Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» о законопроекте, который наделит губернаторов правом увольнять глав муниципалитетов. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Тренд на вертикализацию власти, запущенный в России еще в нулевые, набирает силу. Федеральная власть продолжает вносить финальные штрихи в почти монолитную вертикаль. На сегодняшний день главы регионов уже фактически назначаются и увольняются по решению президента.
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, по которому губернаторы, в свою очередь, смогут увольнять глав муниципалитетов. Делать это можно будет спустя месяц после объявления выговора, если замечания не будут устранены.
Жители Псковской области в этом году наблюдали за долгим процессом отстранения глав Пустошкинского и Новоржевского районов (в последнем – процедура еще не завершена). Если бы предложенная в Госдуме законодательная норма уже существовала, то руководителей могли бы отправить в отставку практически сразу.
Сторонники властной вертикали говорят, что инициатива правильная и разумная. На их взгляд, механизм повысит управляемость, чтобы связка «губернатор — мэр» работала без сбоев, ведь у глав регионов будет прямой рычаг воздействия на руководителей муниципалитетов.
Сторонники независимого местного самоуправления, напротив, бьют тревогу. По их мнению, предложенная инициатива — последний гвоздь в гроб МСУ.
Право губернаторов увольнять мэров - полезная или рискованная инициатива? Как принятие закона повлияет на политическую управляемость в регионах? Как этот механизм отразится на эффективности работы мэров? Поговорим об этом в программе «Дневной дозор».
Нужно понимать, что есть вертикаль власти, бюджетная вертикаль, объясняет глава города Пскова Борис Елкин. На его взгляд, губернатор должен иметь возможность отстранить от руководства муниципалитетом человека, который не способен выполнять стоящие перед ним задачи.
«Помимо выговора есть время на устранение вопросов, которые его вызвали. Плохого в этом ничего нет. Я считаю, что вертикаль должна быть в любом случае. На примере Псковской области и города Пскова мы понимаем: помимо того, что Псковская область зависит от федерального центра, ввиду своей дотационности, Псков также зависит от регионального центра ввиду своей дотационности. Надо понимать, что большая часть бюджета - поступления из регионального и федерального бюджета. В данном случае напрямую зависим от регионального центра. Если руководителем региона ставятся задачи на уровне муниципалитетов, а они не исполняются, то почему руководитель региона должен это терпеть? Самое главное, что терпеть это должны местные жители. Как итог, деньги не были вовремя освоены, какие-то задачи государственного масштаба не были выполнены».
Глава муниципалитета должен понимать, что его судьба находится в руках не одного человека, утверждает один из самых опытных муниципальных руководителей - глава Бежаницкого района Сергей Михеев. Иначе он будет чувствовать себя незащищенным, и вряд ли найдется много желающих взвалить на себя ответственность за район и его жителей на таких условиях.
«Это вопрос непростой, неоднозначный. Все нужно хорошо взвесить, чтобы понимать. Руководитель, который управляет территорией, должен понимать, что его судьба в руках не только одного человека, но и жителей района или муниципального образования, ради которых он работает. Они должны каким-то образом оценивать работу... Быть никем и ничем не защищен. Кто эту должность будет занимать?»
Снимать с должности главу муниципалитета должен тот, кто его назначал, считает экс-мэр Пскова Александр Прокофьев. Если выборы прямые, то решение принимают избиратели, а если депутаты — то увольнение главы администрации в их компетенции.
«Я являюсь законченным сторонником развития местного самоуправления. Существует такое понятие, как местное самоуправление, там неоспоримым является выбор руководителя поселения. С одной стороны, если выбрали, значит, выбранным путем нужно и отзывать. В уставах муниципальных образований прописаны варианты, предусматривающие отстранение от должности, например, вступившее в силу решение суда. Это был главный неубиенный аргумент, против которого уже местное сообщество было бессильно, даже если бы и желало что-то изменить. Здесь, когда роль суда на себя принимает глава администрации области, он себе полномочия ставит выше волеизъявления людей, которое избрало глав. Получается такое противоречие правовых разделов законодательства. Вместе с тем у президента есть право отстранять от должности избранных и не избранных, и кого угодно. Я был бы против, но прежде чем сказать против, надо знать, какую процедуру, технологию и механизм отзыва предлагает губернатор. Склоняюсь к тому, что это все должно быть предано гласности, поскольку мы избираем. У нас же сейчас нет прямых выборов главы муниципального образования в Пскове. Депутатов выбирают только, значит, нужно выносить на городскую Думу. Дума, когда проведет голосование, согласится освободить от должности или не согласится. То есть тот, кто избирает и должен принимать решение об отзыве».
Глава Новоржевского района Софья Пугачева согласна с мнением, что в случае, если глава избирается местными жителями, - принимать решение об отставке должны принимать тоже они. А для оценки эффективности работы руководителей администраций есть комплексная методика, разработанная Росстатом.
«Такой механизм может привести просто к тому, что будут убирать неугодных глав. Сейчас ситуация такова, что в части муниципалитетов главы избираются людьми на прямом голосовании, в другой части муниципалитетов организованы муниципальные округа. Здесь уже получается разница - как действовать в первом случае и во втором случае. Если глава избирается жителями района, то о чем может идти речь, какое местное самоуправление тут может быть? Я считаю, что глава должен избираться жителями района, поскольку они видят реальную ситуацию здесь, на месте, и могут принимать решения самостоятельно. Для оценки работы глав и самих муниципалитетов есть комплексная оценка, которая по результатам Росстата определяется».
Если градоначальник не справляется с работой, то почему все должны это терпеть? На взгляд председателя комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Алексея Севастьянова, губернаторы отвечают за весь регион, им можно дать право принимать жесткие меры. К тому же механизм позволяет отправлять мэров в отставку только спустя месяц после выговора, а значит решение будет приниматься взвешено.
«Положительно рассматриваю эту инициативу. Что показывает практика? Если губернатор не желает какого-либо градоначальника, то в принципе градоначальник покидает свой пост. Я считаю, это правильно. Губернаторы — это люди с более широкими горизонтом понимания ситуации. Если человек систематически допускает ошибки, то здесь надо не воспитательную работу проводить на протяжении всего срока его службы, а надо, наверное, принимать меры. Губернатор отвечает за регион в целом. Надо отметить, что это взвешенный и оправданный подход».
По мнению начальника управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства Псковской области Елены Тимашовой, инициатива правильная, с ее помощью можно возложить на глав муниципалитетов определенную степень ответственности. Сейчас регион и субъекты муниципалитетов высоко дотационные, а значит региональным властям нужно иметь механизм воздействия на глав муниципалитетов, чтобы бюджетные средства грамотно расходовались.
«Это абсолютно правильный механизм. Он очень хорошо встраивает изменения, которые были внесены в Конституцию в части выстраивания органов местного самоуправления в систему публичной власти. Складывается линейка, которая позволяет максимально возлагать определенную степень ответственности на глав муниципальных образований. Субъекты муниципалитета высоко дотационные. И для муниципалитетов очень важно участвовать в региональных программах, которые реализуются на федеральном уровне. Для того, чтобы не подвести субъект, чтобы ему выделялись средства на реализацию этих программ, определенная степень ответственности глав - это важно».
Предлагаемый законопроект - это копия модели отношений «президент — губернаторы», когда глава государства может снять с поста руководителя субъекта в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
С одной стороны - предложенная инициатива является логичным продолжением государственного курса на выстраивание единой вертикали власти – от губернатора до волостных старост. С другой – ее практическая реализация может привести к тому, что отбор кандидатур на пост главы того, или иного муниципалитета будет проводиться в первую очередь по принципу его лояльности региональным властям. Такой подход может отсечь и эффективных управленцев.
Анастасия Сливинская