Новости партнеров
Политика

«Дневной дозор»: Почему системная оппозиция в регионе стала малозаметной?

05.10.2023 16:46|ПсковКомментариев: 0

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему малозаметности системной оппозиции в регионе. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

В последние годы системная оппозиция в регионе становится все более пассивной. Оппозиционные политические силы практически не видно: они не заметны в СМИ, не проводят никаких серьезных акций, мало выступают с законопроектами.

Коммунисты, например, озабочены судьбой памятников Сталина и Ленина, но не реагируют на острую социально-экономическую повестку. Справедливороссы, в основном, поддерживают курс партии власти.

В избирательной кампании этого года была попытка симулировать хоть какую-то конкуренцию. При этом на муниципальных выборах от оппозиции участвовало мало кандидатов, да и предвыборная гонка была очень тусклой.

Уже давно звучат мнения, что в непростое для страны время политические силы должны сплотиться вокруг власти. Но в этом случае оппозиции логично демонстрировать единодушие лишь по внешнеполитическим вопросам, но сохранять плюрализм мнений и различия в подходах по вопросам внутренней политики.

Какое место сейчас занимает оппозиция в регионе? Почему она стала малозаметной и подыгрывает партии власти? Сегодня об этом в программе «Дневной дозор».

Оппозиционные силы убеждены, что «Единая Россия» всячески стремится избавиться от несистемных элементов, но заместитель секретаря регионального отделения «Единой России», председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов утверждает, что это не так. По его словам, реготделения оппозиционных партий безответственно подходят к оформлению документов, возможно, им стоит сменить председателей, но не винить во всех бедах власть.

«У меня лично и в региональном отделении партии "Единая Россия" нет подхода "давайте всех зачистим". Наоборот, я сторонник того, чтобы были кандидаты, которые будут представлять интересы разных групп избирателей. Пусть избиратели "Яблока", которые его поддерживают, зададут вопрос своим руководителям: "Уважаемые руководители партийного отделения, почему вы документы не можете нормально оформить?" Пусть они зададут вопросы. Если это нерешаемая проблема у этих руководителей, пусть поменяют руководителей, пусть придут те, кто грамотно будет оформлять документы. Но если на стадии проведения избирательной кампании, прочитав закон, ознакомившись с требованиями положений этого закона, люди не могут оформить документ, что тогда от них ждать после того, когда они придут во власть? Потом опять же претензии к нам, но к нам чего претензии? Давайте их высказывать к региональным руководителям политических партий. Если они есть, пусть их избиратели им и выскажут»

По словам первого секретаря Псковского обкома КПРФ, депутата Псковского областного Собрания Петра Алексеенко, сейчас не время раскачивать лодку, поэтому роль оппозиции на данный момент заключается в контроле расходов бюджета и сдерживании резкого роста цен и тарифов. Также он отметил: последние выборы показали, что коммунисты остаются главной оппозиционной силой региона.

«Иногда сравнивают, какая оппозиция была раньше, но надо вести сравнения в текущем моменте. Если раньше была одна установка в России, то сейчас совсем другая. Сейчас принято более жесткое законодательство в условиях СВО, которое необходимо соблюдать. И мы видим, что многие уже пострадали из-за этого. Но оппозиция есть. Мы используем и парламентские методы работы, внося свои предложения. В ходе избирательной кампании мы вносили свои предложения. Конечно же, проведение публичных мероприятий. Мы проводили митинг, посвященный 30-летию расстрела Верховного Совета СССР, у памятника "Пушкин и крестьянка". Было получено разрешение от городской администрации и далее также будем работать с населением, с нашими избирателями. Понимаете, сейчас не то время, чтобы раскачивать лодку. В ходе выборов показали, что КПРФ остается основной оппозиционной силой области. Мы не потеряли места в муниципальных собраниях, даже прибавили на одного человека. Поэтому работаем спокойно, без всякого пиара. Просто, может быть, некоторые не хотят это видеть и замалчивают, но мы работаем, как и работали. Оппозиция в том, чтобы наши бюджетные средства, которые не такие большие, расходовались целенаправленно и были направлены на улучшение жизни нашего населения, чтобы не так быстро росли наши тарифы, цены».

По мнению координатора Псковского реготделения ЛДПР, депутата Псковского областного Собрания Антона Минакова, оппозиция в регионе есть, и она работает. Несмотря на то, что на время проведения СВО критика властей сократилась, либерал-демократы высказывают свое несогласие с некоторыми идеями правящих сил.

«Я считаю, как представитель оппозиционной партии, что, безусловно, оппозиция есть, и ЛДПР неоднократно и в СМИ, и с трибуны областного Собрания давала отзыв о многих законопроектах и каких-то действиях как правительства, так и "Единой России", с которыми мы не согласны. С другой стороны, нужно понимать, что в условиях проведения специальной военной операции, на какой-то период, на какое-то время можно поубавить критику властей, по крайней мере пока специальная военная операция не будет завершена. Тем не менее мы продолжаем работу, мы ездим по районам, мы видим районы, где, на наш взгляд, главы администраций не справляются со своими обязанностями. Мы не боимся об этом говорить и в своих выступлениях, и в обращениях, и, в том числе, неоднократно поставляем запросы как в прокуратуру, так и в другие органы с просьбой решить ситуацию».

Оппозиционные силы предлагают свои идеи, но так как в законодательных органах доминируют представители партии власти, проекты практически не принимаются, утверждает лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» в Псковском областном Собрании депутатов Олег Брячак. Из-за этого возникает неверное представление, что оппозиция пассивна, говорит он.

«Для того, чтобы оппозицию было видно, необходимо наличие у оппозиции определенных финансовых ресурсов для того, чтобы проплачивать радио, интернет-сайты, телевидение и так далее. Тогда, конечно, ее будет видно. У партии власти все эти ресурсы есть. Более того, все и так освещают те или иные их действия, потому что в партии власти состоят чиновники и средства массовой информации, освещая действия чиновников, тем самым освещают действия партии власти. И кажется, что партию власти слышно, а оппозицию не слышно. На самом деле оппозиция работает так же, представляет интересы наших граждан, вносит законопроекты в различного уровня законодательные органы. Однако ввиду того, что партия власти доминирует практически во всех законодательных органах нашей страны, эти законодательные инициативы, к сожалению, поддержки пока не находят в большинстве своем. В частности, я являюсь автором нескольких десятков законопроектов, из которых принято, по моему, 4 или 5. Поэтому я знаю это на своей шкуре, все это прохожу. Далее насчет того, что можно говорить, что нельзя. Конечно же, сегодня некоторые вещи нужно высказывать очень аккуратно. И свое мнение, которое многие наши граждане имеют, в публичном пространстве тоже нужно высказывать очень аккуратно. Потому что за последнее время были приняты ряд законов, которые позволяют наказывать за слова. Поэтому это тоже, наверное, как-то влияет на то, каким образом оппозиция высказывает свою позицию».

На данный момент, если оппозиция не будет играть по установленным властью правилам, то система ответит жестко, объясняет политический обозреватель, главный редактор интернет-портала ПЛН Александр Савенко. Несмотря на то, что некоторые возможности проявления своей позиции еще остались, региональные оппозиционеры, в большинстве своем, стараются обходить стороной острые вопросы и проблемы, реально волнующие людей.

«За последние годы, особенно после начала СВО и беспрецедентного конфликта с Западом, политический климат в стране стал иным, более суровым. Пресловутые гайки закручиваются, законодательство ужесточается. Синонимы несистемного оппозиционера теперь иноагент и экстремист. В этой новой реальности оппозиции намного тяжелее вести политическую деятельность. Надо играть по установленным властью правилам, а если нет, то никто церемониться не будет. Система ответит жестко. Так обстоит дело в целом в стране. И Псковская область здесь не исключение. Поэтому потеря позиций и все более незначительное место в политической системе координат объясняется общей ситуацией, федеральным трендом. Но даже в этой ситуации остаются какие-то возможности для продолжения работы, участия в выборах, проявления своей позиции. Многое тут зависит от самой псковской оппозиции, от того, насколько региональные отделения партии и их лидеры активны, понимают ли они запросы людей, способны ли использовать оставшиеся возможности. К сожалению, в большинстве своем, за редким исключением, псковские оппозиционеры инертны, блеклы, действуют по принципу как бы чего не вышло. К тому же, не обладают значительными организационными, кадровым финансовыми, медийными и другими ресурсами, и не понимают, как можно исправить ситуацию. Вместо реальной работы они занимаются всякой ерундой. То спасают от мифических угроз памятники вождям, то отмечают какие-то непонятные памятные даты, то рассуждают на отвлеченные и глобальные темы, обходя стороной острые вопросы, за которые может прилететь, и то, что реально волнует людей. Увы, ситуация грустная и не дает повода для оптимизма. И не только для представителей оппозиционных партий, но и в целом для общества, которое заинтересовано в наличии серьезной реальной оппозиции».

Оппозиция в российских регионах стала менее заметной в публичном пространстве из-за мягкого прессинга, считает известный российский политолог Игорь Минтусов. Если у нее не появится возможность высказываться, то это может привести к скрытым формам протестов. Также на его взгляд, если у граждан не будет ухудшаться качество жизни, то они спокойно отнесутся к тому, что оппозиции нет.

«Она стала менее публично заметна, потому что власти за последние несколько лет усиливают мягкий прессинг. Меньше о них пишут или проводят эти точечные акции по всей стране. Это связано со специальной военной операцией, в том числе. Это первое. У оппозиции объективно меньше публичных возможностей. На мой взгляд, конечно, главный фактор - это СВО, потому что сейчас деятельность оппозиции очень легко кладется на нарушения соответствующих законов, которые были приняты в связи с СВО. Дальше буду говорить о банальном, что называется, метафора закручивания гаек, продолжение метафоры, когда крышка на кастрюли, которая стоит на огне, и гайки продолжают закручивать, вполне возможно, что крышка выдержит, а может быть, она в какой-то момент прорвется. Напор пара будет очень силен. Но это зависит от большого количества факторов. Самый главный фактор - социально-экономический. Если у людей не будет значительно ухудшаться уровень жизни, то люди к этому спокойно отнесутся. Нет оппозиции, зато у меня есть работа, я плачу ипотеку и так далее. К чему это приведет? Банальности говорю, но всегда нужно, чтобы она была публично открыта. А когда нет возможности выражать интересы своих избирателей, пусть их и относительное меньшинство, то это подталкивает оппозицию уходить в какие-то более скрытые формы протеста, что тоже ни к чему хорошему, как обычно показывает история, не приводит».

По мнению директора Международного института политической экспертизы, известного политолога Евгения Минченко, «старая оппозиция» в России переживает не лучшие времена, и ведущие оппозиционные силы, в основном либеральные и коммунистические, уходят в прошлое. Возможно, такая тенденция приведет к созданию совершенно новой оппозиции, которая будет сформирована на иных взглядах.

«Я думаю, что, действительно, старая оппозиция сейчас переживает не лучшие времена. Если брать ее либеральный спектр, который группировался вокруг Навального, партии "Яблоко" и так далее, то большая часть электората этих политиков сейчас относится, по нашей терминологии, к России уехавшей. То есть люди или физически уехали из страны, или ушли во внутреннюю иммиграцию и, соответственно, изолировали себя от общественно политических процессов. Плюс законодательство ужесточили, появились новые статьи в Уголовном кодексе. Сеть Навального была разгромлена. И, в общем, мы видим сегодня, что политики радикально-либерального прозападного плана, в общем-то, и сами не очень бодры, и их сторонники не очень бодры, и в целом сокращаются. Дальше КПРФ, которая длительное время была основной оппозиционной партией. В какой-то момент у КПРФ был резкий всплеск рейтингов связанных, с одной стороны, с пенсионной реформой, а с другой стороны, с тем, что как раз оппозиционные избиратели крупных городов голосовали за КПРФ, не за их идеологию, а как за главную оппозиционную силу, противостоящую "Единой России". Но, соответственно, сегодня уровень социального протеста снизился. Плюс к этому еще и произошла, видимо, деморализация вот этого класса, так называемых, рассерженных горожан. И это повлияло, в том числе, и на рейтинги КПРФ. Мы видим, что в тех регионах, которые еще 5 лет назад входили в так называемый красный пояс, сегодня коммунистическая партия очень сильно просела. В какой-то момент появится новая оппозиция, которая будет сформирована на других и социально демографических, и идеологических основаниях».

Оппозиции важно участвовать в политической и общественной жизни, высказывать мнения и идеи, отличающиеся от тех, что предлагает действующая власть. Без плюрализма мнений власть перестанет замечать свои ошибки, а это путь к стагнации и даже деградации государственной системы. В интересах всех политических сил и общества избежать такого исхода.

Но гайки закручиваются: из-за законодательных новшеств за некоторые высказывания можно сильно пострадать, ведь слова, как известно, можно трактовать по-разному. Так что оппозиция осторожна, но даже в этой ситуации остаются какие-то возможности для продолжения работы, участия в выборах, проявления своей позиции.

Пока что политологи прогнозируют два сценария развития событий — либо оппозиция совсем исчезнет с публичного поля, но продолжит свою работу через скрытый протест, либо действующие оппозиционные силы перестанут существовать, но на замену им придут принципиально новые. Что произойдет на самом деле — покажет время.

Анастасия Сливинская

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли вернуть обязательное распределение молодых специалистов?
В опросе приняло участие 357 человек
Лента новостей