Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой
Эрих Мария Ремарк, "На западном фронте без перемен"
Две недели, прошедшие со дня публикации предыдущего политобозрения, были богаты на громкие события и даже сенсации чуть ли не мирового масштаба. Одно только решение российских властей о вводе войск в Украину с последующей гневной реакцией США и прочего Запада чего стоят! В такой ситуации глобальная повестка неминуемо уводит от местной политической жизни и заставляет меня – как, наверное, и любого человека, у которого есть собственное мнение по поводу происходящего – рассуждать именно об этом. Но отдергиваю руку от клавиатуры, как от раскаленного утюга, и говорю себе: «Стоп»: ведь наши обзоры посвящены региональному аспекту, а эхо украинских событий если и оказывало влияние на местный политпроцесс, то пока не явное. Да, псковские десантники уже вписаны в «миротворческие» планы Кремля. Да, скобари-политики дискутируют на злободневную тему, набирая или теряя на ней дополнительные очки. Да, слово «майдан» звучит в стенах областного Собрания депутатов, и даже свой «майдановец» в Пскове нашелся. Однако суть происходившего в Пскове в этот период заключалась все-таки в ином. А именно в том, что президент Владимир Путин до того, как дать армии приказ на Крым, в полном соответствии с прогнозами ПЛН назначил Андрея Турчака и.о. губернатора – после чего в предвыборной кампании наступил новый, важнейший, этап. Можно сказать и по-другому: собственно, с этого дня, 27 февраля, и стартовала настоящая кампания. А все, что было прежде – это так, не более чем разминка, тренировочный спарринг, учения перед решающим поединком.
«Мы с приятелем вдвоем…»
Если бы в политике всё было по-другому (хотя бы честнее) и государственные деятели называли вещи своими именами, то УКАЗ Путина «Об исполняющем обязанности губернатора Псковской области» звучал бы как ПРИКАЗ «О назначении Андрея Турчака кандидатом №1 на выборах губернатора Псковской области». Вместо этого: одно говорим и пишем, другое – держим в уме. Но и так всякому понятно, что значит это решение главы государства. Неудивительно, что Турчак хоть и сделал необходимое пояснение (мол, мы как работали – так и будем работать без оглядки на выборную кампанию) и сослался на решение партии, при этом все-таки вопрос своего участия в забеге не обошел: «Что касается моего выдвижения на выборы, то я это сделаю в установленные законом сроки на основании того решения, которое примут мои товарищи-однопартийцы». Речь, разумеется, о «Единой России» - если кто подзабыл партийную принадлежность теперь уже и.о. губернатора.
Если действующий губернатор вел себя достаточно скромно и достойно, получив благое известие, то у его сенатора был заметен привычный апломб. В плане предвыборных перспектив представитель администрации Псковской области в Совете Федерации Михаил Маргелов, в кои-то веки и несмотря на украинский кризис выкроивший в своем московско-американско-африканском графике «окно» в несколько дней для «родного региона», был щедр на откровения, как настоящий кандидат. В Пскове сенатор не скупился на обещания по принципу «Всем! Всё! Всегда!», а затем в интервью одному из СМИ, принадлежащих областной власти, прояснил причину своего приезда: выборы на носу. И тут самое время напомнить, что по новому закону вместе с кандидатом в губернаторы в своеобразной связке идут и три претендента в Совет Федерации. В случае победы один из них будет наделен полномочиями сенатора. У тех, кто забыл эту норму, явление г-на Маргелова не в День ВДВ 2 августа (как бывало обычно) вызвало недоумение: а чего это он? Приехав, сенатор заявился в качестве одного из этой губернаторской «чудо-тройки» – причем, по всему выходит, он видит себя в роли «коренного». Кто будут «пристяжными»? Тут можно строить различные версии. Может быть, известный путинец и пушкинист (уж и не знаю, что теперь тут первично, а что вторично) Георгий Василевич? Достойная конкурентка г-на Турчака на партийных праймериз, управляющая областным Пенсионным фондом Елена Бибикова? Полагаю, особый кайф сценаристы этой пьесы получили бы, отрядив в тройку главу Ивана Цецерского… В этом случае было бы и электоральное обоснование по причине популярности градоначальника в областном центре (что и подтвердили выборы в марте 2012-го). Не будем забывать и того, что Иван Николаевич был едва ли не первым из заметных псковских политиков, кто еще в прошлом году заявил о готовности и желании работать в предвыборной команде Турчака… Список тех, кто мог бы принести пользу в плане электоральных перспектив и при этом согласился бы на роль статиста, можно продолжать.
«Грядут выборы, мы с Андреем Турчаком пойдем в команде, это понятно. Завтра я планирую начать обсуждать то, как мы с губернатором будем вести нашу предвыборную кампанию», - объяснил сенатор. Казалось, еще чуть-чуть и г-н Маргелов заговорит фразами министра-администратора из «Обыкновенного чуда» - дескать, «я и наш королек»… Однако член Совета Федерации все-таки вовремя спохватился, дав пояснение «для тех, кто в танке»:роль губернатора тут ключевая, а моя – поддерживающая. Но потом Михаил Витальевич снова не сдержался и заговорил о том, что «тем не менее, это общая работа». Рассуждения г-на Маргелова вызывают, как минимум, недоумение – хотя бы потому, что решения региональной конференции «Единой России» в настоящее время, разумеется, нет – ни по Турчаку, ни по тройке кандидатов в СФ. Либо опытный партиец, один из создателей еще партии «Единство» так плохо знает устав «руководящей и направляющей» нашего времени, либо опытный дипломат и царедворец, мастер изящной словесности и знатный пиарщик посчитал ненужным соблюдать приличия перед провинциальной публикой. В любом случае было бы интересно узнать, что думает по поводу столь смелых заявлений, в соответствии с которыми роль руководящего партийного органа сводится к механическому голосованию и проставлению штампика на уже отпечатанную бумагу, секретарь регионального политсовета «Единой России», председатель областного Собрания депутатов Александр Котов.
По мысли сенатора Маргелова (справа), основная половина предвыборного квартета уже собрана. Дело за малым – найти пару статистов и выиграть губернаторские выборы
Что до самого Турчака, то с 27 февраля он - кандидат. И именно в этом контексте теперь будут воспринимать фактически любые проявления его активности, вплоть до дня голосования 14 сентября – будь то поездки по муниципалитетам, горячие телефонные линии в редакциях районных газет, встречи с населением, отчет о работе перед областным Собранием (интересно, весной 2014-го тоже будет шоу, подобное прошлогоднему?), подписание важных бумаг в Москве, перерезание ленточек при открытии объектов, частые появления в СМИ и многое другое. Кстати, сюжет об указе Путина в эфире главного медийного орудия властей – новостной программе ГТРК «Псков» - выглядел как элемент агитационной кампании. Особо обращало на себя внимание не по телевизионному длинное, зато идеологически правильное название на сайте телерадиокомпании: «Приход амбициозного политика, Андрея Турчака на пост губернатора 5 лет назад, стал знаковым для региона». Надо думать, что подобные констатации «знаковых для региона» событий с участием амбициозного (мудрого, грамотного, молодого, опытного, справедливого, социально ориентированного, пользующегося уважением в Кремле, идеального в глазах муниципальных руководителей – нужное выбрать в зависимости от конкретного инфоповода) и.о. губернатора в подконтрольных областной администрации СМИ теперь будут накатывать на псковичей волнами: весной – одна, летом – другая, побольше. Заодно специалисты замерят самочувствие избирателя, не тошнит ли его от такого агитационно-пропагандистского шторма или можно пустить еще волну, а то и наслать цунами, благо средств у посейдонов хватает. Тут главное – не переборщить от неумения или излишне большого рвения. Ведь, как известно, услужливый дурак… В общем, спасение на выборах – дело техники, или, вернее сказать, политтехнологий. При этом не стоит забывать, что для самого г-на Турчака начинающаяся кампания будет фактически первым серьезным личным испытанием на выборах. Да, как это ни удивительно – губернатор, ранее избиравшийся и в областное Собрание депутатов (по партийному списку ЕР), и в Совет Федерации (путем голосования депутатов) - никогда прежде не участвовал в реальных избирательных кампаниях и не «рубился» за власть. Такой вот парадокс современной российской политической системы: в первый раз на сколько-нибудь реальные выборы действующий госуправленец идет спустя чуть ли не десятилетие работы в органах власти.
Как бы там ни было, для Андрея Анатольевича это будет и психологическим испытанием. В чем-то ему даже предстоит перестроить внутреннюю систему ценностей: ведь до этого его единственным избирателем был президент, теперь же свою оценку должны дать реальные избиратели. При этом надо отдать должное г-ну Турчаку - Кремлю он дважды (в 2009 и 2014 годах) сумел понравиться, то есть в отличие от своих предшественников, имевших опыт реальных выборов, смог получить плюсы в дневник от кремлевских стратегов, а это по нынешним временам многое значит.
«В Путина мы веруем!»
На руку и.о. губернатора, должно быть, сыграет и то обстоятельство, что у его оппонентов до настоящего момента нет необходимых ресурсов – иными словами, не хватает сил и средств, чтобы устроить на время избирательной гонки «режим выжженной земли». В этой связи на память невольно приходит кампания 2000 года, когда по действующему губернатору била тысяча орудий и земля горела под его ногами, операторы с камерами выскакивали из-за каждого угла, а тиражами бесплатных газет антимихайловской направленности можно было бы отапливать всю область до 2017 года включительно. Теперь этого нет и в помине, но какие-то отголоски тех времен все-таки слышны. Вот и в конце февраля 50-тысячным тиражом вышел очередной номер «Чудского вече» (о новогоднем выпуске «общественной газеты защитников Псковской области» я писал здесь). Судя по выходным данным, в «ЧВ» сменился главный редактор – вместо «темной лошадки» Алены Алексеевой главредом стал также неизвестный в наших палестинах некий Иван Белых. Но суть, разумеется, осталась неизменной: В этот раз Турчака сравнивают с пушкинским Германом и бьют за деятельность администрации в сферах здравоохранения, образования и лесопользования. Все стандартно, ничего не меняется, то же самое мы видели и 10-15 лет назад, только фамилии поменяй. От чтения скулы сводит. Помощь в распространении газеты «общественникам», вероятно, окажут в этот раз местные националисты, в адрес которых – цитирую релиз - «обратились некие оппозиционные силы, чьим лицом является данное издание». Я бы рекомендовал «неким оппозиционным силам» пожалеть свои средства, ведь при распространении газеты данными «почтальонами» значительная часть тиража может запросто уйти в утиль. Вновь обращаю внимание на своеобразное чувство юмора анонимных «защитников Псковской земли» из Подмосковья. По части веселости конкуренцию «ЧВ» может составить разве что претендент на пост мэра Новосибирска и еще один потенциальный кандидат в псковские губернаторы, музыкант Сергей «Паук» Троицкий. Он на днях презентовал новую валюту – пауккойны – и объяснил, почему начал Битвы за Новосиб и Кунью: именно там находятся сокровища - «14 возов золота Наполеона и 3 отцепленных вагона золота Колчака».
Первая полоса «Чудского вече» отсылает читателя лет на 10-15 назад
Если же говорить серьезно, то выход в канун издания президентского указа контрпропагандистcкой многотиражки стал еще одной попыткой сделать каверзу Турчаку. Между тем и других подобных проявлений хватало: так, коммунист Александр Рогов и эсер Олег Брячак устроили в феврале что-то вроде прессинга действующего регионального руководителя, наступая ему на пятки во время поездок в районы – Дновский и Плюсский. Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) хоть и не проявлял в последние недели запредельной активности, вновь стал раздражителем – на этот раз из-за комментариев относительно событий вокруг Украины и возможного участия в процессе российских военнослужащих.
Во всех этих действиях видна была какая-то горечь и разочарование. Как будто местные оппозиционеры до последнего верили, что указ будет другим. Некоторые даже рассчитывали, что там, в бумаге за подписью главы государства, может появиться их собственная фамилия. Но не дождались – и реакция их была достаточно предсказуемой.
В частности Александр Рогов, в прошлом году просивший Путина отправить Турчака в отставку, и в этот раз назвал назначение и.о. губернатора «кадровой ошибкой», заявив, что при принятии решения об и.о. «возобладал чисто чиновничий подход, а не забота о жителях одного из самых значимых приграничных регионов». Как же так, недоумевал, коммунист: Турчак проработал 5 лет вахтовым методом неэффективно, втягивая регион в разруху, но вместо ссылки получил от президента очередную политическую индульгенцию. Не меньше указа персека, возможно, расстроило и другое решение ВВП, принятое накануне: Орловскую область «отдали» коммунистам, там и.о. был назначен депутат Госдумы от КПРФ. За однопартийца псковичу может быть и радостно, но относительно собственных перспектив в тот же момент все должно было стать предельно ясно, ибо «выторговать» в Кремле сразу два региона, тем более с разницей в день – это никакому Зюганову не под силу.
Эсер Брячак-младший 27 февраля пришел в областное Собрание весь в черном – и вскоре пояснил, что это неспроста: дескать, будет говорить о негативном, то бишь о результатах работы Турчака. Потом высказал предположение, что и.о. губернатора на выборах не победит, после чего возглавит одно из федеральных учреждений или агентство по делам молодежи. Кстати, тот же Брячак месяц назад ждал от приезда Путина в наш регион на заседание Совета по культуре и искусству отставки Турчака.
Наблюдая за рефлексией оппозиционных лидеров относительно решения президента, задаешься резонным вопросом: а чего вы, ребята, ждали, к кому вы собственно взываете? Президент Владимир Путин – он что, некий внеземной разум, оценивающий местных гуманоидов вне зависимости от их партийно-политического происхождения? Почему вы, представители партийных сил, оппонирующих верховной власти, апеллируете к человеку, представляющему собой суть правящего режима? В этом яркий парадокс российской политической системы: представители оппозиционных партий обращаются (пишут письма, засылают лоббистов и т.д.) к президенту, имя которого фактически тождественно наименованию правящей партии. Взывают по поводу его решения в пользу единоросса - члена «партии Путина», как когда-то уверяли агитационные билборды. Представить, что нечто подобное может происходить в условиях не российской суверенной, а реальной демократии достаточно сложно. А у нас – ничего, в порядке вещей, Путин – он же «наше всё».
Не место для дискуссий
Хронологически указ президента совпал с проведением очередной сессии областного Собрания депутатов. Из всего обилия вопросов – важных и разных, которые рассматривали местные законодатели, выделю лишь один – об известной инициативе единоросса Виктора Антонова, предложившего коллегам изменить регламент и ввести так называемое «голосования по доверенности». Мягко говоря, неоднозначное предложение все-таки было продавлено и принято силами депутатов «Единой России». Их коллеги - представители всех оппозиционных фракций в Собрании (КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и «Яблока») решили не участвовать в дальнейшей работе регионального парламента после того, как новые поправки были приняты. Несогласные забрали карточки для голосования и остались в зале в качестве зрителей.
Зачем надо было проводить данное решение и нагнетать страсти сейчас, в условиях стартующей избирательной кампании – большой вопрос. Почему нельзя было провести несколько сессий без изменения регламента, потом уйти на каникулы, а вернуться к вопросу уже после сентябрьских выборов? Есть мнение, что затея с передачей права голосования была поначалу не более чем инициативой одного-единственного депутата, однако затем начались инерционные процессы, стал важен вопрос партийной дисциплины, ну и вообще – как пелось во времена детства и юности нынешних депутатов - «мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет…». Не отступили, раскололи… Как итог – вызов-плевок оппозиции да еще и в «указный день календаря»: что та красная тряпка для быка. По другой версии, ничего неожиданного и удивительного во всей этой затее, несмотря на вопли несогласных, нет. Напротив, данное решение показательно и демонстративно. Цель партии власти – показать оппозиции и всем-всем-всем: нам все равно, нас больше, поэтому - что хотим, то и воротим. Мы - власть и всем тут управляем, это наше Собрание – и мы его имеем. А раз так - достаточно одного депутата Антонова, и не надо больше ни спикеров, ни аргументов, ничего.
В общем, как и прежде, поражает постоянное стремление власть предержащих создавать на ровном месте конфликты и скандалы.
Подводя итог сказанному, отмечу, что на сессии ярко проявился даже не раскол, а пропасть между властью и оппозицией. События во время заседания наглядно продемонстрировали: региональный парламент вошел в стадию непримиримой борьбы. Компромисс больше невозможен – всем важно обозначение своей позиции. Больше нет полутонов – только черный и белый, только свои и чужие. Таким образом, 27 февраля стало очевидно, сколь сильно влияние на законотворческий региональный процесс стартовавшей избирательной кампании.
Игорь Макаров
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец». Фото из архива ПЛН