Весть о том, что псковский губернатор Андрей Турчак уволил руководителя Дирекции по подготовке празднования 1150-летия Изборска Игоря Гаврюшкина, безусловно, стала информационной бомбой (да простит меня читатель за избитый журналистский штамп). Уволил! Да еще за считанные дни до юбилея, которому в соответствии с указом президента придан всероссийский статус! И кого уволил – непотопляемого Гаврюшкина!!!
К главному карнавальщику Руси, ставшему известным широкой псковской общественности в апреле 2009-го, с самого момента его появления при дворе псковского губернатора в качестве советника по культуре было предвзятое отношение. Сейчас уже трудно сказать, что тому явилось причиной – по мнению многих, сомнительный «бэкграунд», прежний род занятий, внешность, первые инициативы в новой должности или что-то еще. Но как бы там ни было, Гаврюшкина невзлюбили – причем, не только те, кто лично узнал его весной 2009-го или помнил артиста по годам работы в Псковском театре драмы и «Карусели», но и, как принято говорить, широкая псковская общественность.
С какими бы инициативами ни выступал Гаврюшкин – будь то возвращение Пушкинским Горам исторического названия Святые Горы, адаптация традиций Пушкинского праздника поэзии к современным условиям, организация церемоний вручения премии «Хранители наследия» (кстати, одним из последних награжденных стал губернатор, который, правда, от премии отказался) или проведение разного рода благотворительных акций вроде аукционов, на которых, к примеру, картина «Блины» кисти Андрея Турчака ушла за три миллиона (дороже было оценено только творчество Валентины Матвиенко), – практически все воспринималось негативно, со скепсисом, иронией или подозрениями.
«Звездным часом» Игоря Гаврюшкина стала Всероссийская масленица в Пскове. Превращение древнего города в масленичную столицу позиционировалось как средство для привлечения тысяч туристов, прежде всего москвичей и петербуржцев. Организаторы предрекали: быть Пскову туристической меккой. Даже сомнительные или, по крайней мере, спорные итоги первого языческого празднества под всероссийской маркой не обрушили «акции» г-на Гаврюшкина. Губернатор продолжал верить в своего советника и его разнообразные таланты.
Казалось, теперь так будет всегда: злые псковские языки критикуют начинания Игоря Валерьевича, оппозиционные политики намекают на его «личную заинтересованность» в организации разного рода проектов (чего только стоило участие «Царскосельского карнавала» в конкурсах!), псковские культурные деятели не хотят иметь с ним ничего общего, а Андрей Анатольевич, несмотря на публичное признание ошибок, продолжает выдавать единомышленнику кредиты доверия. И как будто не обращает внимания на репутационные потери, которые несет в связи с бурной деятельностью своего советника.
В общем когда Гаврюшкин получил пост руководителя Дирекции по подготовке празднования 1150-летия Изборска с его почти пятимиллиардным бюджетом, никто особо не удивился. Подготовка к юбилею не раз становилась предметом критических публикаций в СМИ и широко обсуждалась в среде культурной общественности. И вот, всего за 10 дней до официального праздника случилась такая «загогулина»: г-н Гаврюшкин в один день стал лишним на этом празднике культурной жизни. Почему?
По официальной версии, поводом к увольнению послужило невыполнение прямых поручений главы региона в отношении сохранения Дома причта на территории Изборской крепости, который на минувшей неделе был разрушен в ходе так называемой реставрации. Утверждается также, что случилось это как раз по согласованию с г-ном Гаврюшкиным. Если на самом деле это так, то в извечном вопросе «казнить нельзя помиловать» совершенно очевидна запятая после первого слова.
По другой из версий, к отставке г-на Гаврюшкина привел целый ряд факторов. «Косяки» в самый канун большого праздника, на который, как известно, ждут Патриарха Кирилла и министра культуры Мединского, лишь переполнили чашу терпения губернатора, еще три года назад провозгласившего культуру одним из приоритетов деятельности своей администрации и лично курировавшего эту сферу.
Есть и третья версия, согласно которой отставка Гаврюшкина явилась следствием интриг внутри областного комитета по культуре, известного своими византийскими традициями. Там г-на Гаврюшкина, по имеющейся информации, не жаловали, а его культурные инициативы часто натыкались на традиционный подход к организации мероприятий – так было, например, с праздником поэзии. Кроме того, руководителя Дирекции могли банально «подставить» те, кто не хочет нести ответственность за провалы в организации изборского юбилея.
Наконец, существует еще четвертая версия, которая лично мне представляется малоправдоподобной. Но говорят же! Дескать, отставка Гаврюшкина за считанные дни до юбилея, когда львиная доля бюджетных средств, ясное дело, освоена, – лишь постановочное действие. Артист с богатым организаторским опытом тряхнул стариной и сыграл очередную роль. Возможно, в недрах администрации было принято стратегическое решение «принести жертву». Не особо связанный с псковской землей и бывающий здесь наездами г-н Гаврюшкин как нельзя лучше подходил на эту партию. Разве не может сыграть он для своего друга и патрона роль своеобразного громоотвода?! В качестве последнего акта доброй воли. Ведь, собственно, г-н Гаврюшкин ничего не теряет.
И теперь Гавр, ой, простите, Мавр сделал свое дело, и может уходить.
Алексей Голубев