Церковь / Из первых уст

Рождество по-псковски: между Западом и Востоком

23.12.2020 14:14|ПсковКомментариев: 0

25 декабря западные христиане будут отмечать Рождество – один из самых главных и душевных праздников года. Спустя 13 дней, 7 января, Рождество отметят и православные.

Выпускник Сретенской духовной семинарии и студент Общецерковной аспирантуры и докторантуры Артемий Банщиков изучает особенности празднования Рождества в Англиканской церкви уже не первый год: сейчас он пишет магистерскую работу на эту тему. Мы воспользовались его приездом в Псков и поговорили с ним о том, что роднит и различает традиции празднования Рождества на Западе и в православных странах, а также затронули вопросы «местного колорита». Спойлер: псковичам не чужды некоторые западнохристианские традиции.

Елки-пальмы, Дед Мороз

- Артемий, в Америке, Франции, Англии, сопредельной с нами Эстонии уже в разгаре подготовка к Рождеству: люди закупают подарки, наряжают елки в домах. Есть те, кто говорит, что это традиции сугубо светские, кто-то называет их даже современным неоязычеством. Каков взгляд исторических церквей - католической и православной - на обычай наряжать елку?

- Эта традиция, сложившаяся на Западе, постепенно перекочевала и к нам: еще в дореволюционной России было принято украшать елку и дом к Рождеству. На Западе этот праздник очень ждут, ведь для многих это время - возможность побыть с семьей. Всем обычаям - украшение елки, развешивание чулков, украшение каминов - западные христиане придают лишь символическое значение: конечно, верующие католики и протестанты всерьез не думают, что в ночь на 25 декабря с неба на оленях явится Санта Клаус. Связать эту традицию с язычеством никак нельзя. В древнем мире пальмы и елки - были явлением одного порядка. Зеленый цвет воспринимается как цвет семейной радости и неповторимой атмосферы праздника, ожидания чуда новой жизни.


ДЛЯ СПРАВКИ

Рождественские елки (украшенные деревья и связанные с ними торжества) в Петербурге стали популярными лишь в начале XIX века: этому способствовала царская семья. Жена императора Николая I Александра Федоровна привезла этот обычай из родной Германии и постепенно «приучила» к нему весь город. Мемуаристы рассказывали, что император Николай I сам ходил по магазинам за подарками близким, а в Зимнем дворце непременно ставили елку для детей, причем не только из царской фамилии, а для всех придворных. Подарки сначала были скромными и, в основном, сладкими. По мере того, как даже простые горожане стали праздновать Рождество с елкой, они становились все более существенными и, что называется, материальными: игрушки для детей, книги, большие коробки конфет, даже драгоценности. Так, Рождество стали постепенно называть детским праздником.


- Кроме елок еще один обязательный атрибут веселого Рождества - это Санта Клаус в западном мире и Дед Мороз у нас. Знаю, что священники Русской Православной Церкви по-разному относятся к фигуре старца-волшебника с белой окладистой бородой. Одни считают, что он является фигурой языческой и чуть ли не призывают запретить Деда Мороза, другие называют его сказочным персонажем и призывают не лишать детей веры в чудеса. На Западе более толерантно относятся к Санта Клаусу?

- На Западе взрослые люди, естественно, понимают, что Санта Клаус - это некий вымысел, но при этом они отождествляют его со святителем Николаем, который помогает в решении семейных и чисто бытовых вопросов. Они ждут того, кто подарит радость семье, детям принесет подарки. На самом деле, конечно, дети думают, что подарки под елку положил Санта, а родители знают, что это сделали они. Это чисто традиционный мотив. Он не языческий, это часть народной традиции, фольклора.

В православном храме Деда Мороза вам увидеть не удастся. Да, можно где-то встретить толкования, что этот образ перекочевал из язычества, но на самом деле это просто часть традиции. В принципе, это часть обычая, которая догматического строя не нарушает. Она просто создает некую атмосферу, и церковь в принципе не предает критике эти традиции.

Я думаю, ребенок, и православный, и католик, имеет право верить в доброго Дедушку Мороза, который способен принести праздничную радость. Со временем, конечно, дети понимают, что это собирательный образ зимы и праздника.

Рождественская история

- Какие принципиальные отличия существуют в традициях празднования Рождества у западных и восточных христиан?

- Сам подход к празднику разный. У католиков и протестантов Рождество - это праздник, который стоит на первом месте. В православном мире самый радостный и ожидаемый праздник - конечно же, Воскресение Христово, к которому мы готовимся в течение 40-дневного поста.

Для западных христиан в праздновании Пасхи акцент перенесен с радости Воскресения на страдание Христа. Именно смерть на Кресте является в массовом католическом сознании центральным моментом этих дней. Поэтому для них Пасха ассоциируется в первую очередь с страданием. Они празднуют и Воскресение Христово, им даже предоставлено три официальных выходных дня в связи с Пасхой, чего нет у нас. Однако центральное событие если не всего церковного года, то зимы точно, - это именно пришествие Христа Спасителя в этот мир. Это чувствуется даже по песнопениям: с давних времен на Западе создаются тексты, посвященные именно Рождеству. Католики и протестанты ожидают праздника всей семьей, выпекают пасхального агнца, на богослужение несут младенца Христа в виде серебряного образа, само Рождество ассоциируется с ярмарками и долгими гуляниями.

- Почему так происходит?

- Думаю, это особенность менталитета. Они считают, что это праздник, который объединяет людей.

- Если говорить о внешних атрибутах Рождества, что роднит нас с Западом и что отличает?

- Я уже упомянул в нашем разговоре, что елка с игрушками - это исключительно западная традиция. А вот, допустим, обычай колядовать - общий для наших культур. Хотя есть различия и здесь. В Англии, например, даже есть целая святочная неделя: дети наряжаются в костюмы и ходят по домам, считается, что не принять такого ребенка - плохой тон. Дети стучатся в двери с шуточным призывом делиться: «trick or treat». У каждого ребенка есть ведерко, куда хозяева дома кладут угощение - обычно конфеты. У нас тоже есть такая традиция, связанная с элементами нашей культуры: мы поем песни в надежде получить угощение. В бытовом плане празднования Нового года и Рождества россияне многое позаимствовали из традиций Запада.

13 дней

- Время от времени в православном сообществе появляются призывы праздновать Рождество не 7 января, а 25 декабря. С чем они связаны?

- До революции Россия жила по Юлианскому календарю, согласно которому Рождество, действительно, праздновали 25 декабря. Болгары, греки и некоторые другие поместные Православные Церкви, кстати, до сих пор отмечают Рождество Христово именно в этот день. У них старый стиль сохраняется. Сейчас мы живем по Григорианскому календарю, введенному у нас с 1918 года. С 14 марта 1900 года по 14 марта 2100 года разница между этими календарями составляет 13 дней (с этой особенностью связана русская традиция отмечать «Старый Новый год» - подобного нет ни в одной другой стране).

- Насколько обоснованы высказывания о необходимости возвращения к прежним дням празднования?

- На самом деле, достаточно обоснованы. Это можно было бы сделать. Но в таком случае пришлось бы  не только Рождество, но все наши церковные праздники переместить по датам на старый стиль. Это потребовало бы заметных изменений в документации и сложившейся практике, создало бы большие трудности и финансовые затраты.

Да, это было бы красиво, учитывая, что Рождество на Западе отмечают 25 декабря - в таком случае мы бы смогли праздновать рождения Христа в один день. К тому же возвращение к старым датам решило бы сложности, которые возникают у верующих людей с празднованием Нового года: он выпадает на период Рождественского поста, который продолжается до 7 января. Многие жалуются: Новый год - тоже хороший праздник, семейный, когда можно собраться, поужинать всем вместе, но пост накладывает определенные ограничения. Если бы мы Рождество праздновали 25 декабря, то открыли бы праздники Рождеством, а на Новый год уже спокойно сидели за семейным столом, не испытывая гастрономических ограничений. Многие видят в этом логику. Но так уж сложилось.

Со временем, возможно, и будет принято решение вернуться к празднованию по старому стилю. Время покажет.

Псковичи и Рождество

- Кроме общенациональных традиций, есть и региональные. В Псковской области они во многом обусловлены приграничным положением: наши соседи со стороны Эстонии и Латвии - католики и протестанты. Среди наших крестьян в Рождество было принято колядовать и устраивать вертепы. Их, кстати, устраивают до сих пор в наших храмах. Также на Псковщине всегда собирали очень богатый стол и пекли булочки в форме овечек, коровок. Насколько наши традиции вписаны в западные?

- Создание таких вертепов – по своему происхождению западно-христианская традиция. Католики этому придают огромное значение. Если зайти в праздники в их кафедральный собор - там целая площадка выделена для организации сюжетных композиций. Они устраивают концерты, в том числе органной музыки, показывают сказочные спектакли для детей - в Пскове тоже этому уделяют большое значение. В наших воскресных школах готовятся к Рождеству, также организовывая выступления и постановки.

- Рождественские ярмарки - это тоже западная традиция?

- Не совсем. У католиков и протестантов рождественские каникулы всегда связаны с ярмарочными гуляниями. Однако они проходили и в православном мире: вспомните «Ночь перед Рождеством» Гоголя. И у них, и у нас праздничная атмосфера была связана с весельем и надеждой на обновление.

В любом случае, на Псковщине влияние западных традиций очевидно: под боком Прибалтика, а это страна протестантско-католическая.

 


Праздник к нам приходит

Специально для нашего портала Артемий Банщиков пообщался со своими друзьями, которые живут в Австрии, и узнал, что называется, из первых рук, как будут праздновать Сочельник и Рождество страны Запада в этом году.

Итак. В Западной Европе Рождество настолько важный праздник, что его ждут даже люди неверующие: все жители готовятся к торжествам, следуя традиции. В частности, в течение Адвента (это рождественский пост у католиков и протестантов, который длится 4 недели) люди активно навещают своих ближних. Именно в это время повсеместно устраиваются праздничные рынки (christkindlmarket - так эти ярмарки называют в Германии). Одним из главных символов таких рынков является пунш - напиток из горячего красного вина, куда добавляются фрукты и специи. Пунш стоит у каждого ярмарочного домика.

Кульминацией ожидания на Западе является 24 декабря, навечерие или сочельник Рождества Христова. В Германии его называют Heiliger Abend, в Англии - Holy night (кстати, именно так называется песня в фильме «Один дома», которую исполняет детский хор).

Даже если люди работают 24 декабря, этот день сокращается до минимума, по сути это выходной: все работодатели понимают, сколько времени потребуется семьям, чтобы успеть приготовиться к Рождеству.

В гостиной украшают живую ель: искусственные деревья в Западной Европе воспринимаются как нехороший тон. Еловый запах символизирует вечность и Царствие Небесное, к которому призван каждый христианин, поэтому для католиков очень важно нарядить именно настоящую ёлочку. В Англии, Германии, Австрии в числе елочных игрушек на ветви вешают один из символов Адвента - сухую корицу, запах которой традиционно воспринимается как свидетельство того, что пост еще продолжается, но Рождество все ближе. Также, помимо корицы, крепят облатки - неосвященные гостии, круглые пластины из пресного хлеба. Это напоминание о том, как важно в жизни христианина причастие. Когда получают открытки - их тоже крепят на елки, чтобы они напоминали о родных и друзьях. Это символ сплоченности, напоминающий о том, что Христос пришел на землю, чтобы объединить людей.

Интересно, что на Западе не принято украшать елку за три недели до Рождество, как это делают многие жители России - они делают это именно в Сочельник, накануне праздника, причем в гостиную, где стоит елка, не заходят без надобности до начала праздничного ужина.

Помимо елки обязательный элемент украшения западного дома в Рождество - венец в виде сплетения еловых веточек, игрушек. Его вешают на дверь или кладут на стол. В последнем случае венец дополняют четырьмя свечами, символизирующих четыре недели рождественского поста. Их зажигают поочередно, с началом каждой недели.

Вечером вся семья собирается за праздничным столом. Прежде чем открыть совместную трапезу, все поют рождественские песни, которые знают с детства, читают стихи и отрывки из Евангелия. Это кульминация семейного уюта. Далее начинается церемония вручения подарков, которые были заготовлены друг для друга. Принято считать, что эти подарки дарит младенец Христос - Christ Kindl (на немецком) или Christ Infant (в Англии). Кстати, письма с просьбами дети пишут накануне Сочельника уже не Санта Клаусу, а младенцу Христу, и кладут свои записочки на подоконник. Ну, а родители уже знают, что делать с этими письмами - здесь мы ничем не отличаемся от наших западных «коллег».

После вручения подарков все внимание переходит к столу. Специально к Рождеству в Австрии всегда выпекают кексы - печенье в виде зверей и игрушек. Во Франции готовят десерты в виде рулетиков - их называют рождественское полено. В Англии тоже делают кексы, а еще они любят мармелад и леденцы.

Что касается горячего, то австрийцы обязательно готовят рыбу - обычно карпа, запеченного или обжаренного в панировочных сухарях. Почему не мясо? Дело в том, что один из древних символов Христа - рыба. Таким образом, жители Австрии привязывают традицию к древней христианской символике.

После ужина люди благодарят Господа и идут в церковь, где читаются молитвы и отрывки из Евангелия, а дети показывают постановку на сюжет Рождества. В церквях горят лампадки: огонь для этих лампадок доставляется 24 декабря в Австрию самолетом из Вифлеемом, как Благодатный огонь.

В Австрии есть приходы, где в Сочельник вечером люди поднимаются на башни храма и играют на трубах, провозглашая таким образом праздник Рождества, подобно ангелам. Это происходит за несколько минут до начала вечерней службы, и люди, слыша этот трубный глас, понимают, что приближается служба, завершают семейную трапезу и спешат посетить храм.

В церквях Западной Европы на рождественских богослужениях царит душевная атмосфера: практически все исполняется певчески, с участием музыкальных инструментов и органа. В день Рождества 25 декабря совершается утренняя месса. И целый день затем продолжаются торжества.

Конечно, в связи с пандемией многие традиции придется скорректировать, говорит Артемий. В частности, мероприятия, связанные с большим скоплением людей - ярмарки, гуляния - будут минимизированы или, как, например, концерты и спектакли, пройдут в дистанционном режиме. Кроме того, из-за комендантского часа время богослужений в некоторых странах будет сдвинуто, да и сами службы будут проводиться с ограничением по количеству прихожан. Людей это очень огорчает: для них следование традициям - обязательная часть празднования.

Но в семейном кругу обязательно соберутся все. «Конечно, настроение перед Рождеством у многих грустное, - говорит Артемий. - В то же время они стараются сделать все, что возможно, чтобы испытать радость: с особой тщательностью украшают дома, стараются отослать как можно больше открыток. Для них Рождество - это заряд положительных эмоций на весь год. Они понимают: если пандемия будет продолжаться, надо запастись терпением и радостными впечатлениями - и праздник призван это сделать».

Елена Никитина

Лента новостей