Подбирая эпиграф к обозрению политических событий марта, долго ломать голову не пришлось. Конечно же, право быть процитированным заслужил долгожитель администрации области, мастер художественного слова и доктор культурологии г-н Александр Голышев с его постмасленичным откровением: «У нас вип-персона одна. Это губернатор». Вот уж действительно весь месяц прошел под знаком Андрея Турчака. Перефразируя известное: губернатор, как Пушкин – наше все! Строгий руководитель, защитник сирот, гроза агроначальников, самый обсуждаемый интервьюируемый, инспектор печально известного себежского морга, герой «декларационного» медиаскандала, хоккейный форвард и много кто еще. Основное же политическое событие с участием главы региона было припасено на самый конец месяца, и с легкой руки пресс-службы областной администрации(!) получило название «Попытка импичмента».
Он пошел другим путем...
После резонансных событий начала марта, когда сведения из декларации г-на Турчака и его супруги вызвали настоящее цунами в СМИ, в том числе федеральных, многие посчитали, что губернатор почтет за лучшее уйти на некоторое время в тень и сделать паузу, пока страсти по французской недвижимости не улягутся. Но, видимо, политтехнологи команды Турчака выбрали иную стратегию, руководствуясь каждому известной поговоркой «терпение и труд все перетрут». Весь месяц губернатор был тем самым «единственным ньюсмейкером» и проявлял гиперактивность. Информационные поводы, щедро раздаваемые им, с одной стороны, отодвигали тему недвижимости в Ницце на второй план, но, с другой стороны, не могли полностью ее затмить. И всем, следящим за ходом политического процесса, было понятно, что скандальный вопрос громко зазвучит, по меньшей мере, еще раз – в последний четверг месяца, когда пройдет очередная сессия областного Собрания.
Коммунисты, по горячим следам написавшие президенту Владимиру Путину письмо, в котором предложили отправить псковского губернатора в отставку, ответа не дождались (кто бы сомневался), однако решили не останавливаться и обратились к региональному парламенту - с тем, чтобы «дело Турчака» было рассмотрено на заседании депутатами.
В данной ситуации у администрации региона был выбор: или банально «затупить» (как это делает большинство российских чиновников), дав понять оппонентам, что, мол, «не ваше собачье дело открывать пасть по поводу нашей медвежьей берлоги», или ответить по существу.
К чести губернатора (хотя некоторые считают это решение ошибкой), он выбрал второй путь, пришел на сессию и ответил своим оппонентам. Судя по всему, расчет руководства администрации был на то, что ко дню сессии свое заключение по данному вопросу даст прокуратура, и, образно говоря, этой «фактической, окончательной, настоящей бумагой-броней» удастся заткнуть, как кляпом, рот персеку обкома КПРФ Александру Рогову. Однако «государево око» с вынесением правовой оценки произошедшему спешить не стало, сославшись на то, что «вопрос не такой простой, как кажется многим» и «приходится анализировать законодательство Франции». Кстати, многие наблюдатели – острословы провели параллель с тем, как год назад прокуратура занималась изучением законодательства Израиля.
В результате на сессии прозвучало предложение перенести рассмотрение вопроса на следующее, апрельское заседание – и большинство присутствовавших депутатов проголосовало за то, чтобы вопрос не включать в повестку.
Следует признать, что губернатор выдержал удар. Однако многие посчитали это «пирровой победой», ведь ползучий «пехтинг» продолжится, по меньшей мере, целый месяц. Не следует забывать и того, что для публичных политиков важен не только результат (он в данной ситуации очевиден), но и то, как долго тема будет звучать. И в этом отношении «команде Турчака», на мой взгляд, следовало бы дать коммунистам включить «квартирный вопрос» в повестку сессии, кратко обсудить его и «провалить» на голосовании, тем самым «закрыв тему».
Вместо этого решение отложено, история будет иметь продолжение, Рогов и Ко уже заявили, что обязательно вернутся к теме. В общем, не вызывает сомнений, что скоро последует «разжевывание» первой попытки импичмента – в виде заявлений и статей, возможно, в форме откликов даже на федеральном уровне. Не исключено, что воспользоваться ситуацией в своих целях постараются не только формальные оппозиционеры из состава парламентских фракций, но и непубличные соперники – противники губернатора, которые хотели бы «погреть руки у чужого костра».
Отмечу, что в федеральных СМИ второго-третьего эшелона уже сейчас появляются откровенно заказные материалы, в которых обыгрывается тема французской недвижимости г-на Турчака, Причем, совершенно очевидно, что это не журналистские расследования, а «стрелы», пущенные в конкретную цель. А ведь, как известно, если звезды зажигают – это кому-нибудь нужно.
Как полагают многие наблюдатели, серия разоблачений депутатов и сенаторов – не что иное, как отточенная и эффективная технология. Благодаря тому, что многие жертвы «пехтинга» связаны между собой в вертикали власти, оппонентам единороссов удается достичь синергического эффекта.
Вот и в нашем случае пути губернатора Андрея Турчака и сенатора Михаила Маргелова пересеклись: оба с разницей в несколько недель попали под удар в блогосфере и СМИ. Как я уже отмечал в одном из предыдущих обзоров, представитель администрации Псковской области в Совете Федерации не так давно оказался в центре разразившегося скандала. В феврале блогеры заподозрили высокопоставленного члена партии власти в наличии у него элитной недвижимости в Майами (США), которая не нашла отражения в декларациях о доходах и имуществе. При этом сам Маргелов отрицает наличие у него квадратных метров за океаном. На днях в истории последовало продолжение в виде публикации в блогах ранее неизвестных подробностей о М. Маргелове и Д. Александрове, после чего сомнений относительно того, владеет ли сенатор недвижимостью в Америке, осталось значительно меньше. Желающих отправляю по ссылке: там действительно много интересного – и про сенатора, и про совладельца недвижимости Дмитрия Александрова, и про американские апартаменты.
Следует отметить, что атакующие сенатора косвенно бьют и по Турчаку, вслед за предшественниками делегировавшему Маргелова в СФ. При этом, судя по сказанному в интервью ПЛН, отношение губернатора к его представителю в верхней палате российского парламента остается прежним: он ему доверяет.
Кто-то теряет, а кто-то находит
Обострение ситуации на политической сцене региона, связанное с описанным медиаскандалом, стало своего рода «лакмусовой бумажкой» для местной оппозиции, которая, несмотря на «подарки судьбы», продолжает действовать по принципу «И хочется, и колется, и мама не велит». Что в целом подтверждает неоднократно сделанные авторами ПЛН выводы о слабости и непоследовательности политических сил, противостоящих в Пскове партии власти
Разумеется, необходимо отдать должное коммунистам, выступившим в марте с заявлениями к президенту и областному Собранию. Однако очевидно, что делается все без расчета на реальный эффект, а сами первые лица обкома в дискуссии с оппонентами выглядят весьма блекло. И даже тот факт, что зюгановцы выступили по данному поводу в федеральном СМИ, говорит, скорее, о том, что они дали поиспользовать себя в качестве «ширмы» для истинных заказчиков «компрометирующего материала».
Члены фракции «Справедливая Россия» в областном Собрании депутатов предпочли отмолчаться по резонансному вопросу, видимо, посчитав преждевременным демонстрацию своих амбиций (если, конечно, они еще остались). Судя по всему, псковские справедливороссы приняли решение следовать по пути своих партийных руководителей во главе с лидером СР Сергеем Мироновым, который в последнее время все активнее дрейфует в сторону президента страны Владимира Путина и его Общероссийского народного фронта.
При этом, некоторые эксперты полагают, что рано или поздно Михаил и Олег Брячаки продемонстрируют свои истинные намерения. Пока же время для того, чтобы раскрывать карты, видимо, еще не пришло.
Региональное отделение ЛДПР, ведомое депутатом Собрания Сергеем Макарченко, на сей раз выступило в роли своеобразного «арбитра – умиротворителя» и, несомненно, заработало дополнительные политические очки. Во-первых, псковские жириновцы грамотно отметились по резонансной теме, Во-вторых, они не стали консолидироваться с КПРФ, а предпочли занять свою собственную позицию, что почти всегда более выигрышно. Наконец, в-третьих, именно предложение, озвученное на сессии г-ном Макарченко, по сути дела, и прошло.
Единственным, кто поддержал при голосовании псковских коммунистов, стал депутат-яблочник Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . При этом следует отметить, что обычно свойственной ему активности при обсуждении данного вопроса он не проявлял, вероятно, прекрасно осознавая как бесперспективность самой затеи КПРФ, так и то, что жирные сливки на теме «импичмента» (пусть и провалившегося) способен снять Рогов и компания, а не кто-либо другой.
В целом развитие скандального сюжета и итоги голосования на мартовской сессии продемонстрировали, что любые политические попытки оппозиции противодействовать «партии власти» в данной модели регионального парламента обречены на провал. Вместе с тем необходимо отметить как положительный факт, что такие попытки уже имеют место быть и постепенно становятся не чем-то из ряда вон выходящим, а привычным элементом современной парламентской политической культуры.
Игорь Макаров
Карикатуры Алексея Меринова, «Московский комсомолец»