Церковь / Из первых уст

Работа со смыслом: швейная мастерская Троицкого собора

26.12.2019 13:15|ПсковКомментариев: 0

Фелонь, скуфья, покровцы, воздУх, мантия... Эти торжественные слова, как будто взятые из старых книг, здесь, в швейной мастерской Троицкого собора, - повседневны и предельно материальны. Здешняя швея Татьяна Ивановна Матвеева знает обо всех тонкостях появления на свет священнического облачения и богослужебной утвари. В этой просторной светлой комнате в Доме Причта вроде бы все обычно: швейная машинка, несколько оверлоков, сантиметровые ленты, выкройки, игольница на большом столе, но почему-то это место завораживает. Ты смотришь на полотнища парчи и шелка, вышивки, раскроенные куски материи и понимаешь: спустя какое-то время эти разрозненные элементы станут частью целого, полного смысла действа, происходящего в храме.   

Мы расспросили Татьяну Ивановну о том, как она стала швеей при соборе и узнали, что важно при пошиве церковных одежд.

- Татьяна Ивановна, как вы пришли к швейному делу, и не где-нибудь, а именно в главном храме Пскова?

- По образованию я ветеринарный врач, больше 10 лет работала по профессии. Сначала в Ленинградской области, потом в ветлечебнице в Пскове. Шитьем я просто увлекалась. У меня были закончены двухгодичные курсы швейные, еще в советское время, они приравниваются к нашему швейному училищу, и в свободное время я очень любила шить - для себя, для родных.  

А потом начала ходить в Троицкий собор. Здесь работала знакомая женщина, которая рассказала, что мастерской требуется швея. Я сюда пришла, посмотрела, приняла решение. И все поменялось: работа стала хобби, а хобби - работой. Так уже 17-й год. Какое-то время продолжала работать вечерами ветеринаром, не бросала животных, но сейчас на первом плане, конечно, швейное дело. Это произошло не сразу, не в один день, но после я ни пожалела ни на один день, что перешла сюда. Я поняла, что это мое. Когда уже  начала работать здесь, настоятель благословил меня закончить в нашем швейном псковском училище 8-месячные платные курсы. Мне это было необходимо: профессиональных навыков не хватало. Теперь я уверена в том, что я делаю.

- Чем вас привлекает эта работа?

- Шить я очень люблю. Конечно, двери ветеринарии для меня не закрылись, можно было вернуться, возможно, я бы так и сделала, если бы не храм. Как родину любят - так я люблю Троицкий собор. Я поняла, что это мое родное.

- Помните первые дни своей работы? Что изменилось за эти годы?

- В мастерской в то время работало две швеи. Помещение располагалась не здесь, а на втором этаже. У меня была возможность подучиться у швей церковному шитью, ведь прежде я никогда этим не занималась,  шила светскую одежду. Двух недель мне хватило: они работали, я смотрела, всему научилась в работе,  освоилась. А потом так получилось, что одна заболела, а вторая ушла в декрет, и после они уже не вернулись в собор. Я осталась одна, и настоятель тогда решил, что для собора одной швеи достаточно: на тот момент перед мастерской не стояло задачи выполнять заказы, шилось только то, что требовалось собору и его клирикам. Я пришла работать в 2002 году, а до этого лет пять-шесть мастерская существовала. Были 90-е годы, в Пскове храмы, прежде пустые и заброшенные, только начали возвращаться к жизни открываться храмы. Шили облачения - их попросту не было в те времена. Только появлялась церковная ткань - до этого шили из портьерной. Ткань для штор в советское время была самой красивой. Сейчас шьем из парчи, шелка, вискозы.

В мастерской шьется исключительно церковное облачение - для священников, диаконов. Также я ремонтирую церковную одежду. Сейчас работы прибавилось: начали принимать заказы, появилось много желающих пошить облачение.

- В чем специфика церковного шитья?

- Технология пошива та же, что и в случае светской одежды: по выкройке мы собираем все детали - манжет, рукав, спинка, воротничок и так далее, но раскрой другой. Кроится все индивидуально, по меркам. Что-то рисуем на бумаге, делаем выкройку, схематично рисуем прямо на ткани мелом или мылом. Что-то - делаем по лекалам, меняя очертания в зависимости от размеров.

Мерки снимаются как обычно - сантиметровой лентой. Магазинное все равно приходится исправлять, перешивать, индивидуальный пошив всегда удобнее.

- Что вы шьете сейчас?

- Обычная работа - пошив ряс, подрясников, белых подризников.

- Сколько времени уходит на пошив облачения?

- На комплект священнического облачения уходит целая рабочая неделя, 5 дней. Дьяконское шьется быстрее.

- Подскажите, почему на Рождество шьются комплекты именно в белом цвете?

- Цвет в одежде священника имеет символическое значение. Цвет господских праздников, Рождества, Крещения - белый, желтый - цвет повседеневных и дней поминовения святых. Все богородичные праздники связаны с голубым цветом, красный - Пасхальный и мученический. Зеленый - цвет Троицы и преподобных. Черный это великопостный цвет, а фиолетовый используется в воскресные дни Великого поста и на Воздвижение Креста Господня.

Вот с белого начнем и постепенно обновим все облачение соборных священников, которому уже по 10-15 лет. Все бесконечно находится в ремонте. Все ведь постоянно стирается, изнашивается.

- А в машинке можно облачение церковное стирать?

- Да, конечно. Сейчас планируем приобрести большую стиральную машину, хотя бы на 4 облачения. Стираем, гладим. То, что пошито индивидуально, из машинки выходит как новое, а вот то, что куплено уже готовым, садится от стирки, качество не то.

- В Пскове шьют церковное облачение и утварь только в Троицком соборе?

- Кроме собора, церковные швеи есть в монастырях. Монашеское мы здесь не шьем, хотя я не так давно обучилась по благословению настоятеля отца Алексия на пошив монашеского облачения, ездила в Псково-Печерский монастырь. Там шьют для мужчин, а в Снетогорском и в Елиазарово шьют монашеское облачение для женщин. Черные клобуки, мантии... Мантия - это мечта моей жизни, представляете - 40 складок на спине заложено? Прямо от горловины сборки накладываются, складочка каждая до полу прометывается. Потом каждый сгиб парафином намазывается и проглаживается утюгом. Мантии не стирают, а если стирают, то опять сметывают складки и снова промазывают их парафином, чтобы держалась долго.

- Головные уборы тоже умеете шить?

- Здесь мы шьем скуфьи - это повседневный головной убор. А еще клобуки и камилавки (это клобук, но без нАметки - покрывала из шёлка или другой ткани). Обычно они бархатные.

- На чем вы шьете?

- Машинку нам отдали по нашей просьбе на фабрике «Славянка». Очень хорошая, служит безупречно. В мастерской есть и промышленная прямострочная машина, и оверлоки - двух- и трехниточный для обработки среза, есть машинка для отделочной строчки. Мечтаем о появлении машинки для вышивки - церкви надо много красивых предметов с вышивкой: закладочки, пелены на стол, покровцы, вышивку делают и на воротничках. Если будет такая машина - будет очень хорошо!

- Какая ваша работа больше всего запомнилась вам?

- Наверное, самое трепетное, когда шьешь священническое облачение. Его не так часто приходится шить. В облачении все имеет смысл, символическое значение, каждая деталь комплекта.

- В усидчивости и внимательности, которые требуются для шитья, вам помогает вера?

- Конечно. Это большая ответственность. С вязанием проще: связал не так - и распустил. А здесь уж если разрезал... Я даже больше, чем семь раз отмериваю. Когда черчу на ткани, всегда еще раз-другой с сантиметровой лентой пройду, чтоб только не ошибиться.

Теги: #РПЦ
Лента новостей