Каждой весной, которая в этом году наступила чуть раньше календарной, на смену сугробам и гололёду приходят лужи, под которыми скрывается масса неприятных сюрпризов. Так уж повелось, что вместе со снегом в России тает асфальт, обнажая огромные ямы и рытвины. Грунтовки, тем временем, превращаются в непроезжие хляби, а во дворах многоэтажек появляются «озёра», пересечь которые можно только вплавь. Это типичная картина для многих субъектов Северо-Запада, которые в конце зимы являют собой нечто неприглядное, серое и мокрое, и Псковская область - не исключение. Жители региона уже сейчас атакуют местных чиновников жалобами на состояние дорожного полотна и дворовых территорий.
Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0
Как только столбики термометров поднялись выше нуля, снег и лёд начали стремительно таять, в результате чего неизбежно образовались лужи внушительного размера. С учётом объёма выпавших этой зимой осадков такой исход был вполне предсказуем, как и ухудшение состояния асфальтового покрытия, которое не слишком устойчиво к переменчивости погоды. Ситуацию усугубляют дожди - и всё это совершенно естественно для межсезонья. Не слишком нормально лишь то, что ответственные службы оказались не совсем готовы к коварству природы.
Иначе как ещё объяснить количество сообщений о локальных подтоплениях в жилых массивах и ямах на дорогах области? Паблики в соцсетях пестрят фотографиями улиц и дворов, по которым невозможно передвигаться без плавсредств и «болотников». Затопленные пешеходные дорожки, ушедшие под воду детские площадки, «реки» и глубокие выбоины на проезжей части - жители ряда городов всерьёз обеспокоены приходом оттепели.
Вот одна из жалоб, крик души великолучан, проживающих на Карла Либкнехта, 19: «Зимой это "озеро" то замерзало, то подтаивало, то снова замерзало. А сейчас вскрылось почти полностью». Люди сетуют, что не могут выйти из подъезда без резиновых сапог, и так каждый год: после таяния снега и дождей во дворе разливается «хроническое озеро», его снимки размещены в одном из городских пабликов в социальной сети «ВКонтакте».
Фото из группы «Подслушано Великие Луки»/«ВКонтакте»
Местные жители уверены, что всему виной некорректно работающие инженерные системы. По-хорошему, талая вода должна стекать в ливневую канализацию, а если та не функционирует должным образом, влага остаётся на поверхности.
В подобной ситуации не раз оказывались и жители областного центра. В Пскове отдельные участки затапливает по нескольку раз за год, вопрос работоспособности ливнёвок обостряется буквально после каждого сильного дождя и в период таяния снега. Местами система не справляется с нагрузкой из-за засоров и отсутствия должного обслуживания. Но в большинстве случаев подтопления связаны с низкой пропускной способностью сетей и необходимостью их глобальной модернизации, а это дело затратное, потому не быстрое.
Ещё одна причина, по которой целые кварталы уходят в большое плавание, может крыться в несвоевременном вывозе снега. Уходящая зима была богата на осадки, и жители тех населённых пунктов, откуда регулярно поступали жалобы на плохую уборку и обилие сугробов, теперь видят во дворах и на дорогах результат отсутствия должного внимания к своим бедам со стороны коммунальных служб.
Что касается подтоплений на проезжей части, к ним, помимо вышеперечисленного, также могут приводить неверно выставленные уклоны при строительстве или реконструкции дороги. Застой воды возле пешеходных переходов, который сегодня можно лицезреть на некоторых участках дорог, может говорить о том, что работы были выполнены некачественно. И вина, прежде всего, лежит на их исполнителе. Но и с заказчиков, и с тех, кто отвечает за содержание дорог, ответственность никто не снимает.
В сложившейся ситуации тяжелее всего пешеходам, которые вынуждены обходить лужи в местах, для этого не предназначенных. Например, прямо по проезжей части, что крайне негативно сказывается на безопасности дорожного движения.
Автомобилистам тоже не слишком радостно. Мало того, что пешеход может внезапно выскочить под колёса, так еще и состояние дорожного полотна, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Со сходом снежного покрова некоторые дороги области начали представлять реальную угрозу для водителей и их движимого имущества. «Леона Поземского 121 напротив дома 122. Будьте аккуратнее, в луже скрывается яма глубиной около 35 см длина около метра...» - предупреждали псковичей в одном из городских пабликов. К счастью, проблему оперативно устранил подрядчик, ответственный за содержание данной улицы.
С выбоинами на магистралях за пределами городов всё гораздо сложнее. Многие из них давно нуждаются в ремонте, и оттепель об этом мастерски напомнила. Взять, к примеру, федеральную трассу Великие Луки – Локня, на которую без слёз не взглянешь: яма на яме, в любой из которых можно с лёгкостью оставить колесо. А ширина дороги в некоторых местах не позволяет безопасно разъехаться двум даже легковым авто.
Разбитые дороги уже давно стали верной приметой весны. Обычно самые большие дыры латают, но не всегда своевременно, что вызывает нарекания населения. «Мы платим налоги, почему дороги в таком ужасном состоянии?» - этот вопрос уже стал риторическим. Особенно, если речь идёт о частном секторе, где во время межсезонья дорог вообще нет, только длинные траншеи, залитые водой. Жители микрорайонов с индивидуальной застройкой могут добиваться подсыпки грунтовых дорог месяцами и даже не мечтают о появлении асфальта.
О сельских жителях, для которых вечная российская проблема весной становится главной, и говорить не приходится. Некоторые населённые пункты в период распутицы оказываются отрезанными от всего мира и выживают, как могут, в ожидании сухого времени года.
Каждый год в регионе утверждается и, хочется верить, неукоснительно исполняется план противопаводковых мероприятий. Почему обстановка на водоёмах тщательно мониторится во избежание затопления прибрежных населенных пунктов, а «болота» во дворах никого интересуют? Может, стоит тщательнее проверять и обслуживать ливнёвки вблизи МКД, как только синоптики спрогнозировали потепление? И заранее готовить нужное количество сил и средств для ямочного ремонта, который стопроцентно потребуется после таяния снега? Чёткий план мероприятий, которые следует провести с приходом оттепели, и качественное его исполнение очевидно сократили бы количество жалоб от населения и улучшили бы его настроения.
На сегодняшний день суровая реальность весны в наших широтах - «ни пешком не пройти, ни на машине проехать». Хотя бы раз в году случается ночь, когда мы засыпаем обычными жителями городка на Северо-Западе, чтобы утром проснуться венецианскими гондольерами. Только ходить на работу в сапогах и каждую весну чинить подвеску в машине порядком надоело.
Ульяна Лаблюк