Новости партнеров
Oбозрения

Навстречу урнам: «Левый» ресурс

25.04.2011 23:43|ПсковКомментариев: 69

Псковская Лента Новостей продолжает анализировать ресурсы псковских отделений партий в преддверии кампании по выборам депутатов областного Собрания. В прошлый раз мы рассматривали возможности «Единой России» - безусловного лидера практически по всем показателям. Сегодня на очереди - оппоненты единороссов из КПРФ, сохраняющие устойчивое второе место в рейтинге российских партий. При этом не будем забывать, что не так давно коммунистическая партия и вовсе была практически ведущей политической силой в нашем регионе и набирала наибольший процент голосов на парламентских выборах.

В 2002 году, в день голосования за кандидатов в депутаты областного Собрания, партийный список коммунистов занял первое место, «Единство» осталось позади. Тот результат был, пожалуй, последним ярким достижением псковского обкома КПРФ. В эпоху «путинской стабильности» коммунисты быстро потеряли значительную часть своей электоральной базы, в том числе дрогнули такие верные им в 1990-е годы группы избирателей, как бюджетники и пенсионеры. Причина этого явления понятна: размахиванием красными знаменами сложно конкурировать с национальными проектами.

2007 год — год парламентских выборов - стал провальным для КПРФ, однако в 2011-м коммунисты намерены взять реванш и для этого у них есть — ни много, ни мало - дополнительный предвыборный ресурс.

Псков

Ресурс общественных настроений

Для оппозиционных и псевдооппозиционых партий рост протестных настроений и ожидания, которые сегодня прямо-таки витают в воздухе, являются по сути дела дополнительным ресурсом - назовем его ресурсом общественных настроений, или психологическим фактором. По словам одного из псковских экспертов, «есть ощущение, что мотив сладкой песенки про «План Путина» сильно поднадоел обывателю, что есть определенная усталость широких слоев населения от действующей вертикали власти и разочарование в той политической системе, которая выстроена в России в последние годы». На мой взгляд, это выражается и в падении рейтинга доверия правящей партии (пусть и не катастрофическом, но все же имеющем место быть), и в явном замешательстве политически активной части общества относительно судьбы правящего тандема (непонятная последовательность телодвижений двух лидеров не ясна) - все это вызывает у многих если не осмысленную, то, по крайней мере, подсознательную настороженность и подсознательные протестные настроения. Не так уж важно, с чем это связано - с платной рыбалкой, изменением часовых поясов, созданием движений в поддержку модернизации, переименованием милиции в полицию или еще какими-то действиями, которые к реальному улучшению жизни населения не приводят, а наоборот раздражают народ.

Несомненно, данные протестные настроения во многом слишком гипертрофированно воспринимаются как властью, так и оппозицией; степень их мифологизации очень высока. Как показывают социологические опросы (например, исследования компании «Левада-Центр» за апрель 2011 года), никаких титанических сдвигов в общественном сознании не произошло, хотя негативная для власти динамика, конечно, заметна. Тем не менее появившиеся протестные настроения, пусть и весьма эфемерные, являются для левых партий одним из самых главных ресурсов, перевешивающим, по сути дела, все остальные, которых у них «кот наплакал». Главный вопрос - как и за счет каких средств оппоненты ЕР смогут аккумулировать этот протестный электорат, заставят его придти на избирательные участки и отдать свои голоса.

Как известно, в полноценном гражданском обществе, в развитых демократических странах, где реально существует «весь набор» - власть, оппозиция, многопартийная система, именно конкурентная борьба приводит к ротации власти и является двигателем развития политического процесса. У нас же - «хотели как лучше, а получилось как всегда». Система сама себя «кастрировала». Политическую жизнь «придушили», оппозицию «зачистили», партии лишили ресурсов и разделили на сегменты: одну часть сделали составляющей самой системы, другую - «загнали под лавку». Как итог - есть система, состоящая из «Единой России» и ее оппонентов в лице КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, а «за скобками» - внесистемная оппозиция, несогласные «клоуны-маргиналы».

В этом отношении нынешние коммунисты - такие же придатки правящей модели, как и другие части системы, именно поэтому им сложно воспользоваться протестным ресурсом. Вопрос в том, насколько эффективно они способны использовать иные имеющиеся, весьма ограниченные, ресурсы.

В бой идут одни «старики»

Если в прошлый раз, говоря о кадровых партийных ресурсах применительно к ЕР, мы четко разграничивали партийцев на такие категории, как «люди-знамена» и «люди-моторы», то при разговоре о кадрах более мелких партий это деление становится, скорее, условностью. В региональных отделениях более скромных по размерам политических организаций руководители (они же, как правило, и «лица» партийных отделений) выполняют в значительной мере также роль «моторов» и сами «делают» кампании. Такая вот минимизация затрат и принцип универсальности. Не до жиру - быть бы живу, где уж тут найдутся деньги в партийной кассе на приглашение политтехнологов.

В значительной степени это характерно для коммунистов. Не боясь ошибиться, уже сейчас можно утверждать: деления на «моторов» и «знамен» у них точно не будет.

В первых рядах компартии никаких неожиданностей не предвидится. В областной организации КПРФ уже многие годы наблюдается ситуация, к которой применимо определение «кадрового застоя». В бой идут одни «старики». Нет, конечно, можно взглянуть на происходящее по-другому и сделать акцент на том, что в руководстве партии нет текучки и все давно на привычных местах, однако — будем справедливы: компартия испытывает недостаток в новых политических персонах, кадровый потенциал не соответствует вызовам времени. Первый секретарь обкома, депутат Госдумы Владимир Никитин, депутаты областного Собрания Анатолий Копосов, Александр Рогов, Сергей Гоголев, каким-то непостижимым образом выигравший выборы в Псковскую гордуму Виктор Дуля и Виктор Иванов, пересевший из кресла депутата областного Собрания в кресло уполномоченного по правам человека, — это на протяжении последнего десятилетия передовой отряд псковского КПРФ. В большинстве своем — люди пенсионного либо близкого к этому возраста.

Очевидно, что необходима «свежая кровь»; пора, как писал пролетарский поэт, сбросить классиков с парохода современности. Должны появиться те, кто взбодрит отделение партии, оживит работу, заставит избирателя по-новому взглянуть на правопреемницу КПСС.

Для КПРФ не так, как для других партий, значим фактор лидерского ресурса. Электорат коммунистов ищет, в первую очередь, узнаваемый бренд, также как избиратель ЛДПР «клюет» на фамилию Жириновского. Тем не менее проблемы с лидером списка у левых налицо. Кто может повести партию на выборы депутатов областного Собрания? Первый секретарь обкома Владимир Никитин? Несомненно, он наиболее статусный политик; лицо, приближенное к Зюганову и обладающее высокой степенью известности среди избирателей.

Однако, скорее всего, Никитин сосредоточит свои усилия на очередном прохождении в Госдуму по партийным спискам (по некоторым данным, он может оказаться в первой десятке федеральной части списка). Во-вторых, следует учитывать, что первый секретарь обкома за многие годы, проведенные в Госдуме и высших партийных кругах, давно превратился в функционера, в значительной степени оторвался от местных реалий и прежнего контакта с псковскими однопартийцами уже не имеет. Влияние товарища Никитина на политические процессы в регионе и его присутствие в информационном поле минимальны.

Псков

На прежнем же багаже далеко не уедешь. Никитин-2011 — это далеко не Никитин середины 1990-х, когда многие хорошо знали его и еще помнили как первого секретаря областного комитета КПСС. Прошло полтора десятилетия, по сути дела сменилось поколение, и те, кто сейчас потенциально готовы поддержать на выборах КПРФ, будут голосовать не на основе воспоминаний о Никитине и о советском времени. Они живут в 21-м веке и рефлексируют на сегодняшнюю действительность. Для потенциальных сторонников КПРФ парадигмы, которые существовали тогда, шкала «демократы-гайдаровцы — коммунисты-зюгановцы», темы по возвеличиванию имени Сталина уже не актуальны. Для них важны другие темы, проблемы и лидеры.

Но если не Никитин, то кто? В 2007 году в число лидеров списка КПРФ на выборах в областное Собрание входили Анатолий Копосов и Сергей Гоголев, при этом они проиграли в своих одномандатных округах. Вполне вероятно, что осенью нас ждет в этом смысле повторение пройденного. Однако с точки зрения авторитетности данных политиков, наличия у них ярких харизматических качеств и электоральной привлекательности выбор далеко не бесспорный. Иными словами, проблема лидерства у псковских коммунистов реально существует. Пути ее решения в настоящее время не очевидны.

Сетевое окружение

Организационные ресурсы КПРФ, то есть собственная сеть районных отделений, местных ячеек, которые в идеале должны обладать реальным влиянием на общественную жизнь и органы местного самоуправления, сохранились еще с начала 1990-х. Наблюдатели сходятся во мнении, что оргресурс компартии находится в «несколько руинированном состоянии», но реально существует. К числу «опорных точек» наряду с крупнейшими городами региона можно отнести Печорский, Куньинский, Пыталовский, Красногородский и Пустошкинский районы.

Отмечу, что в последнее время коммунисты частично поддержали свои сети благодаря участию в выборах в органы местного самоуправления. Фактически переход выборов на местах на партийные рельсы позволил поддержать некие опорные конструкции для более масштабных избирательных кампаний.

Псков

Ячейки идейных «старых» коммунистов не раз демонстрировали в ходе избирательных кампаний свою если уж не эффективность, то, по крайней мере, идейность, исполнительность и безотказность. «Коммунисты в районах готовы работать без денег и без выходных. Это в наше время редкость. Энтузиазм, как известно, за деньги не купишь», - говорят эксперты. При этом тут же подчеркивают: эффективность такой работы низкая, организация процесса страдает, работать в современных условиях коммунисты не научились. Написать от руки объявление и обзвонить знакомых – это да, в их силах. Затеять нечто большее и масштабное – уже проблематично. Формировать повестку и вербовать новых членов – почти нереально. Главная проблема - это узость возможностей собственной сети, агитацию активисты ведут среди своих же сторонников, перепахивают десять раз вспаханное поле. Замкнутость и ограниченность не дают областной организации прибавления к электоральному ядру КПРФ от общей, условно протестной, массы.

Админресурс: Никаких соблазнов!

Было время, когда компартия обладала таким административным ресурсом (то есть возможностью опираться на властную вертикаль) какой себе только можно представить. Однако это в далеком прошлом. Впрочем, даже в 1990-е - начале 2000-х КПРФ могла похвастаться и «своими» главами муниципалитетов, и вице-губернатором и вице-спикером областного Собрания, и председателями районных собраний, и представителями в администрациях области и Пскова.

Сейчас, после ухода со сцены последних «советских» глав, позиции коммунистов в этом отношении значительно ослабли, административное влияние сократилось практически до незаметности. Небольшая фракция в областном Собрании, депутаты в представительных органах местного самоуправления да еще «федеральная» составляющая (благодаря фракции КПРФ в Госдуме) — вот, пожалуй, и все, что может быть занесено коммунистами в графу «Административные ресурсы».

Кассовый подход

Псков

Финансовые ресурсы, то есть совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает партия, - одновременно и предмет гордости, и повод для постоянного беспокойства псковских коммунистов. Дело в том, что ни одна из избирательных кампаний регионального отделения партии за 15 последних лет не отличалась яркостью, а следовательно не была финансово затратной (такой вывод можно сделать, если проанализировать количество и качество агитационно-пропагандистких материалов, массовых мероприятий и прочие элементы «обязательной программы» накануне дня голосования). Дешевизна предвыборных кампаний, с одной стороны, позволяла коммунистам гордо заявлять о достигнутом результате, из-за чего неизменно вспоминалось известное: «С деньгами и дураки смогли бы, а вы попробуйте как мы». Однако, с другой стороны, задачу побеждать на выборах перед политическими партиями никто не отменял, а достигать цели, не обладая сколь-нибудь заметными финансами, невозможно, тем более когда примитивные формы больше не дают даже прежнего скромного эффекта.

Вопрос «Где взять деньги?» наверняка стоит перед последователями Маркса и сейчас. По мнению экспертов, значительных финансовых средств у псковских коммунистов как не было так и нет. Возможный путь решения проблемы — поиск крупного спонсора, который бы имел «глобальные» задачи и не скупился накануне важнейшего избирательного цикла, ради собственных политических или личных целей. Однако в нынешних условиях (отсутствие губернаторских, мэрских и одномандатных парламентских выборов в Госдуму) даже сложно представить такие цели, которые могли бы подвигнуть гипотетического «олигарха» на инвестиции в псковский обком КПРФ.

Кроме того, необходимо понимать: если бы такой щедрый меценат, с амбициями Ходорковского, местного разлива и существовал, то он, наверное, уже объявился бы. Хотя сумел бы он договориться с Никитиным — большой вопрос.

Другой путь пополнения партийного «кошелька» перед выборами — поиск «попутчиков». Если уж совсем просто, то схема здесь такова: ты нам - деньги, мы тебе - проходное место в списке и мандат (или, на худой конец, поддержку в одномандатном округе). Этот вариант выглядит куда более реалистичным, чем приход большого спонсора. Тем более, что, как говорят, подобные прецеденты с «попутчиками» во взаимоотношениях псковских коммунистов и состоятельных господ уже имелись. Вероятно, идет поиск и сейчас.

Вышли в тираж

Об информационных ресурсах КПРФ, то есть наличии собственных средств массовой информации и присутствии в СМИ, над которыми партия не имеет контроля, еще семь с лишних лет назад ярко высказался прежде пламенный псковский жириновец-правдоруб, а ныне скромный белорусский чиновник Александр Христофоров

«Я удивляюсь, как коммунисты используют информационный ресурс! Их в области, к примеру, десять тысяч. А газета у них идет тиражом в три тысячи. Они сами ее пишут, сами читают и, успокоившись, ложатся спать», - сказал Христофоров и, что называется, закрыл тему. Можно, конечно, относиться к этому высказыванию как к шутке. Но и доля правды здесь есть. Сейчас ситуация еще печальнее. Представить в качестве читателя местной невнятной и внешне малопривлекательной коммунистической прессы (и это при наличии своей типографии!) кого-то, не ходящего регулярно на митинги и шествия, достаточно сложно.

Псков

Не будет преувеличением сказать, что в методах информационной работы коммунисты застряли не то, что где-то в советском периоде, а еще в эпохе создания Лениным, Мартовым и Аксельродом первой пролетарской газеты «Искра». Кстати почти одноименное издание выходит и в Псковской области в качестве нерегулярного приложения к менее безликому «Псковскому рубежу». Не буду подробно разбирать структуру и содержательную направленность данного издания, отмечу лишь ее «оторванность от реальной жизни», зациклинность на черно-белом негативе a la середина 90-ых.

Это - в целом - проблема публичной активности и работы со СМИ псковских партийцев, в частности коммунистов. Они очень слабо реагируют не только на федеральную повестку дня, но и на региональные тренды, местную проблематику.

Ответственные в партии за агитацию и пропаганду, похоже, живут в каком-то своем мире, далеком от регионального медиа-пространства. Еще более странным выглядит то, что ни депутат Госдумы Никитин, ни его товарищи по партии — члены фракции в областном Собрании депутатов - не используют (или используют крайне слабо) свое законное право быть представленными в СМИ, среди учредителей которых значатся органы государственной власти и местного самоуправления, начиная от ГТРК «Псков» и заканчивая районными газетами. При этом члены партии постоянно сетуют на то, что их «зажимают» и «не дают слова».

Впрочем, если даже представить, что в государственные СМИ дорога коммунистам закрыта, то они фактически не используют и коммерческие издания, в том числе электронные СМИ, интернет-медиа, новые возможности, которые предоставляет интернет-блогосфера и социальные сети.

Про базу и ядро

«Что бы ни произошло, компартия сохранит ядро своей электоральной базы», - убеждены эксперты. Размер ядра, по оценкам, составляет порядка 8-12 процентов, это стойкие бойцы, закаленные в информационно-пропагандистских атаках последнего двадцатилетия. Ядро КПРФ крайне слабо подвергается прессингу, оно если и сокращается то в большей степени по причинам естественной убыли, а вот прирастать во время выборов за счет колеблющихся, разочаровавшихся в системе и негативно настроенных к власти потенциально очень даже может (по оценкам социологов, в два раза).

Псков

Среди сторонников партии преобладают люди старшего возраста, с неполным средним или средним образованием, малоимущие или со средним достатком, работающие в бюджетной сфере и АПК. Электоральная база КПРФ - это, прежде всего, выбор протеста; избиратели, отрицательно воспринимающие сегодняшнюю действительность и частично мифологизирующие иждивенческие уравнительные модели советского прошлого.

«Они придут и проголосуют — причем, принимая решение, в большинстве своем будут руководствоваться не звучностью имен нынешних лидеров обкома и их личностными качествами, а тем, что «партия Ленина — сила народная, нас к торжеству коммунизма ведет», - это достаточно распространенное мнение.

Сколько процентов КПРФ сможет притянуть к ядру, зависит от множества факторов. И прежде всего от того, насколько эффективно партия сумеет использовать «ресурс общественных настроений».

Александр Савенко

Иллюстрации: журнал «Крокодил» времен СССР.

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 148 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.