Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию окончание информационно-аналитического материала, посвященного событиям и явлениям псковской региональной политики. Если в первой части нашего обозрения речь шла о представителях партии власти, то сегодня мы поговорим о проблемах и перспективах местной оппозиции. Этот разговор тем более актуален в условиях начала подготовки основных политических сил к масштабной избирательной кампании в муниципальных образованиях области.
Разговор о ситуации в региональных отделениях оппозиционных партий, представленных в Псковском областном Собрании, имеет смысл начать с другого избирательного марафона — прошлогоднего. Напомним, что в сентябре 2016-го мы выбирали депутатов Государственной думы и Псковского областного Собрания, и по итогам единого дня голосования в сентябре оппозиция потерпела серьезное поражение, показав наиболее низкий результат за все последние годы.
Сравнительный анализ результатов участия региональных отделений политических партий в выборах депутатов Псковского областного Собрания
Партии |
2011
|
2016 |
КПРФ |
75192 (24,77%) |
45981 (20,06%) |
«Справедливая Россия» |
45596 (15,02%) |
20490 (8,94%) |
ЛДПР |
43003 (14,17%) |
34053 (14,85%) |
«Яблоко» |
20387 (6,72%) |
13964 (6,09%) |
Указано абсолютное количество полученных голосов; в скобках - процент от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Полученные на выборах-2016 проценты и количество мандатов депутатов Псковского областного Собрания у системной оппозиции оказались значительно меньше, чем прежде. Соответственно, существенно меньше стало и ее влияние на ход политического процесса.
Количество мандатов депутатов Псковского областного Собрания, полученных оппозиционными партиями по результатам выборов в 2011 и 2016 годах
Партии |
2011 |
2016 |
КПРФ |
9 |
5 |
«Справедливая Россия» |
4 |
2 |
ЛДПР |
3 |
3 |
«Яблоко» |
1 |
1 |
Попытаемся разобраться, в чем причина столь слабого выступления - при том, что социально-экономическое положение населения в последние годы значительно ухудшилось. Следовательно, были основания предполагать: холодильник начнет выигрывать у телевизора, иначе говоря, общественные настроения в условиях усугубляющегося экономического кризиса будут меняться (что было бы на руку представителям оппозиции), и государственная пропаганда не сможет этому противостоять. Однако данный прогноз, как известно, не оправдался, свидетельством чему стали прежде всего результаты выборов в Государственную Думу - «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте.
Представители псковской оппозиции склонны объяснять неудачу на выборах-2016 скорее общероссийским трендом, чем собственными недоработками: дескать, коммунисты, эсеры и представители других объединений проиграли не в одном отдельно взятом регионе, а в целом по стране — и причин сложившейся ситуации несколько: начиная тем, что оппозиция, ставшая участником так называемого «крымского консенсуса», загнала себя в ловушку, и заканчивая тем, что президент России Владимир Путин с его рекордным рейтингом поддержки прямо указал перед выборами на «Единую Россию». Все это в условиях полного доминирования партии власти в эфире федеральных телеканалов и предопределило результат народного волеизъявления. Однако, что бы там ни говорили представители оппозиции, безусловно, есть здесь, в причинах ее поражения, и региональная специфика. Говоря о проблемах местной оппозиции, следует иметь в виду прежде всего ее слабую ресурсную обеспеченность. При этом проблемные зоны, ставшие очевидными ранее, в последнее время лишь усугубились.
Первый секретарь обкома КПРФ Петр Алексеенко и член президиума ЦК КПРФ Владимир Никитин ставят однопартийцам задачу в год 100-летия Октябрьской революции
Все без исключения отделения оппозиционных партий испытывают значительные финансовые трудности. На мой взгляд, хуже всего дела обстоят у псковских коммунистов. Как известно, они остались без ставшей привычной в прежние годы спонсорской помощи — и нового состоятельного партнера вроде экс-члена фракции КПРФ в областном Собрании, бизнесмена Игоря Савицкого на горизонте не видно. Недостаток средств, очевидно, во многом и является причиной того, что партия в регионе выглядит так блекло: по крайней мере, ни бесплатных массовых изданий, ни сколь-нибудь резонансных акций под красными флагами не видно.
Не лучше положение у псковских эсеров. Про банкротство и долги лидера регионального отделения СР Олега Брячака не писал и не говорил в последнее время только ленивый. Если бы не известный союз псковских мироновцев с «группой Михаила Гавунаса» — Брячаку и Ко, видимо, пришлось бы садиться на паперть и просить милостыню. К слову, зависимость регионального руководителя эсеров от новых союзников становится все более очевидной, в том числе по темам его выступлений в областном Собрании. При этом необходимо понимать, что Михаил Савельевич — не тот человек, который просто так, «из любви к искусству», будет тратиться на партстроительство — впрочем, об этом мы поговорим подробнее чуть позже.
Яблочник Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) и эсер Олег Брячак
Достаточно остро стоит финансовый вопрос и перед псковским отделением «Яблока». Несомненно, Лев Шлосберг и компания получают больше, чем многие другие региональные отделения этой демократической партии в субъектах РФ. Однако по итогам парламентских выборов-2016 «Яблоко» потеряло государственное финансирование (партия не набрала 3%, необходимых для того, чтобы получать деньги из бюджета). Иными словами, сам «пирог» яблочников стал меньше — соответственно, неминуемо меньше становится и кусочек этого «пирога», достающийся псковским партийцам. А ведь средств требуется немало — особенно, если иметь в виду не только само политическое объединение, но и, скажем так, дружественные ему структуры — например, те же редакции двух СМИ («Псковская губерния» и «Московский комсомолец в Пскове»). Поиск источников финансирования для подобных проектов весьма проблематичен. Умеющий считать деньги и просчитывающий риски бизнес помогать прозападным политикам и их соратникам (тем более в условиях, когда в России столь явно деление на «своих» и «чужих» и в ходу рассуждения о «пятой колонне»), очевидно, спешить не будет. К тому же надо понимать, что наше бизнес-сообщество прагматично — его представители всегда хотят получить выгоду. При этом представить, что лидер псковских яблочников начнет выступать лоббистом, то есть действовать в интересах, скажем, какого-нибудь местного застройщика, почти невозможно. Хотя бы потому, что это поломает его образ, на формирование которого ушли многие годы. В принципе псковские либералы могли бы рассчитывать на поддержку западных неправительственных организаций или той же «Открытой России» Михаила Ходорковского (от которой, напомним, Лев Шлосберг публично дистанцируется). Но и тут все непросто: общественные организации, так или иначе вовлеченные в политпроцесс, находятся под микроскопом Минюста: в случае чего - проблем не оберешься. Фандрайзинговые схемы, которые использовались Львом Шлосбергом в прошлом году для сбора средств на выпуск издания «ГражданинЪ», - это копейки. К тому же, как сформулировал еще Михаил Веллер, «ритуалы, связанные с материальными затратами, раздражают людей» - ссуживать собственные рубли на выпуск газеты в провинции московская либеральная публика бесконечно не будет. Да и реализовывать эти схемы как и прежде через московского активиста Максима Каца, ныне оказавшегося в центре громкого внутрипартийного скандала, — занятие рискованное. Тем более, что и лидер партии Григорий Явлинский прежнего расположения к своему набравшему популярность псковскому однопартийцу не демонстрирует. Таким образом, реализовывать требующие финансовых затрат проекты, в том числе по выпуску агитационно-пропагандистских материалов и периодических изданий, становится все сложнее. По нашей информации, у издателя ПГ и МК уже есть задолженности перед типографией за печать газет, а также долг за обслуживание интернет-сайта.
Еще одна «болевая точка» псковской оппозиции - проблема лидеров. При всем уважении к новому первому секретарю обкома КПРФ Петру Алексеенко он не выглядит пока равноценной заменой ни безвременно ушедшему из жизни Александру Рогову, ни бывшему лидеру псковских коммунистов Владимиру Никитину, обладавшим харизмой, явными лидерскими качествами и ораторским даром. Возможно, проблема отсутствия яркого лидера могла бы отчасти компенсироваться наличием группы ярких политиков в его окружении, но с этим, как известно, тоже проблема. В результате спикером от коммунистов раз за разом становится второй секретарь обкома, депутат областного Собрания Виктор Дуля — после чего все хватаются за головы, а затем следует объяснение: мол, Виктор Федорович высказывал свое собственное мнение (и это не позиция партии) и вообще он был неправильно понят.
Региональный координатор ЛДПР Антон Минаков
Не спешит оправдывать выданные авансы региональный координатор ЛДПР Антон Минаков, сменивший на капитанском мостике Сергея Макарченко. Ранее мы несколько раз отмечали, что после того, как на нового вожака стаи «соколов Жириновского» перестала падать тень от прежнего руководителя, он как будто расправил крылья, выглядит все увереннее и утверждается в роли полноценного партийного руководителя. С сожалением приходится констатировать, что действия и заявления, подтверждающие этот тезис, носят пока фрагментарный характер. К тому же авторитет руководителя областной организации ставится под сомнение некоторыми из его однопартийцев, а в региональной организации так и не разрешен известный конфликт.
На фоне других лидеров оппозиционных объединений выигрышно выделяются тот же яблочник Лев Шлосберг и эсер Олег Брячак. Последний в конце минувшего и начале нынешнего годов был занят публичной кампанией под условным названием «Турчака — в отставку». Обозначенный еще по осени срок антигубернаторского похода (три-четыре месяца) истекает, при этом становится все более очевидным, что декларируемого результата достичь не удастся (справедливости ради отмечу, что большинство экспертов с самого начала скептически относились к данной затее, говоря о том, что баннерами на улицах и сбором подписей в интернете губернатора не снимешь — многие и вовсе называли кампанию абсолютно бессмысленным занятием).
Между тем только за последние недели о выходе из «Справедливой России» объявили сразу два известных члена партии — руководитель фракции СР в Псковской гордуме Евгений Самуйлов и общественник Иван Васильев. Оба покинули организацию из-за несогласия с курсом, который проводит Брячак-младший. Если учесть, что еще в прошлом году по тем же соображениям из партии вышла на тот момент депутат регионального парламента, врач Лилия Никифорова, можно констатировать, что известных лиц, кроме самого Брячака-младшего и депутата областного Собрания Натальи Тудаковой, в псковском отделении СР фактически не остается. И, как уже было сказано, все более очевидной становится зависимость лидера псковских эсеров от союзников из «группы Гавунаса». Злые языки и вовсе говорят о том, что Олег Михайлович «попал в кабалу», находя подтверждение этому выводу в темах его выступлений в стенах областного Собрания. Уже несколько месяцев Брячак-младший выступает там в роли не то лоббиста, не то адвоката и использует парламентскую трибуну для того, чтобы раз за разом озвучивать детали так называемого «дела о миллиарде». Любопытно, что делает это он под присмотром сразу двух членов команды Михаила Гавунаса — руководителя «Евро-Керамики» Владимира Панченко и экс-депутата областного Собрания Павла Николаева.
Владимир Панченко и Павел Николаев на сессии областного Собрания
Михаил Гавунас при желании мог бы получить контроль над всем региональным отделением СР, но, видимо, такой цели у него нет. Понятно же, что деятельность партии строится во многих направлениях и требует затрат, а вкладываться в это бизнесмен, очевидно, не хочет. Скорее всего, «группа Гавунаса» пытается использовать «Справедливую Россию» как инструмент давления на региональную власть с целью заставить ее пойти на переговоры по тому самому «Делу Псковпищепрома» («Дело о миллиарде»). Однако это не более чем гипотеза.
Как бы то ни было, рассуждения о том, что с приходом «группы Гавунаса» псковское региональное отделение «Справедливой России» только усилилось, представляются весьма сомнительными. Но при всем при этом, будем справедливы, финансирование идет и новые люди — потенциальные участники выборов под знаменами СР все-таки появились.
Завершая беглый обзор проблем и угроз, стоящих перед региональными отделениями партий перед стартом масштабных муниципальных выборов (по их результатам будет формироваться «муниципальный фильтр» на губернаторские выборы), отмечу проблему коротких кадровых скамеек. А ведь в связи с масштабностью кампании и изменениями в правилах игры на выборах в Пскове очевидно, что всем потребуется множество кандидатов — как в одномандатных округах, так и в партийных списках. Напомню, что по инициативе партии власти на выборах в гордумы Пскова и Великих Лук будет использоваться тот же принцип, что и на выборах в Псковское областное Собрание: в общегородскую часть партийного списка войдут лишь трое кандидатов, остальные распределятся по территориальным группам в соответствии с количеством избирательных округов. Эта новелла потребует от всех партий выдвижения гораздо большего, чем прежде, количества кандидатов. А ведь грядут еще и выборы в районные Собрания в 21 муниципалитете, и выборы семи районных глав. Участвовать в этих забегах, демонстрируя потенцию и волю к победе, оппозиции надо, однако при этом все понимают, что инвестировать в выборы тех же глав районов — занятие бессмысленное. Как показывает практика, кандидаты от оппозиции в случае успеха очень быстро становятся частью системы, уходят к власти и дистанцируются от недавних соратников.
В целом не вызывает никаких сомнений, что представителям системной оппозиции в этом выборном году будет крайне непросто. И утешать их может разве что только то, что «молодой шпаны», которая была бы готова стереть местных зюгановцев, жириновцев и прочих привычных обитателей политической фауны с лица замли и сбросить с корабля современности, не видно. У непарламентских объединений все обстоит еще хуже: тут мы имеем дело в основном либо с абсолютно инертными персонажами, либо откровенными фриками, либо — что еще прискорбнее — партийцами, которым если чем и меряться друг с другом, то статьями уголовного кодекса, фигурирующими в их приговорах.
Резюмируя сказанное, отметим: столь серьезного ослабления региональных отделений оппозиционных партий, представленные в областном Собрании, мы не видели очень давно. Все четыре организации — КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко» — переживают сейчас сложный период и испытывают затруднения. Если уподобить оппозицию пациенту на приеме у доктора, то болит везде, куда ни нажми.
Игорь Макаров