Церковь / Из первых уст

Митрополит Тихон: Я считаю абсолютно правильным, что в России нет государственной церкви

16.02.2019 21:04|ПсковКомментариев: 30

Митрополит Псковский и Порховский Тихон в интервью эстонскому изданию Postimees заявил, что Россия никогда не станет настолько православной страной, чтобы священник мог стать президентом. «Здесь я могу ответить совершенно категорически отрицательно: согласно канонам православной церкви священникам и архиереям запрещено занимать государственные должности», - пояснил он.

- Почему Русская православная церковь так тесно сотрудничает с государством? Как правило, церковь старается быть независимой от государства, быть свободной церковью.

- Хороший вопрос. Мне кажется, все разговоры о слиянии церкви и государства - это либо попытки клеветы, либо некомпетентность: люди попросту не знают, о чем они говорят. Пример: в Псковской епархии 95% церквей являются памятниками архитектуры. Все они принадлежат государству, а не церкви. По закону государство и церковь обязаны содержать их в должном состоянии. Возможно ли это сделать церкви и государству без сотрудничества?

Во-вторых, сейчас мы в Пскове строим благотворительную кухню. Государство предоставило нам для этого бесплатные помещения, которые мы ремонтируем и оснащаем. Продукты и персонал, раздача обедов тоже будет осуществлять церковь. Я не понимаю, что может быть плохого в таком сотрудничестве. Есть государственные больницы и хосписы, куда православные люди приходят помогать. У нас, например, есть православная гимназия, где мы также сотрудничаем с государством. Я не понимаю, почему это у кого-то вызывает вопросы или даже гнев?

- А как насчет так называемого идеологического сотрудничества с государством?

- Какое идеологическое сотрудничество вы имеете в виду?

- Мне кажется, хорошим примером может быть осень, когда Совет по безопасности при администрации президента России обсуждал вопрос автокефалии Украины, против которой Русская православная церковь выступает очень жестко.

- Обсуждали - и что из этого? Церковные процессы, происходящие на Украине, касаются судеб миллионов граждан России: украинцев, русских, представителей других народов, связанных родственными узами с гражданами Украины. Я не вижу ничего особенного в том, что государство выразило по этому вопросу свою озабоченность.

- Было бы лучше, если бы православие было официальной религией в России?

- Я считаю абсолютно правильным, что в России нет государственной церкви.

- В 1990 году в газете «Советская Россия» вышла ваша длинная статья под заголовком: «Церковь и государство». В числе прочего вы там писали: «Демократическое государство неизбежно будет пытаться ослабить более влиятельную церковь». Можно ли из этого вычитать, что церкви полезно и проще вести дела с недемократической государственной властью?

- Речь шла о том, что у любого государства, в том числе у демократической власти, есть при желании средства административного, финансового или иного влияния на церковь. Моя мысль заключалась в том, что церковь должна быть готова к этому. И готова в случае необходимости твердо этому противостоять. Церковь всегда должна оставаться верна своим высшим духовным принципам.

- Сейчас наступило лучшее в новейшей истории время для Русской православной церкви?

- Для христианина всякое время – лучшее. Если же говорить о полной независимости от государства в принятии решений по церковному управлению, то, пожалуй, сегодня действительно самое благоприятное время, несравнимое ни с советским периодом, ни даже с временами Российской империи, когда церковь административно была под контролем светского государственного чиновника – оберпрокурора.

- А наоборот – православная церковь в России сегодня может вмешиваться в государственные дела?

- Церковь не может и не должна вмешиваться в государственные дела. Но церковь может свободно высказать свое мнение. Ведь в демократической стране можно свободно выражать свое мнение? Или можно всем, кроме церкви? Любое выражение мнения – это уже вмешательство? (Улыбается.)

- Вас часто называют антизападником. Что не так с западной цивилизацией?

- Я не знаю, почему меня так называют. Сам я не считаю себя антизападником. У западной культуры есть величайшие достижения, которыми мы восхищаемся, которые являются уроками для нас. Есть и то, что не вызывает у нас восторгов.

- Но что-то же не так, вся Россия говорит об этом. В чем моральные проблемы Запада?

- Я совсем не считаю себя специалистом по изучению западного общества. У вас достаточно умных, талантливых и рассудительных людей. Со своими проблемами вы как-то сами годы и десятилетия будите справляться. Так же, как и мы со своими. Так же, как и все вместе мы обречены искать ответы на общие проблемы.

- Россия считает себя частью Европы или нет?

- Я не знаю… Честно. Это секрет для меня самого. Большинство моих знакомых и в Европе, и в России, - наверное даже все, - считают, что мы все же эта пресловутая часть… Для меня, честно говоря, это как-то неважно. Не терзаюсь я такими высокими философскими вопросами.

Теги: #РПЦ
Лента новостей