Новости партнеров
Oбозрения

Медиаобзор: На горло собственной песне

17.10.2012 14:28|ПсковКомментариев: 13

Вы будете смеяться… Нет, правда! Уж в скольких обзорах я чихвостил «Курьер» да с изрядной периодичностью примыкающую к нему «Псковскую правду-Вече»» за неуемную любовь к криминальным сюжетам – и тут же отмечал, что хоть «Псковская губерния» пока удерживается от «питания падалью». Накаркал! На прошлой неделе эта самая «Губерния» сделала «финт ушами»: еженедельный обзор «главных тем» газета, вопреки традиции описывать политический процесс и страсти по культуре, целиком посвятила судебно-криминальной хронике и прочим происшествиям! Убийство учительницы в Себеже, суд над мотоциклистом Гермашем, список недавних случаев наездов на пешеходов, включая тот, в котором пострадала депутат областного Собрания от КПРФ Мария Мышинская, новость, что главе Острова Валерию Тюрину вменяют в вину ДТП с гибелью двух человек... Правда, дабы сохранить реноме, издание ничтоже сумняшеся просто квалифицировала всю эту «еженедельную информационную диету» того же «Курьера» как вопросы даже не общественного, а политического резонанса. Вдогонку - в качестве «политической изюминки» - «Губерния» упомянула про суд либерал-демократа Макарченко с губернатором и про то, что оппозиционера Юрия Каныгина хотят наказать за непроведение заявленного им митинга. Все смешалось в доме Облонских!..

«Мы говорим партия, подразумеваем…»

Криминальную тему в «Губернии» продолжает большая статья под названием «Глухая участь» авторства главного редактора Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) – все о том же убийстве в Себеже.

Факты, которые другие издания выдали в жанре полицейских отчетов, или, на худой конец, «страшилок» в духе бульварной прессы – и на том успокоились, «Губерния» подала как очередной публицистический выпад против системы в целом. Тут и общественная риторика («На месте Ольги Харченко мог оказаться любой. … Трагедии, подобные себежской, ломают грань между личным и общественным, и побуждают людей совестливых переживать чужое горе как своё»), и сами обстоятельства преступления, и подробный рассказ о том, что заброшенное здание фабрики, где убийца задушил жертву, давно стало местной притчей во языцех как место сомнительного отдыха молодежи («4 октября Себеж спросил у себя: КАК ЭТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ. И с ужасом понял, что все знают – КАК. Потому что все знали про «Валянку». Молодежь. Семьи. Власти. Полиция»). Газета, как полагается общественно-политическому изданию, не только сообщает конкретные факты о происшествии, но и пытается проанализировать «системные причины» трагедии, а именно: недостаток участковых (по «полтора» на некоторые районы).

И вот тут происходит интересное – то, что в последнее время все сильнее характеризует «Губернию»... Автор статьи Лев Шлосберг – напомню: не только главный редактор, но также лидер местного отделения партии «Яблоко» и «депутат-фракция» в областном Собрании – прямо упоминает свои же слова, сказанные в статусе депутата. Он рассказывает об отчете перед местными парламентариями руководителя областного УМВД Бориса Говоруна, сетовавшего на нехватку штатов: «Автор этих строк предложил Борису Говоруну помощь Собрания в изменении федеральных нормативов: «Вы как должностное лицо, подчиненное министру, не можете с ним не соглашаться, а мы – депутаты – можем. Поэтому мы обязаны направить в министерство предложение о пересмотре нормативов для участковых, в первую очередь в сельской местности, учитывая ситуацию на территории Псковской области»». Такая забавная конструкция: журналист Шлосберг цитирует депутата Шлосберга…  Для «Губернии» как для субъекта журналистики (подчеркивание мое – прим. авт.) – это если еще не приговор или диагноз, то – обвинение / симптом.

Много раз уже было замечено, что данное СМИ чем дальше, тем больше становится «идеологически однобоким» и даже «партийным», практически копируя путь наиболее точного федерального аналога - «Новой газеты»… Нет, то, что любое издание может – и даже, пожалуй, должно (если не специализируется исключительно на поставке «голых» новостей читателям) – занимать ту или иную позицию: безусловно. Но когда оно превращается в рупор идей одной общественно-политической силы – о журналистике можно забыть. Это принцип универсальный – и если он справедлив для провластных изданий, то также применим и к оппозиционно настроенным газетам.

Между тем, оставшиеся материалы «Псковской губернии» за прошлую неделю как раз продолжают взятый «центральный курс партии». Тут - и критический разбор продолжения резонансного фильма НТВ «Анатомия протеста». Тут - и эмоциональное письмо-статья постоянной читательницы-пенсионерки из Пустошки Нинель Юлиановны Эрдман о том, что нынешнее «завинчивание гаек» напоминает и 37-й год, когда энкавэдэшники увели ее отца, и год 41-й, когда наступила оккупация с постоянными запретами, и последующие притеснения, ограничения свободы. Гарниром традиционно идет культура и «все, что около»: еще один отчет с фестиваля «Крещендо», рассказ про переплетную мастерскую ООО «Славяне», которую выселяют с территории церкви Косьмы и Демьяна с Примостья в Пскове, а также продолжение истории про разборки с домом легендарного хранителя музея «Михайловское» Семена Гейченко.

…Как бы не отличалось издание от всех остальных, одним лишь высоким качеством слога да довеском из культурных рецензий всегда «выплывать» не получится – иначе можно незаметно перейти в разряд изданий а-ля «Псковский рубеж» (рупора местного отделения КПРФ). (Во властных кругах обе газеты уже ставят в один ряд – а ведь скоро чиновничьему примеру могут последовать и читатели, среди которых, очевидно, не все являются убежденными противниками властей).

«И на елку влезть, и мягкое место не поцарапать»

Далее по списку – главный идеологический оппонент «Губернии»: «Псковская правда-ВЕЧЕ».

Про закон «единства и борьбы противоположностей» подробно говорить тут нет особой нужды: когда речь шла о «партийных» и «однобоких» изданиях, то это, конечно, напрямую касалось и «главной газеты области». …Хотя, данное определение – старое, времен губернаторства Евгения Михайлова: на прошлой неделе первый замруководителя аппарата администрации Псковской области Руслан Фурс, который «отвечает» за сферу СМИ, выдал новую характеристику. Он гордо заявил в интервью ПЛН, что «Псковская правда» - «наиболее успешная официальная газета области», которая находится «на недосягаемом уровне». Ага, так и сказал…

Не знаю, как он мерил успех и влиятельность – понятия эти относительные, абстрактные, субъективные. Вот тираж – понятие абсолютное. А здесь особого прорыва у «ПП» не видно: падение остановлено, но прогресса нет.

Хотя вообще-то официальному печатному органу исполнительной власти и нет нужды иметь огромный тираж да конкурировать с «популярными» газетами. Ну не пыталась же «Российская газета» потеснить, например, «Жизнь» или «Собеседник». Там четко определили, что целевая аудитория - это консервативно настроенные сотрудники многочисленных органов госвласти и местного самоуправления, а также граждане старшего поколения, которые по традиции хотят узнавать о проводимой в стране политике из выпусков нового «Совинформбюро». И на них ориентировались.

Однако в условиях провинции все гораздо проще и топорнее: есть искус «пободаться» сразу со всеми конкурентами.  Да, к тому ж внутри самой редакции заложено диалектическое противоречие: газету для людей старшего поколения и пенсионеров делают преимущественно молодые сотрудники с другими интересами и иным языком. Это прекрасно проиллюстрировал недавний пример, когда губернатору в одном из районов пожаловались на то, что «Псковскую правду» сложно читать: де, пенсионерам постоянно приходиться тянуть руку за словарями, дабы разобраться в значениях новомодных словечек.

В результате, получается гремучая смесь. Газета пытается играть и на поле околобульварной прессы, регулярно обмусоливая криминальные (и светские – когда попадаются) сюжеты (в этот раз – убийство в Себеже и результаты обследования лифта-убийцы), и на поле прессы псевдо-деловой, изредка вбрасывая какие-то экономические, социологические или проблемные статьи (в последнем номере сюда с натяжкой можно отнести обзор детских игровых площадок в Пскове с оценкой их опасности для ребятишек). При этом «Вече» регулярно размещает так называемые «полезные» публикации с обзорами потребительских рынков или сравнением нескольких городских сервисов (на прошлой неделе – рассказ о путешествии в Копенгаген) и кучу просто развлекательных полос. Вдогонку, когда учредители из администрации региона вспоминают, что надо «дать по голове» зарвавшейся оппозиции или прочитать отповедь оголтелым общественникам, то вот эта причудливо одетая и ветряная газета вдруг становится «информационным питбулем».

(Кстати, про информационного питбуля… В последнее время эту функцию в «Вече» исправно отрабатывал приезжий журналист Арслан Байрамов, как поговаривают, протеже начальника управления внутренней политики региона Романа Романова. Но из-за разногласий с руководством он написал заявление об увольнении и пробовал силы в конкурсе на должность нового главреда ПАИ. По одному выпуску пока судить сложно, но даже в номере за прошлую неделю отсутствие политического обозревателя в редакции стало заметно: тот же репортаж о встрече губернатора с главами муниципалитетов подан совсем без интересных подробностей, без рассказа о том, как вели себя на ней представители оппозиционных фракций, впервые приглашенные на данное мероприятие. Видимо, теперь главному редактору Александру Машкарину вновь придется самому браться за перо, публикуясь под псевдонимом).

…Как тут не вспомнить гениального профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «Двум богам служить нельзя, дорогой доктор»! Маркетологам давно известно: продукт «для всех» – это в 9 из 10 случаев продукт «ни для кого». Пройти по лезвию бритвы и не бегать потом за пластырями удается единицам – для этого нужен очень продуманный подход. «Вече» такой подход, очевидно, так и не выработало.

Игры в «народность»

Если «Губерния» сама рубит сук бренда «независимой гражданской газеты», на котором сидит, а «Вече» - давно размыло бренд серьезной авторитетной областной газеты, то «Курьер» уже почти загубил собственную славу газеты «народной».

Раньше, в пору политического «мертвого сезона», когда со всех страниц лились пустые и скучные хвалебные оды «Единой России» и «лично Владим Владимычу», «Курьер» очень тонко почувствовал возможность для рывка и стал публиковать заметки о проявлениях подлинных, пусть и самых простых, бытовых, проблем. Но что-то случилось после того, как всю страну закружил это первый «ветер перемен», и все вдруг, словно вспомнив азбуку, заговорили о протестном движении. То ли «Курьер» решил и дальше «быть не таким, как все», то ли просто «искра потухла», но случилось то, что случилось – вот уже какой номер газета представляет из себя одну большую сводку хроники происшествий, дополненную любовной историей, советами дачникам и рыбакам,  а также письмами читателей, число которых, опять же, сократилось.

Еще недавно газета была «впереди планеты всей» по актуализации важных областных проблем – тех же «перегибов» с модернизацией здравоохранения или отменой пригородных поездов. (Правда, тут же ее «обходила» «Губерния» за счет более глубокой и качественной подачи материала – но факт первенства все равно уже был зафиксирован). А теперь – «Пес захватил на рынке женщину в заложники» (это что – новость для областной газеты?), «Бык распорол живот хозяину», «Поленом – по разлучнице», «Сын убил мать и утопился», «Кто спилит дерево-убийцу?»…

В общем, «оппозиционная народность» сменилась банальным потакательством низшим инстинктам по заветам создателя «желтой прессы» Уильяма Херста.

Хотя, справедливости ради, «фактуру» редакция порой находит довольно сильную, с хорошим потенциалом. Но проблема в том, что издание совершенно не умеет такие темы развивать. Вот в номере за прошлую неделю есть житейская история в рубрику «История любви» о 70-летней матери 31-летнего сына с синдромом Дауна. Материал подан с фразы женщины о том, что она боится умереть раньше сына – иначе его «запрут» в больнице. Однако в самом тексте нет никаких уточнений о том, как, в каких условиях, на какие средства сейчас живет эта семья, что конкретно грозит сыну героини в случае ее смерти. Вспоминая, как подобные сюжеты умеет раскручивать тот же федеральный «Русский репортер», грустно становится…

Скромненько, но со вкусом

Вот уж кого меньше всего на псковском медиаполе привлекают криминальные сюжеты, так это две главные «районки» - «Псковскую провинцию» (газету Псковского района) и «Псковские новости» (газету муниципальных властей областного центра). Они традиционно ближе к темам и проблемам местного сообщества.

Оба издания акцентируют внимание на основных общественных проблемах, описывают деятельность учредителей, а в «авторском» плане – отыгрываются на интересных самим редакциям проектах и сюжетах. Без особого «креатива», но добротно и стабильно.

Так, «Провинция» на обложку в этот раз вынесла анонс новости о том, что в ходе реконструкции части проданных помещений радиозавода там нашли капсулу с посланием из 1976-го года. Помимо этого, в номере есть и отчет о встрече губернатора с главами, и интервью о влиянии ВТО на сельское хозяйство с главой района Шураевым, и опросы жителей, и авторские колонки, и рассказы о жизни населенных пунктов, и проблемные материалы, и культурные обзоры, и много чего еще.

У «Псковских новостей» с информационным наполнением традиционно чуть беднее – все-таки газета так и не стала неофициальной правопреемницей «Новостей Пскова». Да еще и уход с поста псковского сити-менеджера активного Петра Слепченко подсократил регулярный информационный поток о деятельности администрации Пскова: новой-то команды не видно и не слышно.

Зато компенсировать это газета принялась за счет более широкого освещения деятельности депутатов. Уже не раз отмечалось, что впервые за долгое время «критическую» нотку на полосы «ПН» стал вносить своей «авторской колонкой» депутат от «Справедливой России» Евгений Самуйлов. А на этот раз издание подготовило репортажи о рейде главы Пскова Ивана Цецерского по приемке отремонтированных кровель, о проверки готовности жилого фонда к зиме Сергеем Калининым, о визите на свой избирательный округ Сергея Никифорова, который еще раз поведал о ворохе проблем Крестов, Псковкирпича, Белого Мха и т.д.

Появились и уже «почти проблемные» материалы – о том, что после переезда эндокринологического отделения областной больницы в новое здание пациентам стало труднее получить медуслуги, о том, какую новую меру для борьбы с паркующимися на газонах автомобилистами придумало городское ГИБДД…

Кроме того, продолжается традиционная серия интересных краеведческих заметок, которые в последнее время посвящены малоизвестным ныне, но в свое время «гремевшим» на всю страну псковичам-героям Отечественной войны 1812 года.

Дареному коню в зубы не смотрят

Еще одна «парочка» - региональные вкладки федеральных СМИ. Их, как известно, в Пскове сейчас две – приложения к «Комсомольской правде» и «Аргументам и фактам».

Эти издания на местном уровне находятся в совершенно иных условиях, чем другие газеты: большой объем «контента» им создавать не надо («своих» полос и так мало), конкурировать с коллегами – тоже не особо приходится. Исследование еще 2010 года, проведенное местным Институтом регионального развития, показало, что наличие или отсутствие региональной вкладки вообще мало влияет на успех продаж федеральной газеты в области.

Тем не менее, у обоих местных «федералов» сложились совершенно разные стратегии развития. «Комсомолка» выбрала пусть «информационного развлечения» читателя, регулярно предоставляя ему анонсы развлекательных мероприятий, потребительские обзоры, выжимку самых резонансных событий в области и «популяризацию» всевозможных статистических данных (в этот раз, например, газета обратила внимание на то, что число браков в Пскове выросло – впрочем, как и разводов).

«АиФ» действует иначе – на свою региональную «первую полосу» старается постоянно выносить важные, но, как правило, не «мейнстримные» сюжеты, регулярно публикует интервью с интересными людьми, большое внимание уделяет молодежной политике. Впрочем, в номере за прошлую неделю только интервью – с руководителем общественной организации «Комиссия по садоводствам» Анной Илгоч – стало «эксклюзивом» газеты. В остальном темы материалов практически полностью «бьются» с содержанием тех же «Псковских новостей».

Виктор Светланов

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 192 человека
Лента новостей