В практической стилистике русского языка различают такой вид ошибки, как речевая избыточность – сиречь, немотивированное многословие, передающее одну и ту же мысль. Есть у речевой избыточности и подвиды: например, ляпалиссиады. Этот термин возник благодаря французскому маршалу маркизу Жаку де Ля Палису, а точнее – его солдатам, которые сочинили про военачальника песенку, одна из строк которой могла быть прочитана так: «Если бы он не был мёртв, он был бы жив». То бишь ляпалиссиада – это констатация очевидных фактов, доводящее высказывание до абсурда. Чтение некоторых псковских газет, вышедших в свет на минувшей неделе, воскресило в памяти этот причудливый термин: многие из «тем» газетчики просто «переписали» в сотый раз, не рассказав, по сути, ничего нового. Аналогия с речевой ошибкой здесь не прямая, конечно, но какой-то общий «подход» ощущается.
Повторение пройденного
О «старых песнях о главном» - это, прежде всего, о «Псковской правде-Вече». На первом за новостной подборкой развороте соседствует репортаж об очередной встрече без галстуков губернатора Андрея Турчака и интервью с бизнес-омбудсменом региона Петром Слепченко. Из полосного интервью читатель, который следит за новостями в регионе, не узнает ничего принципиально нового: опять все о том, что формируется аппарат уполномоченного, что бизнес больше всего страдает от массы проверок и от обязательных «лицензионных» работ…
С репортажем о встрече главы региона с журналистами в традиционном формате «без галстуков» - интереснее. Там вроде и фактура более-менее незатасканная должна быть, но… Газета подробнее всего остановилась на уже много раз обмусоленных позициях руководителя области по поводу просьб Пскова о дополнительных средствах из областного бюджета да на пресловутой отмене некоторых межмуниципальных железнодорожных маршрутов (Турчак в который уж раз заявил, что при непрозрачности расходов железнодорожников лучше развивать автобусное направление). В отдельную «врезку» с подзаголовком «Вопрос с бородой» газета вынесла лишь очередную безуспешную попытку добиться конкретики по вопросу планов Андрея Турчака на новый губернаторский срок.
(Вообще, по всему чувствуется, что автор репортажа – главный редактор Александр Машкарин – сам устал описывать подобные встречи с губернатором за их однотипность (и тут его можно понять!) Он попытался «оживить» повествование – правда, сделал он это весьма сомнительным способом. Это, как говорится, надо читать, посему позволю себе большую цитату: «…Турчак вошел и без долгих прелюдий начал отвечать на вопросы. За его спиной с портрета на стене библиотечного зала с любопытством взирал на собрание великолукский краевед Михаил Семевский. Рядом, на гигантском пейзаже Великих Лук начала 20 века, водовоз подвозил к Андрею Турчаку бочку воды. «Чаю не пью», - признался глава региона, вертя в руках бутылку с минеральной водой. На картине лошадка водовоза одобрительно заржала…» Если бы читал не официальную областную газету, подумал бы, что журналист как-то слишком своеобразно издевается над абсурдом описываемого мероприятия и над губернатором - персонально).
Следующий разворот в «Вече» почти целиком посвящен, опять же, одной из главных социальных проблем последнего времени – отмене железнодорожных маршрутов, из-за чего некоторые населенные пункты региона оказались почти целиком отрезаны от цивилизации. Кроме того, что корреспонденты побывали в нескольких таких деревнях и поселках да сфотографировали тамошних жителей и непролазные даже для внедорожника дороги, ничего нового в статье нет. Опять – ответы железнодорожников об убытках, которые не покрывают из бюджета, опять восклицания, что проблему-то решать как-то надо….
В рубрике «Эксперимент» газета в очередной раз подняла проблему отсутствия в Пскове общественных туалетов. И – на целую полосу расписала отчет (с описанием «убранств» уборных) о том, как журналист пытался справить малую нужду в различных кафешках да ресторанах города. Практически нигде ему не отказали. В общем, снова ничего неожиданного – кроме того, что описано в начале: оказывается, есть такой праздник, как Международный день туалета, и даже есть еще одно ВТО – не та торговая организация, куда наша страна все ж таки вступила, а Всемирная туалетная организация, которая проводит ежегодно Всемирные туалетные саммиты. Куда катится мир?...
Даже самая содержательная и интересная статья номера «Вече» - и та во многом из разряда «повторения пройденного»: это отчет о традиционной поездке российских журналистов в пресс-тур в Беларусь. Опять же - с описанием «сказочных» для россиян картинок современных спортцентров и аквакомплексов в обычных заштатных районах, об успехах в сельском хозяйстве и т.д., и т.п. Даже попытка журналиста разрушить стереотипы обернулась реализацией все того же коллективного мифа о братской стране: в репортаже рассказано, как к российским журналистам обратились группа пожилых белорусов, пожаловавшихся на то, что в стране не добиться правосудия… Так это и есть обязательные уже в восприятии россиянина составляющие бренда «Беларусь» - социальная стабильность и порядок, дешевизна – и подавление инакомыслия, борьба с оппозицией и почти «советская» судебная система. Так что тоже - ничего нового.
Воспоминания о будущем
«Старые песни о главном» - это и о «Псковской губернии». Только в другом варианте. Тут – кроме большого и максимально подробного репортажа о сессии областного Собрания, на которой в первом чтении принимался бюджет (кстати, характерным рефреном статьи стали слава либерал-демократа Макарченко «Мы и так можем с вами сказать, кто как проголосует» - это возвращаясь к теме описания заведомо известного) да традиционного культурного обзора, посвященного фестивалю художников «Псковская галерея» – сплошь нагнетание аналогий нынешнего положения дел в стране с годами Большого Террора в СССР и прочие уколы «политической верхушки» с их пропагандисткой обслугой.
Естественно, все эти темы сложно описывать «на местном материале» (ввиду как раз отсутствия должного количества подходящих фактов), посему «Губерния» в номере за минувшую неделю выглядит чуть ли не как какой-то бюллетень «Московской Хельсинской группы».
Тут - и интервью, которое обозреватель Алексей Семенов взял у московского правозащитника Валерия Борщева (тот одним из первых встретился в изоляторе «Лефортово» с задержанным Леонидом Развозжаевым: помощником депутата Госдумы Ильи Пономарева, которого неизвестные (надо думать – сотрудники спецслужб) похитили в Киеве и без всяких санкций доставили в Москву, где передали в руки сотрудников Следственного комитета).
Тут – и список из 27 имен жертв политических репрессий, расстрелянных в 1937 году в Пскове, который попал в распоряжение редакции. (Материал подготовлен к Дню памяти жертв политрепрессий, который отмечается в России 30 октября)
Тут – и чисто публицистический материал Алексея Семенова «Воскресение и наказание»: о Путине, его друге Берлускони, который подал апелляцию на решение суда о его виновности в уголовном преступлении, о пьесе в жанре театра абсурда «БерлусПутин»… В общем, пересказывать бессмысленно – можно лишь отметить, что в ближе к финалу текста риторика автора становится все менее замысловатой и все более антагонистичной «режиму».
Вдогонку – еще один материал все того же Семенова про то, как телевизионщики с «Первого канала» вырвали из контекста фразу знаменитого писателя и актера Евгения Гришковца и использовали ее против нынешнего протестного движения. В материале, что не удивительно, опять же приводятся аналогии с травлей Пастернака в середине прошлого века и обличительными выступлениями других коллег-писателей.
Уместно ли язвить над всей этой «контрреакционной истерией»? Ну, вроде как аналогии с 37-м годом (да даже с любыми другими советскими годами) - без всяких оговорок - некорректны и откровенно гиперболичны. С другой стороны, вспоминая, как в 1915-16 годах журналисты консервативных респектабельных газет издевались над всеми предвестниками грядущей революции (мол, чего выдумали фантазеры – революции им мерещатся!), становится не по себе. Все больше и больше подобных «звоночков» с разных сторон. Вот даже вроде как те же «Псковские новости» в номере за прошлую среду (к упоминавшемуся уже Дню жертв репрессий) написали о судьбе репрессированного в 1941 году прокурора Пскова: тот по счастливой случайности оказался не расстрелян, хотя сначала попал под «вышку» за то, что за несколько дней до занятия города немецкими войсками поехал в начальству в Ленинград, так как все его сотрудники разбежались…
В общем, пока вспоминаются слова Льва Толстого о Леониде Андрееве: «Он пугает, а мне не страшно». Но чем дальше, тем меньше уверенности…
Убийство как подарок
Свои «Песни о главном», есть, как водится, и у «Курьера». И на минувшей неделе этому изданию с репертуаром «подфартило»: под Порховом бывший зэк, которого снова должны были посадить, несколько дней садистски мучил знакомую, ставшую заложницей, солдат 76-й дивизии умер во время кросса, жена зарезала мужа на глазах 2-летней дочери…
Справедливости ради отмечу, что одна важная социальная проблема в номере затронута: у 5 сотен семей военнослужащих-контрактников из 76-й дивизии, занимающих не офицерские должности, отобрали ордера на служебное жилье, когда люди уже собирались въезжать в выделенные им первоначально помещения.
От рекламы спасу нет
Однако, только из псковского выпуска «Аргументов и фактов» можно узнать причину такого «облома» контактников – решение специального совещания Минобороны от 3 августа (протокол №257), согласно которому было решено выделять квартиры лишь офицерам, а прапорщиков и сержантов оставить «с носом».
В том же номере «АиФа» затронуто и еще несколько важных проблем – например, газета лишний раз обращает внимание на то, что приказ президента о выделении земли многодетным семьям реализуется в регионе очень своеобразно: семьям предлагают участки рядом с помойками, в самых неприглядных местах. Впрочем, так ведь по всей стране – сколько федеральных ток-шоу на эту тему снято!..
На традиционной полосе с интервью (кстати, надо отдать должное «Аргументам…» - они довольно четко стараются выдерживать формат своей региональной вкладки) – нынче опубликован разговор с заместителем председателя регионального отделения Российского детского фонда Татьяной Бодровой. Вроде и заметный «медийный» персонаж г-жа Бодрова, а интервью все же получилось живое и довольно не шаблонное.
«Пришел капиталист и все опошлил»: в и без того «тесной» региональной вкладке «АиФа» на прошлой неделе было продано слишком много рекламных полос, отчего «на почитать» практически не осталось места. Да еще до кучи на региональные полосы почему-то попал явно федеральный разворот о жизни деревень, откуда идут рода Путина и Медведева. В результате даже такой общественно-значимый материал, как рассказ о докладе общественной организации «Свободный берег» про экологическое состояние Великой попал на спецполосу «Ваше здоровье».
У «конкурирующей фирмы» - псковской «Комсомолки» - на беду читателей тоже почти все полосы заняты явно заказными материалами. Тут, правда, речь идет, по всей видимости, о муниципальном контракте - аж 3 полосы имеют внизу полоску с текстом: «По материалам пресс-службы ОМСУ муниципального образования «Город Псков». В результате одна из полос посвящена долгому перечислению того, из какого двора сколько кубов жухлой листвы вывезли в ходе осеннего месячника по благоустройству… «Любопытнейшее чтение», скажу я вам!
Впрочем, «Комсомолку» это вряд ли «напрягает» - региональная вкладка данной газеты, в отличие от того же «АиФа», редко старается «держать» какой-то конкретный формат, пользуясь принципом «что Бог послал…» Вот и в данном случае под рубрикой «Только у нас» вышел ретроспективный обзор всяких массовых праздников и фестивалей, прошедших в регионе в течение года. И ладно бы эта полоса как-то была посвящена появившейся информации о том, что председатель госкомитета региона по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова собирается перебраться на похожую должность в правительство Ленобласти. Так нет же – ни с того, ни с сего: просто взяли и пустились в воспоминания о традиционных «Масленице», «Ледовом побоище», «Гардарике», «Железном граде», «Дне скобаря» и «Медовом фестивале»… Для чего? Почему? Нет ответов…
В поисках третьего кита
Если остальные газеты пишут о громких и заметных событиях да проблемах, то у «районок» (прежде всего – у «Псковской провинции», в меньшей степени – у «Псковских новостей») все проще и ближе к жизни.
Вот, например, в «Провинции» «репортаж номера» - о том, закроется ли почта в Писковичах. Казалось бы, считай отдаленный микрорайон Пскова - к чему бы там почте-то пропадать-то? Тем паче зная, какое это «очередиобразующее» (а значит – пользующееся спросом) учреждение…. Но журналистке Ульяне Михайловой в нескольких абзацах как-то удалось точно передать суть печальной картинки вымирания провинции (не газеты, а маленьких населенных пунктов), когда на должности почтальонов не найти кандидатов, потому что зарплата мизерная, а условия незавидные.
В «Псковских новостях» проблем, традиционно, меньше, зато газета, похоже, нашла для себя еще одну ценную нишу: описывать подробно всевозможные предложения по изменению схем дорожного движение в городе, которые попадают на рассмотрение комиссии по безопасности дорожного движения. В номере за минувшую неделю несколько таких решений комиссии подано с фотографиями и крупными надписями «ДОБРО» либо «ОТКАЗ» с последующими пояснениями.
Тема, что и говорить, интересная и водителям, и пешеходам, да и вопросы городской инфраструктуры – как-никак «профильные» для муниципального издания. В результате, газета, возможно, нашла-таки третьего кита (вдобавок к ориентации на спортивную и краеведческую тему).
Будет ли это примером редкого в последнее время грамотного «форматного» обновления издания, или «Псковские новости» не смогут выдержать заданный ритм – посмотрим через пару месяцев…
Виктор Светланов