Весна идет, весне - дорогу! Поплыла первой мартовской капелью и без того короткая и «горячая» - не столько по отметкам градусников, сколько по жару общественных дебатов и гражданскому бурлению - зима. Но на полосах псковских газет из-под мартовского снега пока все больше пробиваются не проталины с подснежниками, а прошлогодняя пожухлая травка…
И это все для них…
Перед каждым 8 марта в большинстве редакций на планерках разыгрываются довольно однотипные сценки. Редактор или кто-нибудь из его замов смотрит на календарь и говорит: «Таа-ак-с, а что у нас к 8-му марта имеется?» И далее, если у кого нет подходящей завалящей «нетленки» (например, интервью с интересной дамой), начинается мозговой штурм в поисках тем. Джентельменский набор материалов в итоге в разных комбинациях формируется, как правило, из следующих «форм»: 1) рассказа о женщине на «мужской» должности; 2) опроса по любой подходящей теме представительниц прекрасного пола; 3) какого-нибудь «креативного» обзора (например, необычных женских имен или процентного соотношения женщин и мужчин в той или иной сфере); 4) материала на вечную тему «Что подарить на 8 марта?». В редакциях с крупным отделом рекламы сюда, конечно, надо смело добавлять вал платных «официальных поздравлений»…
Собственно, в этой схеме действий ничего особенного нет - практически все так делают. Это уже вроде традиции. Другое дело - кому это все нужно? Ладно со статьями: при усердии журналиста любой информационный повод все же можно постараться свежо подать… Но вот привычка ко всевозможным «дням» пачками печатать «поздравления» - это, конечно, симптом. Причем, симптом не газет, а общества. И ладно бы эти поздравления были оригинально поданы - на Западе-то данные «элементы обязательной программы» уже давно и с выгодой обращены в мощнейший элемент пиара и маркетинга… Но у нас именно формальные поздравления еще с советских времен стали каким-то глупым «musthave», как говорят за океаном, элементом. Ныне он отразился в том, что даже в цветочных ларьках и книжных магазинах почти не найдешь поздравительных открыток без заранее пропечатанного, но совершенно пустого по сути «стихотворения». Это из разряда случаев, когда форма замещает содержание: из ложного чувства торжественности тысячи женщин / мужчин / именинников и прочих «тостуемых» из раза в раз по случаю их праздников выслушивают набившие оскомины банальности.
С поздравлениями в СМИ - та же «картина маслом». Например, в «Псковской правде-Вече» весь подвал первого разворота занят написанными за их шефов-руководителей пресс-секретарями и простыми секретаршами праздничных посланий с набором банальностей на фоне разноцветных цветочных фонов. В других газетах - не лучше: целые полосы под это, на радость рекламным отделам, отведены. Интересно, многие ли читательницы прочитают все эти однотипные «Милые женщины, сердечно поздравляем….»? Испытает ли кто-нибудь из них чувство ложной признательности и благодарности за такое «внимание»? И, главное, запомнят ли дамы, кто из сонма «официальных» чего-то там им пожелал?
Максимум «креатива», на который оказались способны журналисты и рекламодатели, - рассказ о нескольких своих работницах. Правда, рассказы эти оказались из разряда «обо всем и ни о чем». По этому же принципу, в общем, получились и материалы про «женщин на мужских должностях». Корреспонденту «Вече» в пресс-службе УМВД России по Псковской области для беседы предложили кандидатуру старшего сержанта отдельной роты патрульно-постовой службы Анастасии Тимофеевой. Если коротко, то полицейская, охраняющая по ночам покой горожан, оказалась хрупкой и даже стеснительной девушкой, которая пошла в полицию оттого, что ей с детства нравилась форма. За 5 лет работы ничего экстраординарного не случилось, стрелять «по боевому» не приходилось, хотя пару раз рукопашные приемы все же пригождались. Об этом повествует целый полосный материал.
В «Курьере» обложку украшает анонс рассказа об «амазонке из ОМОНа» Любови Ивановой. Прапорщик-кинолог, как оказалось, попала в ОМОН относительно случайно: была вакансия, предложили перейти из райотдела… Основу статьи составляет рассказ о том, как женщина съездила в командировку в Чечню и как шокировала там кавказских мужчин своим видом: «слабый пол» в полевой форме, с автоматом и собакой… Собственно, об этом и вся статья. Гораздо более полезным бонусом к ней идет экспертное мнение Любови Ивановой о собачьих темпераментах: каких собак лучше заводить для семьи, а не для службы…
Заслуживает внимания и полоса в «Вече» из разряда тех самых «креативных» обзоров - не потому, что она интересна сама по себе, а потому, что подборка фактов заставляет как минимум улыбнуться. Так, «Псковская правда», воспользовавшись данными переписи о том, что на Псковщине проживают 364 тысячи женщин, подсчитала, что: они могли бы выиграть 24 Ледовых побоища (количество женщин просто разделено на количество русских воинов в той битве); сварить 18 железнодорожных цистерн борща, одновременно улыбнуться так, что, если осветить фонариками все эти улыбки, их отражение будет видно даже на Луне; заселить Багамские острова; сдать 72800 литров крови; взявшись за руки, соединить Псков с Вильнюсом… Тут, как говорится, «без комментариев»…
В «Псковских новостях» подборка «женских» материалов проще, но в данном случае парадоксально оригинальней. Там аккуратно и в общем даже интересно подан рассказ о конкурсе детского рисунка «Этюды для мамы», целая полоса посвящена женской крестьянской «моде» (это уже, конечно, сильно «на любителя»), и опубликовано интервью с «главой города в юбке» - мэром Даугавпилса Жанной Кулаковой. В последнем из упомянутых материалов, впрочем, о «женской доле в мужском мире политики» - ни слова, Но зато интересно сравнить, как и чем живут Псков и похожий латвийский город.
Конечно же многие газеты не могли обойти вниманием визит в Псков популярного польского писателя Януша Леона Вишневского, автора «Одиночества в сети» в ходе его промо-тура. Человек очень неординарный (достаточно упомянуть, что при всей популярности его книг он не профессиональный писатель: основной вид его деятельности - наука, в разных сферах которой он имеет ученые степени), хорошо владеющий несколькими языками (а русский выучил в свое время, чтобы прочесть «Войну и мир» в подлиннике), г-н Вишнеский на встрече с читателями был красноречив, сыпал остротами и интересными высказываниями. Так что тут корреспондентам оставалось просто выбрать самое интересное, а редакторам - дать побольше площади под текст, не ляпая на полосы «веселые картинки». Тем не менее, из нескольких отчетов о встрече и даже коротких интервью с литературной звездой, несомненно (и ожидаемо), выделяется материал Алексея Семенова в «Псковской губернии». Правда, он единственный не удержался от довольно длинного и ироничного описания «контингента» творческой встречи, почти сплошь состоящего из женщин и девушек, - некоторые другие авторы просто упоминали, что писатель пользуется популярностью именно у женщин, либо, на худой конец, замечали, что его язвительно называют «Стасом Михайловым в литературе»…
Еще из того, что касается 8-го марта (чтобы уж закрыть тему): в «Комсомолке»-«толстушке» на первой «псковской» полосе в подвале, где размещена информация о рождении у знаменитой псковитянки Оксаны Федоровой к женскому празднику сынишки, есть признание постоянного читателя Владимира Саркисовича о том, что он встречал в Пскове мать «экс-мисс Вселенной» еще перед Новым Годом – та, якобы, рассказала тогда и про ожидание внука, и про то, что скупает квартиры в центре города. Тот же «Курьер» бы, наверное, уже давно вышел с кричащим заголовком наподобие «Мать «мисс Вселенной» скупает лучшие квартиры Пскова». Но приемами бывшей редакции перешедшая на работу в медиахолдинг «Псковской правды» на должность нового главреда «КП» Ирина Федорова отчего-то не воспользовалась. Хотя, вроде бы, тоже «формат»…
Такие разные реакции
Далее по списку про «из ложного чувства» - о политике… Вторая (или даже первая, если по значению) тема прошедшей недели – итоги выборов президента. Предвыборные страсти, понятно, не могли так быстро схлынуть на нет, остался запас инерционного хода. Правда, не у всех. Большинство газет довольно спокойно «отписали» официальные результаты и прошедшие 5 марта в Пскове акции в поддержку Владимира Путина и на том успокоились. Но не «Псковская правда-Вече» с «Псковской губернией»…
В «Вече» статья об итогах голосования называется «Договор с президентом». Автор, некто Егор Жердев, видимо, еще кипел предвыборными страстями, когда писал этот материал: он с ходу ввязался в якобы полемику с кем-то, заявив, что слово «стабильность пугает тех, кто путает ее с застоем», и сразу вслед за этим предложив «определиться»: «Стабильность - это хорошо. Стабильность подразумевает планомерное развитие. Успех». Тут, собственно, полемика и закончилась.
Далее автор заявил, что россиян, которые «ценят стабильность в политике в полноценном смысле этого, оказалось 35 миллионов» (sic!). Тут бросается в глаза не столько вполне простительный пропуск слов, сколько цифра в 35 млн… Потому что, по данным ЦИК РФ, Владимира Путина поддержали более 45 млн человек. Впрочем, это, вероятно, от общей наэлектризованности воздуха: например, корреспондент «Аргументов и фактов» Сергей Некрасов в материале о «победном» митинге в Пскове привел цитату социолога Сергея Дамберга о «более чем 50 млн человек, в целом по стране проголосовавших за Путина» (кто в данном случае допустил ошибку - социолог или журналист, расшифровывавший его интервью, неизвестно)…
Но - вернемся к «Вече» и Егору Жердеву… Он отмечает, как отреагировали на новость о победе Путина биржевые индексы, - раз остались стабильными, значит инвесторы верят в нормальное поступательное развитие. Затем автор прошелся по «либеральной публике Твиттера и Фейсбука», говорившей об альтернативах и усомнившейся в результатах: тут ничего неожиданного, окромя того, что социальные сети предстали в статье не как площадки для общения обычных людей, а скорее как некие мифические квази-коллективные разумы… В заключение автор еще раз напомнил общеизвестное о том, что три кандидата на выборах были фактически «штатными», на победу не претендовавшими и потенциально не способными всерьез руководить такой страной, как Россия, и единственной альтернативой был Михаил Прохоров - у которого, по мысли Егора Жердева, есть скрытый потенциал на будущее: надо теперь только зарегистрировать партию и окунуться для начала в местечковые выборы.
Тут, собственно, и надо было заканчивать эту статью, но автор зачем-то решил сказать «последнее слово». Не могу отказать себе в удовольствии, чтобы еще раз воспользоваться приемом «без комментариев» и не процитировать этот последний абзац: «А что до нашей области? Наша область воспользовалась своим правом на безальтернативное голосование. И выбрала Путина. Губернатор Андрей Турчак, резюмируя волеизъявление псковичей, не был оригинален: это позволит области и дальше получать деньги под социальные и экономические проекты, то есть вставать на ноги. А главное - нам нельзя вымирать. Нужно больше рожать детей, чем псковичи с успехом и занимаются. И вряд ли кто-то скажет, что колоссальный сдвиг отрицательной динамики в демографии области в положительную сторону, - это не заслуга Путина и команды Турчака. Вот вы сами на все вопросы и ответили».
Выборам в «Вече» был посвящен еще один материал: «Записки охотника за голосами». В подзаголовке значилось, что именно «внештатный корреспондент «Псковской правды» выяснял, как голосовали жители Опочки, хотя подписан материал именем пресс-секретаря регионального отделения «Единой России» Рустама Гусейнова. Впрочем, ничего особенно оценочного в материале нет – это просто рассказ от первого лица, как он поработал опросчиком для составления «экзит пулов».
Интересно перекликается с этой полосой в «Вече» материал поменьше в «Псковской губернии» («Один день стабильности»), который подписан Марией Марковой - вообще-то журналисткой псковских «Аргументов и фактов». И материал тоже о личном опыта участия в выборах - правда, в качестве наблюдателя… В общем, все смешалось в доме Облонских.
У Марии Марковой в родных «Аргументах» - более нейтральный обзорный материал об итогах. В «Губернии» - личностный, почти экзистенциональный дневник о наблюдениях в ходе дня: она поездила вместе с «выездной группой» УИКа по домам одиноких, еле двигающихся, всеми забытых стариков. Соответствующие впечатление и переживания - и есть предмет этого репортажа.
Не только этот материал в нынешнем номере «Псковской губернии» был целиком построен на эмоциях - два других «политических» материала представляют из себя, по сути, тоже сгустки порой чисто иррациональных ощущений авторов.
Так, один материал на 3 полосы - «Москва ЧеКа не верит» Алексея Семенова. Это вроде бы хроника московских событий после оглашения первых результатов выборов. И эта форма - хроника - не терпит заметного вмешательства автора, потому что основана на принципе «факты красноречивее любых слов». Однако нет-нет, да на каждом повороте автор как раз норовил влезть со своими замечаниями. Но в этот раз они были не по обыкновению умильно-ироничными в стиле Колесникова из «Коммерсанта», а злыми, насыщенными плохо скрываемым презрением. Читать это интересно, но это уже не журналистский материал в современном понимании, а политическая публицистика, политический памфлет, уходящий корнями в традиции времен еще английской буржуазной революции.
Почти то же самое можно сказать и о второй политической статье на 3 полосы (формат «ПГ»). Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) в статье «Перебрали» «жалел» «команду Цецерского», которая на выборах в гордуму победила по всех одномандатных округах, да еще по спискам набрала почти половину голосов. Мол, приписали им как минимум 20%, потому что таких результатов, какие объявлены, не могло быть, потому что их не могло быть никогда. А значит - будущая дума нелегитимна. Исследованием каких-то более конкретных аргументов читателей не баловали.
Автор с чего-то взял, что хороший, но малоизвестный в народе депутат прошлого созыва Николай Соболь был фаворитом в своем округе, а Константин Болотин, тоже депутат и руководитель местной управляющей компании, имел там «устойчивый протестный электорат» и должен был проиграть… Что Любови Николаевой, директору Псковского педагогического комплекса, «в этот раз не должен был помочь даже ее спасательный круг - ППК» (а почему собственно не должен был?). Все это можно было бы всерьез обсуждать при наличии хоть каких-то аргументов (пусть даже без данных каких-то соцопросов). Но никаких аргументов, кроме подобных констатаций «фактов», не было.
Автор почему-то даже не попытался допустить, что результат «команды Цецерского» реальный, и уж тут порассуждать, что могло привести к триумфу местных представителей «Единой России» после декабрьского провала (а именно - к росту популярности почти на 18 пунктов). Хотя ведь та же «Губерния» до этого сама побивала камнями областной избирком во главе с г-м Цветковым за то, что судебными тяжбами тот «украл» у оппозиции основное время для агитации, то бишь - возможность примелькаться избирателям. Но сейчас вариант «проголосовали за единственно более-менее знакомую фамилию» газетой отчего-то просто не рассматривался…
Впрочем, в редакции, видимо, и сами понимали, что это все - из разряда «не могу молчать», но уже не журналистика - поэтому даже подверстали сообщение, что де «подробный анализ муниципальных выборов в Псковской области выйдет в следующем номере «Псковской губернии».
Вообще, надо сказать, что меньше чем за полгода «Губерния» фактически перестала быть газетой. Это интересный, яркий, но - боевой политический листок оппозиции/интеллигенции в нагрузку с телепрограммой и материалами о культуре Алексея Семенова… В общем, газета по отношению к «Губернии» чем дальше, тем больше - эвфемизм…
И еще об благоречии…
Кстати, об эвфемизмах (от греч. «благоречие»)… Те самые пустопорожние поздравления с 8 марта - это ведь тоже своего рода эвфемизмы… Ну, когда нейтральными выражениями заменяют какие-то более конкретные и оттого как бы личные (а у нас это обычно равноценно «неприличным») пожелания.
Так вот, этот способ сами газетчики подчас и культивируют на свою беду… Например, многие газеты не обошли вниманием факт открытия в Гдовском районе нового дома для пожилых и инвалидов (взамен закрытого после скандала Яммского дома-интерната, который «прославили» на весь интернет московские девочки-волонтеры).
Главред «Псковской правды» Александр Машкарин в статье в «Вече» «Новый дом для мудрых людей» специально оговорился: «Не хочу называть их престарелыми или стариками». И затем несколько раз подчеркнул: мудрые люди, для мудрых людей… Хотя давно известно: «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» - мудрость есть качество, прямо никак не кореллирующееся с возрастом. И даже с опытом, который в свою очередь, тоже не прямо пропорционален возрасту…
На западе такая словестная «политкорректность» привела к тому, что «горячие головы» уже пытаются через суд запретить слова «отец» и «мать», заменив их нейтральными «родитель №1» и «родитель №2»… Хватит ли разума «властителям дум» журналистам, чтобы пройти между вот этими «размазанными» эвфемизмами и этим максимализмом преувеличений в статьях «Губернии», который тоже уводит от точности?... Хватит ли разума обществу не выбирать между «стабильностью-застоем» и «революционным переломом», а искать золотую середину?.. В любом случае, об этом обязательно напишут в будущих выпусках газет…
Виктор Светланов