Новости партнеров
Oбозрения

Культобзор: о матерящемся ежике, холостых залпах отечественной живописи и культурно-законодательной пастиле

21.09.2011 16:04|ПсковКомментариев: 2

В середине сентября окончательно стало ясно, что лето кончилось, и у газетчиков месяцев так на десять больше не будет проблем с тем, чтобы наполнить анонсами культурных мероприятий страницу, а то и две, а у зрителя-слушателя-потребителя культурного продукта - проблем, чем занять вечер. В Великих Луках стартовал театральный сезон, в Пскове, за полмесяца до традиционного Дня музыки, прошел фестиваль юных исполнителей народной песни, в Пушкинских Горах много интересного произошло на традиционном большом библиотечном фестивале по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». А в Себеже, например, открыли памятник Зиновию Гердту - «глубоко легкомысленному человеку», как он сам себя называл. И себежане на «пятачке» в городском парке, где традиционно собираются поэты и другие творческие люди, смогли увидеть вживую и даже коротенько пообщаться с множеством известных гостей церемонии, в том числе, и столичных, знавших артиста с такими вот псковскими корнями…

Чур, это не я!

В Пскове основным «культурным заслоном» минувшей декады стали гости из Финляндии. Дни этой скандинавской страны-соседки получились достаточно насыщенными и интересными на самый разный вкус. Культурная составляющая дней в очередной раз со всей возможной наглядностью продемонстрировала, насколько же мы по-разному относимся к тому, что, собственно, входит в необъятное понятие «культура». Устраивая презентацию страны или области, наши люди больше говорили бы об истории. Финские гости сделали акцент на  современном и ежедневном. На «уличной моде», например.

Фотопроект HEL LOOKS, представляющий людей, одетых странно, порой нелепо, порой просто ярко и даже по-своему стильно (в том плане, что проявлением «особого стиля» можно, не рискуя, назвать практически любой набор и подбор чего угодно…) родился из Интернет-блога, который его создатели Лиза Йокинен и Сампо Карйялайнен открыли в июле 2005-го. Блог победил на конкурсе в Финляндии, стал выставкой и поехал по миру.  

В Пскове HEL LOOKS  экспонировали в Приказной палате. Более странных людей стены бывшей «колодничей» ещё не видели, -  к этому сводилось выступление директора Псковского музея-заповедника Юрия Киселёва (впрочем, завершая выступление, Юрий Николаевич дипломатически сказал, что наши фотографы тоже могли бы сделать что-нибудь подобное). Персонажей с выставочных фотографий в разговорах между собой молодая, по преимуществу студенческая  публика, называла «фриками». В репликах-комментариях на телекамеру молодые люди говорили, что да, всё занятно, прикольно, здорово бы было и на наших улицах… однако на логично следующий за таким комментарием вопрос: «А сам так оделся бы?» - категорически отвечали: «Нет».  Далее, как электричка со всеми остановками, следуют вопросы без ответов:  об эпатаже и уважительном отношении к окружающим, о способах самовыражаться и природе этих способов, о сути и о назначении искусства вообще и искусства моды, в частности…

Другой совсем уж «не нашей» выставкой стало представление в Псковской ДХШ финских комиксов, история которых насчитывает уже более века. «Лет сорок назад в нашем обществе тоже плохо относились к комиксам, считая их легкомысленным и развлекательным искусством. Но разве развлекательное - это плохо?» - задал почти риторический вопрос писатель Юкка Парккинен, сорок лет назад стоявший у истоков создания Общества комиксов - оно потребовалось, потому что уж очень много писателей и художников работало в этом жанре в Финляндии уже в 1970-х!..

Комиксов на выставке было много - большие стенды с сотнями забавных рисунков на них нужно было долго разглядывать - благо, специально для русскоязычной публики все реплики персонажей перевели на русский. Кое-что  нашего зрителя не трогало вовсе. Кое-что нашим людям было очень даже близко и понятно (например, про перевыборы мумми-папы на пост главы семьи - в отдельно взятой закрытой комнате и из единственно взятого мумми-папы; реплика мумми-сына: «Папу, наверняка, опять выберут…»). Но наибольшие симпатии посетителей выставки (в час вернисажа это, по большей части, были студенты и учащиеся псковской Детской художественной школы) вызвал ругающийся ёжик. Имени у этого популярного в Финляндии животного нет, его так все и зовут «ругающийся ёжик».  Интересно, что комикс делают на одном из разговорных диалектов  финского  языка, не всегда очень уж цензурно, то есть - опять к вопросу о стиле -  с особенной стилистической окраской…

Всё это, впрочем, равно как и сольный концерт исполнительницы на кантеле Сари Каасинен, и мастер-класс финского повара Яри Мартикайнена, и выступления цирковых артистов из Куопио и многое другое, преследовало одну главную цель: представить россиянам Финляндию - такой, какой они едва ли увидят эту страну из окна туристического автобуса.

Повторенье - мать…

Планшеты с комиксами, которые, проездом в Пскове пробудут совсем недолго, едва ли не заслонили в выставочном зале ДХШ другую  выставку - очень значимую  для директора школы и его коллег.  Выставка называется «Псков приглашает друзей»,  и была открыта в ДХШ ещё в Дни города летом, но тогда, в безумном количестве мероприятий (почти полсотни событий разного уровня и размаха за три дня, развлекательная программа по полной!), практически не была замечена, а потом… потом продолжилось лето, и школа  вместе с выставочным залом была закрыта для посетителей. А ведь на выставке есть очень сильные работы, огорчается «потерянному дню рождения» Олег Николаевич.

Экспозиция, действительно, очень интересна - колористические находки, композиционные изыски в стремительных, пленэрных работах… Дело в том, что выставка из почти что ста картин - традиционная, сделана по итогам международного пленэра, лучшее из того, что за две недели написали в Пскове, в Изборске, в Мальской долине профессиональные художники-преподаватели из Финляндии, Голландии, Германии, Эстонии, Латвии и России. Проблема, конечно, в том, что попасть на выставку можно лишь в те часы, когда открыта школа. Но ведь для истинного ценителя изобразительно искусства ни одно расписание не может стать сколько-нибудь серьёзным препятствием…

Подтверждением тому, что события, требующие хоть сколько-то серьёзного внимания со стороны зрителя, в Дни города оказались «холостым залпом» служит и то, что на этой неделе в Псковском музее-заповеднике второй раз открыли выставку работ современных авторов из пяти российских городов: Калуги, Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Фигуративная и абстрактная живопись, графика и эмали от художников XX (и XXI…) века тогда, в июле, была размещена в Приказной палате среди стилизованных под XVII век интерьеров. Экспозиция, которая в пёстрые дни праздника многим показалась тоже пёстрой и несбалансированной, сейчас смотрится совсем по-другому, и не только потому, что ей определили новое место - головной выставочный зал музея. Выставка иначе скомпонована и существенно расширена. В частности, вырос «псковский блок» из полотен Николая Москалева, Анатолия Жбанова, Ильи Семина, Ирины Гурской. Впрочем, характер выставки – резкого, иногда режущего взгляда на мир - остался вполне себе прежним…

Культурный обмен

Ещё одно событие минувших десяти дней скорее можно отнести к курьёзам из нашей культурной жизни - какой эта жизнь порой оказывается из-за «извивов» действующего законодательства.  Факт культурной жизни: в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» на трёхдневном субботнике собрали более двух тонн яблок (осень нынче яблочная!). «Соль» факта: собранные яблоки отправили в Коломну - в тамошний музей «Коломенская пастила».

Парадокс нашего законодательства в том, что связанные по рукам и ногам музеи не могут закупать продукты для переработки, даже если эта переработка на музеях-усадьбах ведётся по исторически выверенным технологиях, а сам процесс переработки является своего рода «объектом» музейного показа и частью уставной деятельности. В результате, закупить зерно для того, чтобы на радость посетителям и им же в просвещение смолоть его на музейной старинной, с подлинными механизмами, действующей  водяной мельнице, музейщики не имеют права. Спасибо, выручают коллеги из неблизкого географически, но родного по законодательным проблемам «Куликового поля», и зерно, выращенное в Московской области, едет в Псковскую, а  яблоки из сада, заложенного ежё дедом Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибалом, - зерну навстречу.

Из Псковской области в Московскую…

Алина Егорова специально для Псковской Ленты Новостей. 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей