Казалось бы, еще месяц назад ничто не предвещало серьезной политической встряски в нашем регионе. Ведь отгремели парламентские и президентские выборы, были сформированы гордумы Пскова и Великих Лук, устоялась работа областного Собрания депутатов нового созыва. Тем не менее последний месяц весны ознаменовался целым рядом заметных событий и дал наблюдателям богатую пищу для размышлений и прогнозов. Честно говоря, даже сложно вспомнить, когда бы май был на Псковщине столь бурным в политическом отношении. Но обо всем по порядку.
Точка невозврата
Итак, уже очевидно: достаточно скоро, по любым раскладам - в интервале «Конец 2012-го – начало 2014-го» - Псковская область вновь получит избранного населением губернатора. Сегодня, 1 июня, вступил в силу соответствующий федеральный закон, таким образом, точка невозврата пройдена.
В этой связи необходимо отметить, что весь март, апрель и май псковский политический бомонд находился в состоянии тремора. Вся местная тусовка, затаив дыхание, ждала: пополнит ли глава региона Андрей Турчак полк губернаторов-отставников, и если да – то в направлении какой из столиц он отправится, какую должность займет в федеральном центре (назывались даже несколько конкретных министерств, ведомств и госкорпораций), что ждет его команду, из нее ли будет явлен «наследник» (и кто им потенциально может стать? Спикер регионального парламента Александр Котов? Первый вице-губернатор Сергей Перников? Его коллега Максим Жаворонков? Псковский сити-менеджер Петр Слепченко) или федеральный центр пришлет доселе неизвестного нам персонажа. Мифы рождались один за другим и будоражили умы чиновников, партийцев и прочих заинтересованных лиц. Иными словами, все последние месяцы в политических кругах Псковской области, как и в большинстве регионов страны (там, где губернаторы по зиме и весне не отправились в добровольно-принудительную отставку), присутствовало ожидание перемен.
В Пскове процесс такого мифотворчества, передачи из уст в уста разного рода версий и рождение конспирологических теорий имеет свою многолетнюю специфику. Ожидание властных перемен, связанное с решением федерального центра, присутствует у местных участников политпроцесса на протяжение чуть ли не двух десятилетий и, безусловно, является свидетельством относительной слабости местных деятелей. С 1990-х и почти все нулевые псковские «шишки» перманентно мучаются вопросами: «Когда же снимут губернатора?»
«Назначение свыше» на пост главы региона г-на Турчака наложило своеобразный мораторий на это явление. В 2009-м поменялась сама модель взаимоотношений губернатора с политэлитой. Губернатор, прежде бывший выразителем интересов местной элиты в ее взаимоотношениях с федеральным центром, - теперь, напротив, стал представителем центра в его взаимоотношениях с местной политэлитой.
Но, как и подобает мораторию, просуществовал он лишь некоторое время. После чего поток мифов нашел новое русло. Уже в 2011 году в кулуарах выдвигалась масса версий относительно будущего Андрея Анатольевича. Декабрьские выборы 2011 года, результат которых оставлял желать лучшего, и последующее решение федерального центра о возвращении губернаторских выборов стали катализатором этого процесса. Плюс - системная работа федерального центра по «зачистке» губернаторского корпуса, в результате чего в январе-мае десятки глав регионов ушли в отставку и на их место были назначены новые руководители. Очевидно, данный процесс был обусловлен тем, что власть, вначале пойдя на уступки оппозиции и митинговой протестности, затем одумалась и стала размышлять, как минимизировать собственные риски от грядущей волны губернаторских выборов. В результате была проведена превентивная «зачистка»: многие регионы получили на годы вперед новых губернаторов, и выборы там пройдут только через 5 лет. Естественно, подобный сценарий был возможен и в Псковской области. Более того – шансы на это в определенный момент были весьма высоки. Но только не в связи с отстранением «губернатора-лузера», как это произошло в большинстве регионов, где за последние пять месяцев сменились главы, а наоборот - в связи с переходом Андрея Турчака на работу в федеральном центре.
Несмотря на то, что псковский губернатор на последней встрече с журналистами «без галстуков» дважды твердо заявил о том, что разговоры о его скором отъезде в Москву или куда-то еще – не более чем сказки и до окончания срока своих пятилетних полномочий (то есть до февраля 2014-го) он не намерен никуда уходить, весной в окружении главы региона присутствовал настрой на возможный скорый отъезд. А в кулуарах активно высказывались версии о том, что те региональные руководители, которые уйдут до инаугурации президента, - это «губернаторы-лузеры», двоечники и неудачники. Те же, кто пойдут на повышение, покинут посты после вступления в должность Владимира Путина. Однако ни та, ни другая версии в Пскове не реализовались.
И вот - 1 июня: закон вступает в силу, механизм запущен, выборы неизбежны. Что в свою очередь уже привело к активизации деятельности ведущих представителей политэлиты. Красноречивое подтверждение тому – последняя сессия областного Собрания и ряд других майских событий. При этом на политарену под свет прожекторов выходят потенциальные соискатели губернаторского кресла – правда, пока это политики из недавнего прошлого. Вероятно, будут и те, кого мы пока вообще не знаем.
При этом эксперты отмечают полную неизвестность относительно будущего партии власти и фиксируют ее непрочное положение в настоящем. Симптоматично, что заявленный в мае новым лидером «Единой России», премьер-министром Дмитрием Медведевым курс на демократизацию и обновление обернулся для трех сотрудников администрации Псковской области - губернатора Андрея Турчака, его заместителя Дениса Кравченко и замруководителя аппарата администрации области Руслана Фурса – выходом из состава Генсовета ЕР. Отмечу, что тридцать глав российских регионов, в том числе Сергей Собянин (Москва), Сергей Шойгу (Московская область), Рамзан Кадыров (Чеченская Республика), Александр Ткачев (Краснодарский край), Аман Тулеев (Кемеровская область), Владимир Груздев (Тульская область), Марина Ковтун (Мурманская область), Вячеслав Гайзер (Республика Коми), Николай Денин (Брянская область) и другие, вошли в состав руководящих органов партии.
Очевидно, что в ближайшее время перед псковским губернатором будет стоять задача определения дальнейшего пути и действий в контексте февраля-2014. Что до иных участников политпроцесса, то многие из них, не дождавшись перемен весной, уже строят новые прогнозы: согласно весьма распространенному сейчас мифу, шаг на новую ступеньку властной вертикали г-н Турчак сделает под фанфары сразу после проведения 1150-летия Изборска.
На старт! Внимание! Марш!
Тем временем в администрации региона уже приступили к подготовке к выборам, а именно принялись укреплять информационно-политический блок. Как считают эксперты, Андрей Турчак ждал до последнего – и с середины мая, когда с ближайшими перспективами все стало предельно ясно, в Доме Советов начались бурные телодвижения. Правда, при этом они представляются пока весьма хаотичными и порой непоследовательными.
Назначение политтехнолога Андрея Русова заместителем руководителя аппарата областной администрации стало одним из наиболее заметных кадровых перестановок мая. Едва вступив в должность, госуправленец отправился сопровождать губернатора в поездке в Палкино. Первый маршрут в новом качестве выглядел весьма символично. Именно в Палкино в течение полутора месяцев «Единая Россия» потерпела два поражения в местном собрании депутатов на выборах глав - района и районной администрации. В том числе лишился должности Геннадий Васильев, руководивший районом аж с 1998 года и возглавлявший ассоциацию муниципальных образований Псковской области при трех губернаторах. По мнению экспертов, эти неудачи для региональной власти досадны не только сами по себе, но и свидетельствуют в значительной степени о потере контроля над ситуацией в муниципалитетах, а также о необходимости кадровых изменений - причем, как на местах, так и в рядах региональных стратегов.
Андрей Русов призван курировать работу управления внутренней политики (начальник – Роман Романов) и комитета по вопросам местного самоуправления (председатель – Татьяна Смирнова). Таким образом, нашла подтверждение информация ПЛН о том, что политтехнолог из Волгограда, приехавший в Псков всего несколько месяцев назад по личному приглашению губернатора и «руливший» региональной президентской кампанией Путина, фактически возглавит политический блок администрации региона.
За два с половиной месяца, прошедших после президентских выборов, Андрей Русов не покинул Псков и, вероятно, ждал определения участи. Подписание губернатором распоряжения по назначению замруководителя аппарата, а также другие изменения в структуре и ротация кадрового состава администрации области (в частности, назначение разрываемого двумя ветвями – исполнительной и законодательной - региональной власти Олега Добрынина начальником управления по информационной политике и связям с общественностью с одновременным переводом прежнего руководителя данной структуры Оксаны Ширан на должность главы вновь создаваемой пресс-службы, равно как и обсуждавшееся, но так и не произошедшее перемещение в администрацию главного редактора «Псковской правды» Александра Машкарина) вкупе с объединением подконтрольных властям СМИ в единый медиахолдинг, по мнению экспертов, свидетельствуют о планах региональной власти по перезагрузке информационных и политических блоков и попытке повысить эффективность медиаресурсов в преддверии избирательной кампании.
Больше других вопросов у наблюдателей пока вызывает попытка создания медиахолдинга. Как объединение нескольких лодок не приводит к появлению линкора, так и заведение под одну крышу нескольких СМИ не ведет автоматически к появлению крупного и успешного игрока на медиарынке. Впрочем, не будем спешить с выводами. Хотя бы потому, что до сих пор окончательно не ясна цель объединения нескольких редакций. Если все делается, исходя из экономической целесообразности, и власти просто минимизируют расходы на содержание агитпропа – это одно. Если все продиктовано политической необходимостью и главная цель - усиление своих медиаресурсов – совсем другое.
В целом логика действий губернской власти понятна – она стремится укрепить ресурсную базу, перестроить модель «мирного времени» на работу в период «военных действий» и противодействия политикам с губернаторскими амбициями, однако при этом система становится все более сложной. На вершине пирамиды – губернатор, чуть ниже – его зам, руководитель аппарата администрации Максим Жаворонков, далее уже его замы – Андрей Русов и Руслан Фурс, которые в свою очередь курируют: первый - управление внутренней политики и комитет по местному самоуправлению, второй – управление по инфрмполитике и пресс-службу. «Проблема в том, что у армии, где много генералов и полковником, плоховато с сержантским составом», - отозвались на перестройку острые на язык блогеры.
Казус Слепченко
В мае было объявлено, что глава администрации Пскова Петр Слепченко покинет в ближайшее время свой пост и станет инвестиционным уполномоченным по Псковской области. Перемена в участи перспективного управленца выглядела несколько странно и неожиданно. Тем более с учетом того, что никаких явных крупных просчетов технократ за полтора года работы не совершил и был во многих отношениях успешен.
«Должность инвестиционного уполномоченного – это красивый титул и по сути синекура, но она не дает ни реальных рычагов влияния, ни статусного положения, ни возможности дальнейшего продолжения политической карьеры», - считает один из опрошенных ПЛН сотрудников органов госвласти.
По его мнению, отставка Петра Михайловича явилась следствием длинной цепочки событий, происходивших в Пскове с декабря прошлого года по март нынешнего. В том числе - подведения печальных для партии власти итогов декабрьских выборов в областном центре, реакции на них главы Пскова Ивана Цецерского, его наказания в виде так и не завершенного смещения с поста главы города, триумфального возвращения Ивана Николаевича на пост секретаря местного отделения ЕР, «списка Цецерского», кампании с лейтмотивом «Мы местные, коренные против анонимных неместных», итогов выборов в гордуму, «дела Геннадия Барышникова», депутатской атаки на полномочия сити-менеджера и других.
В результате ухода г-на Слепченко фактически «расчищена поляна» для г-на Цецерского. Парадокс в том, что глава города, не обладающий значительными финансовыми, организационными и иными ресурсами, вначале получил возможность сформировать думу, депутаты которой в большинстве своем либо непосредственно являются членами «команды Цецерского», либо в силу различных причин лояльны ему, а затем фактически получил карт-бланш от региональной власти. И сегодня, по мнению многих экспертов, он может реально рассматриваться как потенциальный кандидат на любую крупную выборную должность – неважно, мэр это или губернатор.
«Можно по-разному относиться к Ивану Николаевичу – подобно постоянным комментаторам форумов ПЛН восхищаться его политическими и управленческими талантами или, наоборот, ставить их под сомнение. Однако очевидно, что псковский глава в последнее время пытается вести свою игру и в значительной степени демонстрирует если не полную самостоятельность, то, по крайней мере, активное желание участвовать в серьезных политических процессах. В связи с этим действия псковского губернатора вызывают недоумение. С одной стороны, команда Турчака готовится к выборам, укрепляет политические и медийные ресурсы, привозит новых людей. Но, с другой стороны, помимо Великих Лук, где ситуацию всецело контролирует группа Николая Козловского, Турчак и Ко «отдают» еще и Псков, предоставляя Ивану Николаевичу возможность «рулить» и царствовать», - рассуждает один из собеседников ПЛН.
Таким образом, передав Ивану Цецерскому «разводной ключ от Пскова», Андрей Турчак фактически возложил на главу города полноту ответственности за все, происходящее в областном центре. Напомню, что однажды губернатор уже возложил на г-на Цецерскоговсю полноту ответственности;несмотря на апокалиптические прогнозы подавляющего большинства участников политпроцесса, глава города в тот раз справился, пусть и благодаря объективным причинам,связанным с изменениями общественных настроений.
При этом эффективное и бесконфликтное взаимодействие руководства городской администрации, которое сформировано г-ном Слепченко, с главой Пскова, а в будущем и с победителем конкурса на замещение должности сити-менеджера (кто бы им не стал – Игорь Сиротин, Валерий Лесников или кто-то другой) в будущем, мягко говоря, не очевидно. То есть в определенном смысле уход руководителя администрации, решивший его собственные проблемы, еще туже завязал «гордиев узел» в Пскове. Кроме того, правительство готовится вернуть выборы мэров, затея очевидно будет доведена до логического завершения и в обозримом будущем на повестке дня появится еще и «мэрский вопрос» со всеми вытекающими противоречиями и конфликтами. Как возможный итог - управленческий хаос на фоне сокращения финансового потока в муниципалитет.
Ба! Знакомые все лица…
В мае президиум ЦК компартии одобрил кандидатуру Александра Рогова на пост первого секретаря Псковского обкома организации, тем самым фактически объявлено о его губернаторских амбициях. При этом ни для кого не секрет, что длительное время коммунисты участвовали в выборах главы региона, скорее, в соответствии с известным олимпийским принципом «Главное – не победа, а участие». Г-н Рогов, амбиции которого хорошо известны, принципиально отличается от многоопытного экс-лидера псковских коммунистов Владимира Никитина и, надо думать, намерен дать бой другим участникам выборного забега. Неофициальная кампания КПРФ уже фактически стартовала, в мае зюгановцы использовали любой повод ударить (и побольнее) по главным оппонентам в лице «Единой России». Благо возможностей было немало – и кульминационный момент «дела Михаила Гавунаса», исключенного из партии власти и по представлению прокурора лишенного депутатского мандата, и благоприятное для КПРФ решение Верховного суда по мандату Олега Козыря - Бориса Каракаева, и другие.
Рогов – не первый, кто вышел на старт пока, естественно, не объявленной губернаторской гонки. Напомню, начало процессу положил депутат Госдумы, эсер Михаил Брячак. Правда, в последнее время гиперактивности в регионе он не проявляет, зато все последние недели активно «раскручивается» его сын – депутат областного Собрания Олег Брячак. Поездки молодого политика-бизнесмена по районам, открытие приемных, билборды на улицах, сообщения в СМИ – все это не оставляет сомнений: для Брячака-младшего тоже найдется избирательная кампания.
Компанию экс-губернатору Евгению Михайлову, который ранее не исключил возможность своего участия в губернаторских выборах, в мае фактически составил бывший мэр Пскова Михаил Хоронен. «Время придет – будем на эту тему говорить», - как заведено, не подтвердил и не опровергнул осторожный Михаил Яковлевич.
Как видно, пока тасуется прежняя колода «тузов» и «королей». Но кто сказал, что набор участников ограничится только местными и уже известными персонажами? Вполне возможно, вскоре здесь объявятся и федеральные звезды прежних лет,и темные лошадки.
Александр Савенко