04.12.2025 17:450
Более 10 компаний готовятся выйти на IPO
04.12.2025 17:300
Аналитики представили обновленный взгляд на рынки капитала
04.12.2025 16:560
Александр Братчиков: Согласительная комиссия рассматривает системные вопросы, а не отдельные пожелания
04.12.2025 13:140
Ульяна Михайлова: Суды не принимают словесные объяснения без доказательств
04.12.2025 12:080
Начинается видеотрансляция программы «Банкротство и точка» об отказе в освобождении от обязательств после банкротства
Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Убьют ли маркетплейсы розничную торговлю?». Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102,6 FM).

На протяжении всего постсоветского времени в России модель взаимодействия между людьми и бизнесом менялась. Вначале на смену советским магазинам пришла улично-рыночная торговля, ее сменили ларьки, потом павильоны и минимаркеты, далее появились супер- и гепермаркеты. Сейчас же началась эпоха маркетплейсов. Сегодня многие потенциальные покупатели больше не видят смысла тратить время на дорогу до магазина, обходить огромные площади торговых центров в поисках того или иного товара, предпочтение отдается маркетплейсам, на просторах которых можно найти все, что только душе угодно, от зарядных устройств для телефона и масляных фильтров для автомобиля до бытовой техники и мебели. Благодаря чему «Озон» и «Вайлдберриз» постепенно завоевывают мир.
Если вспомнить, то еще лет 10 назад только продвинутые пользователи могли заказывать импортные товары через, например, Amazon или eBay, сегодня же любой подросток или пенсионерка могут оформить заказ на «Озоне»» при наличии банковской карточки. Более того, маркетплейсы приобрели массовый характер, пункты выдачи товаров имеются чуть ли не в каждом доме, что тоже имеет свой плюс для покупателей, так «Озон» и «Вайлдберриз» стали привычными элементами инфраструктуры города. Для потребителей это удобно, спору нет, но есть риск, что вскоре маркетплейсы смогут вытеснить супер- и гипермаркеты с торговой арены.
По мнению Ассоциации компаний розничной торговли, в среднесрочной перспективе маркетплейсы могут вытеснить с рынка мелкий и средний офлайн-ритейлы, торговые центры и гипермаркеты. Это связано с политикой маркетплейсов по установлению крупных скидок. Онлайн-площадки за свой счёт устанавливают дисконт на товары других продавцов, в то время как у традиционных розничных сетей нет возможности делать такие крупные скидки.
Заменят ли маркетплейсы розничную торговлю, в первую очередь рыночную? Как маркетплейсы влияют на арендаторов торговых центров? Действительно ли потребители отдают большее предпочтение покупкам, сидя на диване, или же им привычнее походы в магазин «по старинке»? Какого мнения придерживаются наши эксперты, узнаем в программе «Дневной дозор».
Вице-спикер Псковского областного Собрания, председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Братчиков считает, что, безусловно, маркетплейсы отнимают определенную долю рынка, и торговым сетям, возможно, придется не сладко. Но, с другой стороны, наличие маркетплейсов Александр Братчиков находит правильным, ведь они популярны у пользователей и приходятся им по душе.

Директор холдинга «NPN» Игорь Савицкий выступает обеими руками «за» развитие маркетплейсов на потребительском рынке. По его мнению, они улучшают качество жизни нашего народа, а запрещать или ограничивать продажу товаров на маркетплейсах - точно не стоит. В противном случае, по мнению Игоря Савицкого, это может привести к ухудшению качества жизни населения.

Экс-генеральный директор ТЦ «Империал», автор музыкального блога «Поэт и правдоруб» на радио «ПЛН FM» Николай Рассадин убежден, что маркетплейсы - это плод экономической эволюции, и с ними нужно смириться, ведь тот способ приобретения товаров, который предлагают «Озон» и «Вайлдберриз», очень удобен для людей. Он добавил, что если не наступит информационный цифровой апокалипсис, при котором нас всех отключат от интернета, маркетплейсы победят традиционную розничную торговлю.

Доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Артём Голубев считает, что места на торговой «поляне» хватит всем. Он назвал целый перечень плюсов и минусов торговых розничных сетей по отношению к маркетплейсам.

Экс-председатель регионального отделения «Опоры России» Валерий Лесников отмечает, что угроза от маркетплейсов по отношению к офлайн-ритейлерам, несомненно, есть. По его мнению, маркетплейсы отрицательно сказываются на экономике и малом бизнесе. Валерий Лесников не может дать точного «рецепта», как победить маркетплейсы, но высказал мысль о том, как можно снизить их негативное влияние на розничную торговлю.

Вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов, директор завода «Псков-Полимер» (бренд Nordman) Юрий Сорокин считает, что маркетплейсы паразитируют на теле экономики нашей страны за счет того, что никаких товаров они не производят, а только занимают арендованные под свои склады площади. Как сообщил Юрий Сорокин, объем производства его предприятия снизился на 40% по вине маркетплейсов. Страдают и другие российские производители.

В сегодняшней программе некоторые эксперты отметили плюсы маркетплейсов. По их мнению, такие площадки улучшают качество жизни граждан нашей страны и просто удобны для потребителя. Но большая часть опрошенных отмечает, что у этой медали есть и оборотная сторона. Маркетплейсы переигрывают торговые розничные сети, страдают отечественные производители и экономика нашей страны в целом. Если представить, что в обозримом будущем маркетплейсы полностью заместят офлайн-ритейлеров, огромные площади магазинов и торговых центров опустеют, а многие предприятия обанкротятся, не выдержав конкуренции.
Александра Братчикова