13 января в России отмечается День печати. К этому дню мы, по сложившейся традиции, подводим итоги очередного года жизни псковских масс-медиа, говорим об успехах, проблемах и тенденциях.
Каждый год все сложнее отслеживать тенденции в псковских медиа – на местной медиаполяне ничего принципиально не меняется. Новых знаковых проектов нет, лидеры и аутсайдеры все те же. Только «гайки» продолжает закручивать система, изобретая новые реестры и ограничения.
Общая конфигурация медиапространства Псковской области
«Территорию» делят 4 (3+1) крупных игрока: федеральный - ГТРК «Псков», принадлежащий областному правительству государственный медиахолдинг Псковской области, частный медиахолдинг «Гражданская пресса». На юге области важную роль играют ресурсы, формирующие холдинг, близкий к депутату Госдумы Александру Козловскому.
В начале 2020-х сложившийся статус-кво попытался разрушить тогдашний «советник по СМИ» Антон Сергеев. Этот персонаж мнил себя великим кукловодом СМИ, который намеревался полностью поменять правила игры и научить тут всех правильно работать. В известном смысле это ему удалось - его «реформаторские» потуги принесли результат, случилось оживление в работе госмедиахолдинга и стимулирование конкуренции медиаресурсов. Но эффект оказался временным, все начинания ожидаемо потерпели фиаско, госСМИ впали в привычную летаргию, сам же г-н Сергеев отбыл из Пскова восвояси.
Медиахолдинг «Гражданская пресса» сохраняет доминирующее положение в сегменте интернет-СМИ и соцсетей. Стабильность – признак мастерства. При любых обстоятельствах Псковская Лента Новостей уже более 18 лет остается абсолютным и безоговорочным лидером регионального медиапространства. Каждый год конкуренты пытаются влезть на нашу территорию, прежде всего, потеснить Псковскую Ленту Новостей с пьедестала. В 2024 году эти попытки снова успехом не увенчались. ПЛН превосходит другие СМИ по всем основным показателям – количеству просмотров, числу уникальных посетителей, объему «ядерной» аудитории, цитируемости в федеральных медиа.
Некогда вечный преследователь – Псковское агентство информации – в минувшем году продолжил терять читательскую аудиторию. Флагману госмедиахолдинга все труднее удерживать второе место среди псковским масс-медиа, с которого его периодически теснят «МК в Пскове», также входящий в медиахолдинг «Гражданская пресса», и великолукский портал «Луки.ру».
Новый статус-кво фиксирует главный на сегодняшней день показатель успешности российских интернет-СМИ – Индекс качества сайта, рассчитываемый поисковой системой yandex.ru, заключающийся в «определении авторитетности и востребованности интернет-ресурсов с учётом качественной характеристики». Для Псковской Ленты Новостей Индекс качества составляет на конец года составил 6 000 пунктов. ИКС Псковского агентства информации – более чем в 2 раза меньше и равен 2 470 пунктам.
Индекс качества сайта (ИКС) ПЛН vs ПАИ в 2022-2025 гг. по данным Яндекс
ГТРК «Псков» – абсолютный лидер в формате телевещания. Канал из года в год держит планку. По-разному к российскому государственному ТВ можно относиться. Но факт в том, что оно сохраняет доминирующие позиции в части охвата региональной аудитории и, как следствие, влияние и авторитет. ГТРК «Псков» ежедневно присутствует во многих домах и формирует значительную часть местной повестки для широкой аудитории.
На этом фоне все более грустно выглядит проект «Первый псковский». Канал несколько лет назад был приобретен у частного инвестора и перезапущен в новом, государственном формате. Изначально это выглядело как громкая сделка, ведь очередное госСМИ должно было «выстрелить» и составить конкуренцию ГТРК. Однако итоги 2024 года указывают скорее на затянувшуюся стагнацию, напоминающую «вечный лимб». У «Первого псковского» так и не сложилась четкая концепция: объем собственных материалов ничтожный, а их качество вызывает много вопросов. По сути, телеканал пока никак не может определиться, кем он хочет быть – полноценным региональным ТВ или провинциальным «кружком самодеятельности» с программами «для галочки».
Справедливости ради, следует сказать, что по поводу «Первого псковского» планка ожиданий у ресурсопреобретателей изначально была сильно завышена, притом необоснованно. Если смотреть на ситуацию объективно, вырастить конкурента ГТРК «Псков» и создать качественный ТВ-канал в местных реалиях сегодня невозможно.
Госмедиахолдинг, как сказано выше, в 2024 году продолжил утрачивать влияние на общественно-политическую жизнь Псковской области. Виной тому, в первую очередь, отсутствие четкой редакционной политики. Главный актив – ПАИ – не имеет единого стиля и логики контента. Лента агентства представляет собой сумбурный набор новостей, где махровый официоз публикуется вперемешку с рассказами про рыбалку и астрологическими прогнозами. Не первый год нас удивляет, как и почему, при наличии серьезных финансовых возможностей не получается наладить более-менее толковую его работу.
Единственный пока еще рабочий актив госмедиахолдинга, который можно использовать для решения политических задач, – сетка районных газет, доставшаяся по наследству от прежних времен. В недавнем прошлом эти газеты полностью контролировали и формировали местную информационную повестку. Но эпоха изменилась: в соцсетях растет армия независимых локальных сообществ — оперативных, свободных от жесткой цензуры и умеющих работать с актуальной повесткой. В результате «районки» стали превращаться в «паблики на бумаге»: их тексты морально устаревают уже к моменту выхода в печать, а искреннее общение местного сообщества давно переместилось в интернет.
Ситуацию, отчасти, спасают странички районных газет в социальной сети ВКонтакте, чей совокупный охват порой дает «красивую» цифру просмотров. Но, если общая динамика не поменяется, районные СМИ рискуют в течение ближайших нескольких лет утратить остатки былого влияния и окончательно уступить «информационное поле» местным инициативным сообществам в Telegram, ВКонтакте и других платформах.
Отдельно надо сказать про Великие Луки. В «южной столице» региона – собственная «медиакухня», на которую посторонним вход строго воспрещен. Господствующее положение на ней занимают ресурсы, аффилированные с депутатом Государственной Думы РФ Александром Козловским. Центром его медиахолдинга является разговорная радиостанция Луки FM, портал Луки.ру, вокруг которых сосредоточены несколько Telegram-каналов и пабликов ВКонтакте. Кроме того, холдинг обладает телеканалом — ВТРК — который выдает собственный новостной контент.
Пару лет назад, по инициативе упомянутого выше Антона Сергеева, госмедиахолдинг предпринял попытку создать в Великих Луках альтернативный центр влияния. Идея, конечно, интересная, но, как и все его псковские проекты, потерпела полное фиаско. Скупка «мертвых» пабликов и FM-радиостанций стала не чем иным, как попыткой «надуть павшего осла через соломинку» — результат был предсказуем. Сегодня эти подконтрольные госхолдингу проекты влачат жалкое и бессмысленное существование, не имея никакого влияния на ситуацию в городе. С этой стороны, по крайней мере, местным властям ничего не угрожает.
В минувшем году продолжилась трансформация ландшафта социальных сетей. Основная миграция пользователей наблюдалась из видеохостинга YouTube, который хоть и не запрещен, но подвергся «затормаживанию». Пользоваться им стало практически невозможно, если не иметь специального программного обеспечения. Большая часть аудитории вынужденно перекочевала в альтернативные сервисы, прежде всего на видеоплатформу ВКонтакте. Главным бенефициаром второй год подряд становится мессенджер Telegram, который по ряду параметров догнал и перегнал ВКонтакте. В условиях прогрессирующих запретов и ограничений именно Telegram многими воспринимается как последний «Остров свободы» – конечно же, весьма условной.
В региональном сегменте «новых медиа» сложившаяся в прежние годы картина мира также не претерпела заметных изменений.
«Псковская Лента Новостей» не только сохранила, но и упрочила лидерство в региональном сегменте общественно-политического Telegram-пространства. Канал является абсолютным лидером по числу подписчиков, индексу цитирования, ежедневному и суммарному охвату аудитории и т.д. Паблик ПЛН пользуется заслуженным вниманием и за пределами региона, постоянно попадая в обзоры и рейтинги лучших региональных политических Telegram-каналов страны.
Telegram-канал ПАИ повторяет незавидную судьбу основного портала, существует ровно с теми же проблемами, которые не позволяют ему играть заметную роль в псковском Telegram.
В плане общественно-политической Telegram-журналистики который год наблюдается стагнация. Появления канала «Псковские причуды» в январе 2023 года стало заметным событием, однако, с тех пор ничего нового и интересного в псковском Telegram-пространстве не появилось.
В Великих Луках существуют исключительно новостные ресурсы. Долгое время политический Telegram «южной столицы» ассоциировался с каналом «Баба Яга» экс-депутата областного Собрания Всеволода Козловского. Но в 2024 году канал прекратил работу, а его автора ждала незавидная судьба и бесконечные судебные тяжбы за публикации, порочившие честь и достоинство третьих лиц.
Определенные надежды возлагались на «новояблочные» ресурсы – «кромнаш» и «Эхо Псковы». Некоторые рассчитывали, что это будут взвешенные, критичные, но неангажированные медиапроекты. Первые шаги давали повод для осторожного оптимизма. Увы, довольно быстро объективный подход уступил место тенденциозному, критичность осталась только в отношении действующей власти, а сами каналы превратились в очередной партийный продукт с черно-белым политическим спектром, где представители «Яблока» выглядят героями без страха и упрека, а власть не замечает или не умеет решать проблемы. Жаль, на эти грабли «яблочная» пресса уже наступала однажды, когда известная своими аналитическими материалами «Псковская губерния» превратилась сначала в догматичный партийный рупор, а затем и вовсе в обычный релокантский паблик, пышущий злобой и русофобией.
Провластные каналы – «Псковский СЮР» и «Псковский правдоруб» – в 2024 году довольно инертно реагировали на события политической жизни, собственных инфоповодов почти не создавали. Вероятно, дело в том, что после весенней президентской кампании, больших выборов в Псковской области не было. Некоторое оживление внесли выборы главы Гдовского района, по окончании которых «СЮР» и «Правдоруб» ушли в затяжной поствыборный сплин.
На этом фоне продолжают ярко проявлять себя «Псковские причуды». Канал, как говорится, сохраняет себя, имеет четкую последовательную редполитику, оперативно и аргументированно откликается на актуальную повестку. Справедливости ради, нужно добавить, наши взгляды с редакцией «Причуд» во многом совпадают.
Telegram-каналы псковских публичных политиков практически не развиваются. Многие их совсем забросили или превратили в ленту унылого официоза. По давней традиции на этом «равнинном ландшафте» выделяется авторский паблик политика Льва Шлосберга* – он, на фоне других, не стесняется в выражениях и отличается смелостью публичных комментариев. Видимо, за эту смелость Минюст России «наградил» многолетнего лидера псковского «Яблока» статусом иностранного агента. К слову сказать, Лев Шлосберг* теперь пишет больше по федеральной и общемировой проблематике, из региональной повестки он фактически ушел.
Официальная линия, как и год назад, находит отражение в Telegram-каналах первых лиц региона – губернатора Михаила Ведерникова, депутата Госдумы Александра Козловского и мэра Пскова Бориса Елкина.
Во многом схожая картина наблюдается в региональном общественно-политическом сегменте социальной сети ВКонтакте. ПЛН и здесь безоговорочный лидер с более чем 100 тысячами подписчиков, преследователи давно уже перестали дышать в затылок. Конечно, есть сообщества с большим числом подписчиков, но они не имеют отношения к СМИ и политической тематике.
Новых заметных авторских пабликов в ушедшем году не появилось. Многие, даже те, кому есть, что сказать, предпочитают жить по принципу «молчание – золото». «Меньше болтаешь, крепче спишь, а главное – в своей постели, а не в казенной», – многозначительно обмолвился в приватном разговоре один видный участник политической жизни Пскова.
И еще на один момент следует обратить внимание. Речь про внешне незаметную, но весьма активную и продуктивную работу псковского Центра управления регионом, который опутал своей сеткой региональный сегмент социальных сетей. Правда, искать в этих сетях интересный контент вряд ли стоит, у ЦУРа иные задачи. К слову сказать, в минувшем году эта сеть в нужный для власти момент оперативно включалась в отработку поставленных задач. Так паблики, которые наблюдатели связывают с ЦУР Псковской области, активно работали в ходе избирательной кампании в Гдовском районе, а также по значимым для регионального правительства вопросам великолукской повестки. Следует признать, псковский ЦУР в минувшем году не только кризисные ситуации в Псковской области отрабатывал оперативно, но и заметно нарастил влияние в региональной сегменте социальных сетей.
СМИ, входящие в медиахолдинг «Гражданская пресса», осознают, что лидирующее положение в медиапространстве региона – не повод почивать на лаврах. Как говорил Льюис Кэррол, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Поэтому в 2024 году «Гражданская пресса» начинала новые проекты и осваивала новый для себя фронт работ – реализацию социально ориентированных некоммерческих проектов.
Так, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стартовал масштабный проект «Разговоры о важных», посвященный выдающимся личностям, связанным с Псковской областью и внесшим значительный вклад в развитие страны. Проект вызвал живой отклик широкой аудитории, без сомнения, он будет продолжен в 2025 году.
Каждый год на радиостанции ПЛН-FM (102.6 FM) появляются новые проекты. 2024 год не стал исключением. Вот лишь некоторые из них.
По ходу президентской кампании выходила программа «Дневник выборов». Ее авторы – главный редактор ПЛН Александр Савенко и политтехнолог Илья Стрелков – нетривиально анализировали избирательную кампанию, устраивая, в буквальном смысле, перфомансы в прямом эфире.
Заметный интерес у нескольких поколений псковичей вызвал проект «Собрание: история псковского парламентаризма в лицах», посвященный 30-летию Псковского областного Собрания. Всего было выпущено 7 программ – по числу созывов регионального парламента. В них приняли участие более 20 депутатов разных созывов – Александр Котов, Борис Полозов, Владимир Шлюнько, Анатолий Копосов, Геннадий Бубнов, Игорь Максимов, Алексей Севастьянов и др.
Серые трудовые будни и повседневность разбавляет программа «Краски города» и ее автор – «Мисс Псков-2024» Ирина Волкова.
В программе «Креативная экономика», которую мы делаем вместе с руководителем центра «Мой бизнес» Псковской области Анастасией Ивановой, фактически «выводили из подполья» представителей креативных индустрий – псковских модельеров, музыкантов, фотохудожников.
О тайнах русского языка, словах-паразитах, характерных очепятках и вообще о том, как говорить и писать грамотно журналист и филолог Юлия Магера говорит с экспертами в программе «Великий, могучий».
Журналист Денис Бахтин в «На пятой передаче» раскладывает по полочкам все нюансы ПДД и всего, что связано с дорожной обстановкой.
Благодаря тесному сотрудничеству с региональным отделением Российского военно-исторического общества (РО РВИО), проект «Истфакт» в 2024 году из авторской программы фактически вырос в один из региональных медиабрендов.
Как известно, радио «ПЛН FM» работает в мультиформатном режиме, все перечисленные и многие другие программы можно не только слушать на частоте 102.6 FM, но и смотреть видео из студии в группе ПЛН ВКонтакте. Опция пользуется большой популярностью. Так предновогоднюю программу «Обратный отсчет» с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым только в группе ПЛН ВКонтакте смотрело более 105 тысяч человек.
В редакции «МК в Пскове» полностью обновился коллектив журналистов. Надо признать, к тому времени СМИ пребывало в определенной стагнации, было ощущение, что для понимания, куда развиваться дальше, нужна «свежая кровь». Новая команда во главе с главным редактором Анной Удовенко значительно изменила редакционную политику. Добавились острые репортажи на актуальные темы, вернулись журналистские расследования резонансных сюжетов региональной жизни. Как результат, «МК в Пскове» вернулся в лидирующую тройку среди всех региональных медиаресурсов.
Данные о посещаемости псковских медиа в актуальном состоянии на 10.01.2025 по данным независимого счетчика LiveInternet.ru
В завершении нужно сказать, что 2024-й оформил жесткую поляризацию псковских медиа. Политический плюрализм и полицентричная картина мира с множеством «оттенков серого» уходят в прошлое. Игроки на псковском медиаринге разошлись по своим углам, откуда ведут «перестрелку» с идейными противниками.
Государственные ресурсы окончательно превратились в пропагандистскую машину, часто едущую на холостом ходу из-за вопиющей прямолинейности, нежелания или неспособности работать креативно.
Каналы релокантов выродились в столь же узколобую пропаганду, только с антироссийским, а порой и русофобским содержания. То, что у одних – белое, у других – черное. К настоящей журналистике эти подходы не имеют никакого отношения.
Ресурсы «Гражданской прессы», несмотря на объективные трудности, укрепили свои позиции. Наши журналисты — Марина Кулешова, Любовь Кузнецова, Татьяна Иванова — получили в минувшем году заслуженное признание и журналистские награды.
Псковская Лента Новостей остается, пожалуй, единственным порталом, где представлены разные, в т.ч. противоположные точки зрения, а читателю предлагается самостоятельно делать выводы.
В 2025 году ПЛН отмечает 25-летие. Не каждое СМИ в этой реальности способно столько прожить. Как показал печальный опыт «Псковской правды», смертна даже, казалось бы вечная, государственная пропаганда.
Как долго получится выдерживать этот баланс, остается только предполагать. «Окно Овертона» для СМИ давно уже напомнило форточку, а в минувшем году сузилось до размеров замочной скважины. Журналист сегодня, образно говоря, ходит по минному полю, ежедневно рискуя и не зная, как его слово отзовется в душе бездушных сотрудников контролирующих органов.
Однако, ничего другого не остается – СМИ во все времена работают в реальном правовом поле, до каких бы размеров оно не сужалось.
Коллектив журналистов медиахолдинга «Гражданская пресса»
*Лев Шлосберг Минюстом РФ признан иностранным агентом