…Мой путь, моя судьба!
Надежд ошибок и сомнений.
Мой путь, что выбрал я,
Я вспомнил вновь без сожалений…
Я иду на голос - по другому и не назовешь поиск студии, в которой репетирует живая легенда Псковской областной филармонии – ансамбль русской музыки «Псков». Вокал художественного руководителя коллектива Александра Либа доносится откуда-то из-за здания колледжа искусств, что на улице Воеводы Шуйского, 2. Ищу дорожку и вспоминаю: «Идите прямо, потом сворачиваете налево - и до конца. Если заплутаете - звоните, я выйду на крылечко, помашу вам».
Распахнутая дверь на самых задворках, и вот - наконец-то! Источник пения собственной персоной, приветливый и галантный: сразу же передо мной оказываются конфеты и кофе. При этом Александр Либ успевает обсудить по телефону с аранжировщиком, стоит ли опустить на полтона минусовку, проверяет звук, пропевает фразу, отпускает шуточки - человек-праздник, не иначе! Вдоль стен - гитары, балалайки, гусли, домры, барабаны, на стенах - афиши «Пскова» разных лет.
Собственно, именно история ансамбля и стала поводом для встречи: 20 октября в БКЗ филармонии пройдет концерт к 40-летнему юбилею уникального музыкального коллектива.
- Александр Иванович, я всегда думала, что вы в БКЗ репетируете…
- Очень плотный график репетиций симфонического оркестра, коммерческие концерты, мероприятия. Ах, если бы у нас был Малый зал. Он, к сожалению, принадлежит университету. Мы ведь делим здания пополам. Без Малого зала беда.
- Где вы учились?
- Я заканчивал Днепропетровское музыкальное училище им. Глинки по классу оперного пения. Сегодня это консерватория г. Днiпро. Преподаватель - Венидиктова Софья Андреевна. Солистка Киевского оперного театра. Пела с Сергеем Лемешевым, Иваном Козловским. Интересная история ее жизни. Во время войны театр забыли вывезти. И чтобы выжить, они пели для немцев. Вот их потом и сослали в Днепропетровск - закрытый город! Постоянно мне говорила: «Сашенька, ваш потолок - это оперетта!» А я в эстраду подался.
- А в Пскове как вы оказались?
- На третьем курсе я пел в ВИА «Водограй», а по окончании училища - в государственном ансамбле песни и пляски «Славутичь» в Днепропетровске.
По натуре я авантюрный человек. Помимо основной работы у меня был маленький эстрадный коллектив «Эльфы». 1974 год, декабрь играем свадьбу в ресторане «Поплавок». Четыре утра. Среди гостей - лысоватый человек, приехал работать в ансамбль «Славутичь». Спрашивает, зачем я работаю в Днепропетровской филармонии и советует: «Езжай во Псков, там ВИА «Говорящие гитары» - то, что тебе нужно». Я ему в ответ: «А что, город после войны восстановили?» У меня где-то в мозгу хранилась информация, что во время войны он был полностью разрушен и его якобы планировали отстраивать на новом месте. И долго бы еще говорили, но он сказал главное: ансамбль по полгода на гастролях! Я ему: «Как туда лететь?!»
Снег, декабрь месяц, 74-й год - никогда не забуду. Псковская филармония занимала две комнаты, со двора, в первой музыкальной школе, напротив вендиспансера. Понял - надо отсюда бежать. Минус 25, шурую по снегу в гостиницу «Октябрьская» и встречаю Игоря Попова, руководителя ансамбля «Кром». Он сказал мне, что «Говорящие гитары» репетируют в Доме Офицеров в Крестах. Тогда еще здания аэропорта не было. Была деревянная будка. Но автобус №1 уже ходил. Вот туда я и поехал. Ура Попову!
И полетели гастрольные дни. Потом создали программу «Я помню чудное мгновенье», и руководство заменило название на «Чудное мгновение»! Через пару лет в ансамбле появился Володя Мигуля. Царство ему небесное. Предложил изменить направление ансамбля, так мы стали рок-группой «Каскад» с ее бессменным руководителем Виталием Фроликовым, который сейчас живет и процветает в Москве как довольно известный продюсер.
1985 год. Ансамбль репетирует в Пушкинских Горах. Володя Мигуля на тот момент работал уже самостоятельно, он тогда занялся коммерцией, что его и погубило. Я отдыхал в Кисловодске. Прилетаю, смотрю - на сцене новые люди! Два человечка играют на гитарах и крутят сальто. Оба спортсмены-гимнасты. Фроликов пояснил, что время идет, надо меняться, а насчет меня сказал, что буду выходить красной строкой на пять песен.
Мое самолюбие это не вынесло, и я ухал в Псков увольняться. Тогда комитет возглавлял Сан-Саныч Разумовский. Умница! Вечная память! Вот он и определил меня на должность солиста-вокалиста, директора и художественного руководителя ансамбля «Гусляры»! Приехали Фроликов, Ворожейкин, притащили коньяк, и в кабинете председателя комитете по культуре отмечали мое назначение.
- Кто все-таки создал ансамбль?
- Вениамин Кричевский начал творить еще на базе музыкального училища. Что это было - не знаю. То ли наивность, то ли авантюра. Ведь Веня не умел играть на гуслях. Он домрист. Очень мягкий, нежный человечек, абсолютно не конфликтный. Сумел открыть отделение игры на гуслях. Очень тяжелый инструмент в обучении. Марина Курчавова, Ольга Мюллер, Любовь Григорьева, Тамара Тумаренсон - они сумели овладеть этим коварным инструментом.
Когда я пришел в ансамбль, Веня уже покинул коллектив по каким-то причинам, и музыкальным руководителем был Томислав Ястребов. Начались длительные гастроли. Мы объездили весь Союз. Выезжали за кордон. Это была работа на износ. Пел в каждом концерте, вел бухгалтерию, планировал гастроли. Тогда был «Росконцерт», 50% гастролей делал он, а вторую половину нужно было делать самому. Не имея связей, в культуре делать нечего! Как выдерживала моя печень, одному богу известно. От Камчатки до Молдовы, от Норильска до Туркмении все директора были известны по имени и отчеству, со всеми нужно было «посидеть».
Наши гастроли были на уровне. Я мог заказать вагон, а бывало и пару чешских самолетиков для перевозки коллектива. Во многих городах одновременно работали две-три команды, и у всех были аншлаги. Почему? Цена билетов была доступна учителям, врачам, студентам – всем!
- А как ансамблю удалось пережить 90-е?
- Кто-то создает, а я рожден сохранять. Это моя миссия. Лихие 90-е! Шесть человек ансамбля «Псков» создали мобильный коллектив «Эй, ухнем!». В летний период работали в Петергофе для иностранных туристов. Все играли и пели. Зарабатывали хорошо. Конкурентов не было. Меня пригласили на условии, что доходы увеличатся. Доходы выросли вдвое! Как всегда, что-то пошло не так. Отношения испортились, и я принял руководство на себя.
В Петергофе появились связи, которые позволили нам выбраться за границу. В течение 12 лет ансамбль «Эй, ухнем» каждое лето жил и работал в Европе. В конце августа мы возвращались в Псков и продолжали трудиться на благо Псковской областной филармонии.
Мы 90-е пережили достойно. Хотя вспоминать что-то не особенно хочется. Бандюки в Петергофе, отстежки на границе, экскурсоводам заплати - чтобы туристов мимо не проводили, а чего стоило визу получить! Да еще рабочую. Правда, микроавтобус я купил сразу, как только произошел конфликт с шоферами наемного автобуса. Наши заработки сразу портили отношения с водителями.
Вот я и сел за руль. А чтобы не платить полякам, ездили через Финляндию, Данию. Сохранив костяк, сохранили ансамбль. Казалось, 90-е позади, и все стало лучше. А как же! Правда, предвыборные компании спасали положение. В нас нуждались везде. Да еще старые кадры сохранялись. А сегодня! Домами культуры руководят бывшие нянечки детских садов! Многие не различают инструменты, для них все балалайка. На дни городов и поселков мечтают заполучить Бузову!
Кто-то решил запретить уроки музыки в учебных заведениях. А ведь пять лет назад по просьбе городской администрации мы создали пять музыкально-литературных композиций на стихи Есенина, Пушкина, Роберта Рождественского, Евтушенко. И все это в сопровождении живого оркестра. Запретили вместо того, чтобы все это профинансировать, а ведь нужно только на бензин. Вот так и получается, что перед концертом меня просят: «Спойте «Седую ночь» Шатунова»! Господи! Где ты!?
- В те годы украшением ансамбля были гусли. Они же звучат как маленькая арфа, только поярче. Гусляров тогда было четверо, сегодня двое из «Пскова» - в составе ансамбля «Гусляры России», в Москве. Гусли и сегодня - украшение нашего ансамбля. Елена Ленина прекрасно исполняет «Посвящение», сколько слушаю - всегда балдею. Конечно, сегодня ансамбль звучит намного круче, чем в далекие 80-е. Единственная беда - артисты у меня в одном лице. Не дай Бог кто заболеет 20 октября - убью! Представь себе: заболеет басист или домристка? Караул!
- Как вы думаете, спад интереса к русской музыке с чем связан?
- Вы телевизор смотрите иногда? «Дом 2», «Привет, Андрей», «Тест ДНК», и вдогонку - скандалы на Первых каналах. У меня 180 каналов. Смотреть можно канал «Культура», про зверюшек и исторический канал. Все остальное - Америка, Америка! Или мультфильмы с уродами рисованными. Да, еще наши фильмы про сверхлаборатории для криминалистов.
- Что ждет псковичей на юбилейном концерте 20 октября?
- Не секрет, что подарок для нас и для зрителей, точнее для гостей юбилея - участие в концерте ансамбля «Терем- квартета». Прежде всего, это визитная карточка Санкт-Петербурга, а во Пскове много поклонников этого коллектива. Мне кажется, будет интересно послушать два коллектива с разными стилями исполнения. Приедет Ольга Алексеева, солистка ансамбля «Гусляры России», наша «блудная» дочь.
- Не могу не задать «контрольный» журналистский вопрос: какие планы у юбиляров на ближайший год?
- Конечно, создание новых программ. Для этого появилась идея продолжить сотрудничество с «Терем- квартетом». Большая надежда на Костю Шаханова. Если снова смогу его заполучить, то это будет решение многих проблем. Вся проблема в отсутствии аранжировщиков во Пскове. Честь и хвала Андрею Евстафьеву, который все для нас делал. Но, к сожалению, некоторые проблемы с глазами ограничивают его работу с компьютером. А так музыканты есть, инструменты еще играют. Хотя это тоже проблема. Ведь нормальный инструмент сегодня стоит больших денег.
Юбилейный концерт ансамбля «Псков» пройдет в БКЗ филармонии в воскресенье, 20 октября, в 17.00.
Билеты - ЗДЕСЬ.