серьёзным должно быть ужесточение? Если штраф, то какой? Если изъятие водительского удостоверение, то на сколько? Если лишение свободы, то на какой срок?

Возникает ещё один вопрос о целесообразности увеличения наказания пропорционально количеству погибших в ДТП. Насколько мне известно, в сегодняшнем законодательстве существуют только две градации по погибшим: один либо два и более (если ошибаюсь – поправьте). Но два и более – это очень растяжимое понятие. Можно убить двоих, можно троих, а можно и десятерых. Необходим более гибкий подход при формировании новых поправок в закон.

Пьяный за рулем

При этом было бы весьма полезно посмотреть на то, как обстоят дела с этой проблемой в других странах.

Великобритания. В зависимости от степени опьянения водителя оштрафуют на 5000 фунтов стерлингов (240 тыс. руб.) и начислят от 3 до 11 штрафных баллов из 12 возможных.

Германия. Здесь пьяному водителю грозит либо штраф от 500 до 1500 евро, либо тюремное заключение на срок от полугода до 5 лет.

Израиль. За вождение в нетрезвом виде водитель лишается прав минимум на 2 года при условии, что нет смягчающих обстоятельств. Если годом раньше автомобилист попадался за вождение в нетрезвом виде, то срок лишения его прав может доходить до 4 лет, либо дело обернется штрафом в несколько тысяч шекелей (1000 шекелей – около 7900 руб.) и лишением свободы.

Италия. Подвыпившим водителям непременно выпишут штраф в размере 6000 евро (256 тыс. руб.) и отправят на общественные работы продолжительностью от 6 до 12 месяцев, а особо отличившимся грозит арест. Помимо перечисленного, обязательным является лишение водительского удостоверения на 1-2 года.

Китай. Методы борьбы с проштрафившимися водителями довольно интересны: нарушитель получает взыскание по партийной линии, а жителей Шанхая могут выселить в менее благополучные регионы Поднебесной. Особо отличившихся нарушителей может ждать и высшая мера наказания – казнь. Но применяются и более привычные европейцам способы наказания: от штрафа в размере 2 тыс. юаней (9 тыс. руб.), что превышает месячную зарплату большинства китайцев, до полугодового лишения свободы.

США. Пьяный водитель рискует провести за решеткой от 48 часов до 6 месяцев. Причем в этом правиле нет исключений для звезд и политиков – многие богатые и знаменитые американцы имеют реальный шанс отправиться за решетку.

Франция. Максимальный штраф нетрезвому автомобилисту – 4500 евро (192 тыс. руб.) – сопоставим с месячным доходом большинства французов. Также нарушитель получит 6 штрафных баллов из 14 возможных.

Швеция. Нарушитель лишается возможности управлять автомобилем на 3 года, а также получает штраф, величина которого… зависит от доходов водителя! Поэтому некоторым любителям выпить за рулем приходится выплачивать шестизначные суммы.

Япония. Японским водителям, пойманным в состоянии алкогольного опьянения, приходится несладко. Пьяницу могут наказать не только штрафом в размере до 1 млн йен (330 тыс. руб.), но и лишением свободы на срок до 5 лет. Обязательное условие – начисление штрафных баллов или лишение водительского удостоверения. 

Что касается нашей с вами страны, то пойманному нарушителю грозит лишение прав на 1,5-2 года. Если в период лишения водитель снова сядет за руль нетрезвым, его могут или оштрафовать на 5000 руб., или арестовать на срок до 15 суток. При этом срок лишения увеличится до 3 лет! Если такой горе-водитель попадёт в аварию, то возможны три варианта, отражённые в трёх частях статьи 264 Уголовного Кодекса РФ.

Тяжкий вред здоровью и/или крупный ущерб. Наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с лишение права управления транспортным средством на 3 года, либо без последнего.

Наличие одного погибшего. Лишение свободы сроком до 3 лет, лишение права управление транспортным средством до 3 лет.

Наличие двух или более погибших. Лишение свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением прав на управление на срок до 3 лет.

Если срок лишения свободы не превышает 5 лет, отбывание наказания назначается в колонии-поселении, более длительные сроки отбываются в исправительных колониях общего режима.

Как видно из изложенного выше сравнения, в России практически самые мягкие санкции в отношении дорожных пьяниц. Скорее всего, соответствующее законодательство будет  пересмотрено. Но вопрос о пожизненном лишении прав и/или свободы пока остаётся открытым.

Майк Миханзон

ЖЖ-версия статьи

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Сюжет: Ужесточение наказания пьяных за рулем Наказание для пьяных водителей должно быть неотвратимым - Андрей Турчак Главный федеральный инспектор в Псковской области признался, что не всегда соблюдает ПДД Псковичи одобряют ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде За пьяное вождение будут лишать прав на срок до 3 лет и наказывать штрафов в цену среднего авто - вице-премьер Шувалов Читатели ПЛН самой действенной мерой в борьбе с пьяными водителями считают пожизненное лишение прав Путин заявил о необходимости ужесточения наказаний для пьяных за рулем ГИБДД не против дифференцированного наказания для нетрезвых шоферов в зависимости от степени опьянения Спикер Псковского областного Собрания депутатов считает неадекватно малым наказание в 9 лет за гибель 7 людей в результате ДТП Осторожно водитель! Кремль: Необходимость ужесточения наказания пьяных за рулем очевидна Медведев выступает за ужесточение наказания за совершение ДТП в нетрезвом виде Депутат Госдумы предложил приравнять пьяных водителей к террористам
Лента новостей