Предлагаем вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «Гонки по вертикали». Еженедельная передача, посвященная темам общественно-политической жизни, выходит по вторникам в эфире радио «60FM» в Пскове. Свое мнение высказывает автор и ведущий, главный редактор ПЛН Александр Савенко.
Здравствуйте! Как и все последние недели, сегодня в центре нашего внимания — ситуация вокруг событий на Украине: будем говорить о ходе военной спецоперации, западных санкциях, уходе иностранных компаний из России, законе о фейках и о том, как всё это влияет и может повлиять на нашу жизнь. Также обсудим реакцию на происходящее псковских политиков и общественников, в том числе послушаем первый комментарий по теме митрополита Псковского и Порховского Тихона – влиятельного духовного лидера, который, как мы знаем, весьма близок к российскому президенту.
Впрочем, о том, что сказал в Прощеное воскресенье митрополит - несколько позже. А вначале о ходе специальной военной операции. Она продолжается уже около двух недель. Как это ни прискорбно, есть погибшие и раненые с обеих сторон. Количество потерь на прошлой неделе назвали в Минобороны — 498 российских военнослужащих погибли, 1597 получили ранения, все остальные цифры на этот счет теперь следует считать фейками — и в соответствии с принятым на неделе законом их публикация становится наказуема, в том числе уголовно, в связи с чем наблюдаем закрытие или приостановку деятельности ряда СМИ.
Возвращаясь к разговору о ходе спецоперации отмечу, что есть первые потери и среди военнослужащих, связанных с Псковской областью. О них в минувшее воскресенье сообщил губернатор Михаил Ведерников – погибли офицеры-десантники, ранее служившие в 76-й десантно-штурмовой дивизии. Это Константин Зизевский и Юрий Агарков. В этот же день Михаил Ведерников прокомментировал ход спецоперации.
Михаил Ведерников, губернатор Псковской области: «Европа и США накачали украинских нацистов современным оружием, наобещали им золотые горы и бросили в бой. Поэтому российским бойцам действительно приходится непросто. Это факт. Но тем не менее, наша армия на голову выше противника. Потери, к сожалению, есть, но мы уверенно день за днем приближаемся к победе».
Это было мнение губернатора Михаила Ведерникова. Что касается оценок происходящего со стороны псковских политиков и общественников в целом, то, напомню, на прошлой неделе мы отмечали несколько основных групп, в том числе тех, кто «за», тех, кто отмалчиваются, и тех, кто «против»).
На минувшей неделе в этом отношении произошли заметные изменения. Представители псковского политического класса начали активно комментировать происходящее в публичной сфере — прежде всего, речь о единороссах, которые вслед за губернатором и секретарем регионального отделения партии власти, депутатом Госдумы Александром Козловским пошли с комментариями в СМИ и соцсети. Напротив, те, кто ранее выступал с критикой действий властей, после принятого закона о фейках стали удалять аккаунты в социальных сетях, закрывать телеграм-каналы и в целом они куда менее активны в выражении своей позиции - по вполне понятным причинам: никто не хочет получить последствий в виде административной и уголовной ответственности. В продолжение этой темы скажу, что уже 5 марта сотрудники полиции провели осмотр и изъятие компьютерной техники в офисе регионального отделения партии «Яблоко» в Пскове – по словам руководителя организации Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , это произошло в рамках возбужденного административного производства по свежей «антивоенной» статье 20.3.3 КоАП РФ, принятой и вступившей буквально накануне. Основанием для визита полицейских стало заявление некой псковички, которая 28 февраля получила на свою личную почту письмо с призывами к проведению и участию в незаконных публичных мероприятиях в контексте военных событий на Украине. Сотрудники полиции изъяли 10 компьютеров, внешний накопитель, картридж от фотоаппарата и две видеокамеры. Аналогичная процедура прошла в офисе издания «Псковская губерния».
Вот такую картину наблюдаем: видим мобилизацию вокруг президента (это фиксируют и социологи на федеральном уровне). Может быть, тут всё не так ярко, как в 2014-м, во времена «крымского консенсуса», однако надо понимать, что и ситуация сейчас принципиально иная — идет спецоперация.
Но в целом, повторюсь, большинство – «за»: как отдельные представители, так и целые категории: партии и общественные отделения начали выражать поддержку - проводят акции с буквой Z — символом спецоперации, псковские писатели подписали петицию в поддержку действий российских властей, наконец свою позицию высказала РПЦ. В Прощеное воскресенье выступили первые лица церкви. Если патриарх Кирилл в своей проповеди в московском храме Христа Спасителя говорил про 8 лет уничтожения Донбасса и неприятии его жителями некоторых европейских ценностей (тут глава церкви говорил о гей-параде как тесте на лояльность властям Запада), то митрополит Псковский и Порховский Тихон в Прощеное воскресенье в Троицком соборе Пскова вознес молитву о восстановлении мира и затем обратился к прихожанам.
Почти час он давал ответ на вопрос об отношении РПЦ к происходящему на Украине, рассуждал о боге и дьяволе. По словам митрополита, к нему подходили люди, задавали вопрос, почему молчит псковская церковь. Надо же действительно разобраться, пояснил митрополит Тихон.
Его выступление содержало в себе экскурс в историю, как древнюю, так и совсем недавнюю – звучали имена Ленина, Петлюры, Бандеры, Юлии Тимошенко и много кого еще. Говорил митрополит о междоусобной брани между братьями, Минских соглашениях, необходимости разоружения соседа – и в целом проповедь перекликалась с выступлениями и президента Путина, и многих его сторонников.
Тем временем на фоне происходящего на Украине Запад вводит всё новые и новые санкции, запреты, ограничения. Евросоюз, США, Канада и ряд других стран закрыли небо для полетов российских самолетов. Российские банки решено отключить от системы SWIFT. Уже подскочил курс доллара и евро. Западные компании массово отказываются работать в России. При этом Кремль демонстрирует оптимизм. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, западные санкции весьма агрессивны, но наша страна готовилась к ним заблаговременно. Приняты решения, которые позволяют правительству быстро и гибко реагировать на изменения ситуации в экономике. Есть пакет мер господдержки бизнеса и граждан в условиях жестких санкций.
К слову, в уже упомянутом видеообращении Михаила Ведерникова эта тема также нашла свое отражение. Дескать, наши, как их раньше называли, «партнёры», организовали не санкции, а форменную травлю по национальному признаку. Жертвами стали даже те, кто не имеют никакого отношения к политике - и доходит до абсурда. Например, международная федерация кошек запретила котам и кошкам из России участвовать в международных выставках. В связи с чем губернатор даже пошутил в том смысле, что рассчитывает на патриотизм наших кошек — мол, они не откажутся от российского гражданства.
Если говорить серьезно, то санкции бьют по российской экономике, из страны уходят западные компании – и уже, кажется, легче назвать тех, кто остается, чем тех, кто ушел, закрылся, приостановил деятельность. Понятно, что закрытие производств ведет к росту числа безработных и ухудшению социально-экономической ситуации, влияет на общественные настроения. Как показывает проводящийся на сайте опрос читателей на тему «Беспокоят ли вас последствия введения Западом масштабных антироссийских санкций?», большинство из двух с половиной тысяч респондентов беспокоит, а самый популярный ответ: скорее да, боюсь, что скажутся на материальном положении населения.
Вопрос: как с этим бороться? «Единая Россия» устами секретаря Генсовета партии, вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака предложила национализировать собственность тех компаний, которые объявляют о закрытии производств в России во время спецоперации на Украине. «Их действия не что иное как предумышленное банкротство. Цена которого - большое количество уволенных в одночасье российских рабочих. Наша задача сохранить рабочие места и не позволить крушить нашу экономику и наш производственный потенциал изнутри. Мера это крайняя, но ударов в спину мы не потерпим, а наших людей – защитим. Это настоящая война, и уже не против России в целом, а против граждан. Мы примем жесткие ответные меры, действуя по законам военного времени», - сказал Андрей Турчак.
Кстати, про военное время. На минувшей неделе многие не исключали введения в России военного или особого положения – вопрос об этом даже был задан на встрече президента Владимира Путина с представительницами лётного состава российских авиакомпаний. Но, как заявил президент, у нас такой ситуации нет и, как надеется президент, не будет. Это прозвучало накануне 8 марта, ну а в день праздника Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки семей с детьми и вновь заверил, что солдаты-срочники не участвуют и не будут участвовать в специальной военной операции на Украине.
Подводя итог сказанному отмечу, что ответ на вопрос «Что дальше?» как и прежде не очевиден. Многое если не всё зависит от успеха переговорного процесса, а тут три раунда встреч российской и украинской делегаций и многочисленные обсуждения ситуации лидерами ряда стран какого-то очевидного результата не принесли. Да и вообще — большой вопрос, можно ли рассчитывать на успех без участия в переговорном процессе руководства коллективного Запада. Ситуация сложная, в условиях назревающей гуманитарной катастрофы обозреватели всё чаще называют ее патовой.Но в любом случае надеемся на лучшее — преодоление противоречий и наступление мира, в чем на самом деле, надеюсь, заинтересованы все.
На этом всё на сегодня. Это были «Гонки по вертикали» с Александром Савенко. Будьте здоровы и помните: если вы не занимаетесь политикой — политика обязательно займется вами.